Поиск по сайту

25 Января 2018

Цифровой музей в шести шляпках

Наше исследование о трансформации музейной деятельности под влиянием Всемирной паутины


Автор: Александра Петкау Автор: Александра Петкау
Мне нравится!

На карте нашего города в скором времени появится точка, которая привлечет к себе лучших специалистов культуры из разных городов России. С 8 по 9 февраля по инициативе Управления культуры Администрации города Екатеринбурга и при поддержке Правительства и Министерства культуры Свердловской области состоится первый Уральский региональный культурный форум Culturalica. Любой культурный разговор рано или поздно выходит на дискуссионный вопрос о влиянии цифровой среды на восприятие искусства. Представляем вашему вниманию наше исследование, в рамках которого мы посмотрели на проблему влияния технологий на музейное пространство с разных сторон при опоре на метод шести шляп, придуманный английским экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.

Преимущество метода заключается в исключении стереотипного видения ситуации, посредством  поочередной мысленной примерки  шести шляп. У каждой из них свой цвет, а, значит, и символическое значение, вскрывающее многослойность рассматриваемого вопроса. Сразу же ответим ратующим за то, что на протяжении всей истории человечества наука и искусства шли рука об руку, мы с вами полностью согласны, но в данном тексте-размышлении будет идти речь о качественно ином технологическом сдвиге. Изобретение фотографии и кино замещается возникновением принципиально иных форм творчества. Цифровые искусства вбирают в себя видео-арт, нет-арт (тот же самый вебсайт – чем не искусство?), виртуальный флешбом и другое. Краски, кисточки, мастихин временно отложены в сторону – на авансцене компьютерные программы с прописанными кодами.

Опорой в рассуждениях нам послужили результаты опроса 63 жителей Екатеринбурга с разным уровнем образования и профессиональной деятельности, которые составили три возрастные группы респондентов. К молодежной группе мы отнесли 25 студентов в возрасте от 17 до 24 лет Уральского федерального университета. В группу зрелого возраста вошли 23 респондента от 25 до 49 лет. К старшей возрастной группе мы отнесли 15 человек от 50 до 82 лет. Специалисты музейной сферы и люди с ограниченными возможностями здоровья тоже поделились с нами своим мнением. Фоном же послужила интерпретация текстов классиков, занимающихся проблематикой культурных практик цифровой среды. Ну что, готовы? Примерка начинается.

Белая шляпа

Данный головной убор призван акцентировать внимание на причинно-следственных связях и закономерностях в развитии явления. Культура партиципации (или культура соучастия) раскрыта в концепции одного из первых медиасследователей Генри Дженкинса. Идея заключается в том, что в современных реалиях посетитель музея из пассивного потребителя превращается в активного производителя культурного события, то есть он предстает в виде  протодизайнера культурных ценностей, зашифрованных в том или ином музейном объекте.

Кажется, что премудрость невелика: надеть 3D очки в музее может каждый, и вряд ли увиденная картинка будет слишком разной для смотрящих. Дело в другом – интернет-технологии дают нам вожделенный wow-эффект сразу же, без сложных интеллектуальных усилий. Наталья Гальона, заведующая мультимедиатекой «Русский музей: Виртуальный филиал», которая расположена в Уральском федеральном университете, в разговоре с нами отметила одну важную вещь: «Посещение музея – это событие». Разница заключается лишь в том, что мы понимаем под этим событием.

Примечательно суждение сценариста и режиссера Майкла Толкина, который после встречи с начинающими кинематографистами сказал следующее: «Те, кто младше тридцати, в большинстве своем не помнят историю искусства или что-либо еще, что старше пятнадцати лет. Это поколение, выросшее на кабельном телевидении и новых фильмах, кормили культурой, которая была в большей степени ориентирована на рынок, чем культура старших поколений. Сегодня маркетолог сидит у них внутри». Эта цитата была опубликована в известной книге Джона Сибрука «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры», в которой автор продолжает мысль своего друга Толкина и вводит понятие культуры супермаркетов. В супермаркете каждый может выбрать продукт по своему вкусу. Вспомните  ваш последний поход по музею (традиционному или виртуальному – не важно) и скажите честно, неужели у вас не закружилась голова от обилия экспонатов? Успели ли вы все обойти? Скорее всего, на последний вопрос вы ответили «нет», потому что в музейном пространстве XXI века это сделать достаточно сложно. Чтобы выделиться на полке (читайте – в выставочном зале) экспонаты приходится укутывать блестящей оберткой в виде технологий.

Твиттер-акция  #MuseumSelfie

Instagram становится красочным окном в реальный мир, его окружение должно быть ему под стать. На днях, 17 января, в сети прошла Международная твиттер-акция  #MuseumSelfie. В этот день пользователи социальных сетей из всех уголков Земли опубликовали фотографии самих себя на фоне музейных экспозиций. Понятие дополненной реальности сейчас является модным – о совмещении оффлайн и онлайн пространства, кажется, знают все. Этот флешбом показывает, что разделение между виртуальными выставками и традиционными становится достаточно условным – человек находится в здании музея, но мыслями и душой он в мобильном пространстве. Казнить нельзя помиловать: что выбрать для интернет-технологий в музеях? Проблема очерчена, снимаем белую шляпу и надеваем другую.

Красная шляпа

В красной шляпе невозможно думать ни о чем, кроме как об эмоциональной стороне нашей tickle point. Ну что ж, давайте представим холодный январский вечер, который мы готовы посвятить только себе. До отпуска еще далеко, а приобщиться к прекрасному европейскому и американскому искусству очень хочется. Благо, теперь эта проблема решается в пару кликов. Пальцы на клавиатуре быстро перебегут от одной буквы к другой, и вот вы уже путешествуете по виртуальным залам вашингтонской Национальной галереи искусств и рассматриваете скульптуры из древнего Ангкора. Пара минут, и на экране появляются известные экспонаты парижского Лувра.

Рамочная идиллия вновь оказывается не так идеальна внутри. Что дает нам такой культурный опыт? Разумеется, лучше увидеть египетские реликвии в интернет-пространстве, чем не знать о них совсем, но сравнится ли это с «живым» контактом с произведением искусства или историческим артефактом?

Одно из самых ригидных и сложно меняющих пространств искусства пропиталось новыми технологическими веяниями и взрастило новые отростки культуры. «Медиатор – это слово, которое сейчас у всех на устах. – говорит Наталья Гальона. –  Вопрос состоит в том, кто стоит между зрителем и произведением искусства? К нам в музей приходят люди разных возрастов: и молодому, и пожилому нам нужно сначала показать на своем примере, объяснить ту или иную технологию в музее, тогда это работает с полноценной отдачей». Об этом же говорят и участники нашего анкетирования: «Лично мне больше нравится прийти на групповую экскурсию, а не одному все азы искусства постигать» (молодежная группа); «Единственный опыт виртуальной выставки у меня был на каком-то сайте одного из британских музеев. Экспозиция была посвящена древним ископаемым, точнее я не  запомнила. Все-таки в музее контакт с экскурсоводом дает намного больше, чем общение с экраном» (группа зрелого возраста); «Виртуальный музей … в нем долго не пробудешь, только если что-то конкретное посмотреть» (старшая возрастная группа). Даже общий взгляд на результаты анкетирования показывает, что эмоционального накала при посещении виртуальных выставок ждать не стоит. Время не ждет, снимаем красную шляпу и берем другую.

Черная шляпа

Ну что же, пора побыть пессимистами и высветить все слабые точки вопроса. В качестве главных минусов использования интернет-технологий в музейном пространстве можно назвать угрозу перехода из сферы искусства в сферу развлечения. Как лектор легко может превратиться в конферансье в угоду слушателям с клиповым мышлением, так и в музее могут легко покачнуть маятник искусства, облегчить его, аргументируя потребностью выживать и зарабатывать.

Другой минус – слабое знание технологических штучек. Представьте, что вы стоите на перроне, но знаете, что вам нужно сесть в поезд, иначе он уйдет, открыть его двери можно только с помощью QR кода. Метафорически описанная ситуация часто происходит и в оффлайн-музее: пожилой человек может стоять (как на перроне) перед описанием картины и творческого пути художника, но в сам вагон (в плоскость важной конвергентной информации) так и не может зайти. В анкетах респонденты старшей возрастной группы нередко отвечали следующее: «Возраст! Этим все сказано»; «Я не слишком хорошо разбираюсь в компьютерах»; «Только с детьми могу зайти, пусть они все настроят сначала».

С другой стороны, чрезмерная технологическая подкованность тоже чревата: «У нашего поколения настоящая номофобия (от «no mobile phobia» – прим. ред), все и так в компьютерах, технологиях, приходим в музей, а там то же самое. А как же картины?» (молодежная группа); «Музеям необходимо не отставать от технологического прогресса, чтобы не терять посетителей, но он должен оставаться МУЗЕЕМ!!!!» (молодежная группа).

Дадим только одну иллюстрацию в подтверждение указанных мнений. Как говорится, далее текст не для слабонервных. Шведские ученые подсчитали, что средний потребитель проверяет свой смартфон более 150 раз за день. А теперь посчитайте это в часах, в годах своей жизни. Страшно?

У медали есть не только реверс, но и аверс. Меняем шляпу.


Виртуальный тур по музеям Екатеринбурга

Желтая шляпа

Поговорим о плюсах. Как ни странно, но это стоимость билета. Простое математическое упражнение: базовый билет в традиционный музей стоит 250 рублей (например, в Екатеринбургский музей изобразительных искусств), в технологически мощно оснащенный «Музей Б.Н. Ельцина» – 200 рублей.

Второй плюс – технологии позволяют музею давать междисциплинарный контент. Если мы возьмем современные тренды в научных исследованиях, то увидим, что все они связаны именно с совмещением наук: актуальны вопросы психолингвистики (психология + лингвистика), лингвокультурологии (лингвистика + культурология) – список можно легко продолжить.

Третий плюс – развитие чувствительности человека при восприятии искусства. Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют шанс «почувствовать искусство». Татьяна Зюликова по профессии переводчик, участник театральной студии «Инклюзион. Школа. Екатеринбург». Татьяна не может видеть. В Екатеринбурге не так много технологически оснащенных выставок. Одна из них – «Единомышленники» – прошла в Ельцин Центре. В работу над созданием выставки была включена группа из четырех посетителей московского музея современного искусства «Гараж» с разными формами инвалидности — «единомышленников». Работы художников с мировым именем были представлены вкупе с современными технологиями.

После «Единомышленников» Татьяна вышла и сказала: «Теперь я увидела современное искусство, про которое так много перевожу текстов». В 2017 году Татьяна была на трех выставках (в Ельцин Центре на выставке «Единомышленники», на Четвертой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, на экспозиции «Видеть невидимое» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, на которой было представлено семь рельефных копий знаменитых произведений западноевропейского искусства). Между тем, Татьяне хотелось бы посещать выставки намного чаще, но технологических возможностей в наших музеях пока не так много. Кладем эту шляпу на полку и примеряем другую.

Зеленая шляпа

Этот головной убор отвечает за креативность.  Цифровые искусства представлены на разных фестивалях, один из них – международный фестиваль аудиовизуальных экспериментов и мультимедиа искусства Plums Fest, который традиционно проходит в рамках Московской ночи музеев. Прийти на него может любой желающий. В Екатеринбурге подобные фестивали тоже можно встретить, но они уступают соседям – Москве и Санкт-Петербургу – в масштабах. И это как раз тот случай, когда можно и нужно нажать всего несколько кнопок на своем компьютере и оказаться в эпицентре культурной цифровой жизни.

Инсталляция Гийома Мармана «Timée»

Приведем один пример. Несколько лет назад в Центре современного искусства М’АРС медиахудожники из Франции и России представили аудиовизуальные инсталляции в рамках проекта «Пятое измерение: сингулярность». На ней Гийом Марман посредством инсталляции «Timée» с помощью современных средств иллюстрирует теорию Платона о звуке в пространстве. Согласитесь, креативный подход! Примечательно то, что посещение этой выставки не смогло бы отменить чтение сочинений древнегреческого философа, но позволило бы посмотреть на основные постулаты под другим углом. Наверное, самое ценное, что дает такой опыт – новый взгляд и вдохновение. У нас осталась одна шляпа.

Синяя шляпа

Этот головной убор призывает подвести итоги. Известно, что вся история искусства строится на борьбе старого и нового, но предыдущий взгляд на вещи не вымывается как песок – он остается для тех, кому он нужен. В этом и кроется главный ответ. Искусство должно объединять разных людей: и новаторов, и консерваторов. Этот тезис особенно актуален в эпоху идеологических манипуляций. Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа,  в одном из интервью отметил: «Во всем мире большинство людей терпеть не могут современное искусство: оно провокативно и плохо пахнет. И все же, статистика показывает, что в Петербурге стало чуть-чуть больше заинтересованных людей». Смеем отметить, что в Екатеринбурге таких людей тоже достаточно: так, площадки проекта Четвертой Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Новая грамотность» посетили более 40 тысяч человек в 2017 году. С чем связан такой успех? Может быть, с тем, что цифровое искусство воздействует на все органы чувств, предлагает нам визуальный, психологический, физический шум, который будит что-то важное в нас самих. Примерка шести шляп показала нам, что «технологичность» сама по себе не цель, а средство, которое помогает достучаться до самого главного – до людских сердец.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры