Поиск по сайту

29 Января 2018

Давайте радоваться мелочам

Два рецепта, как разбудить в себе художника, от Музейного центра «Гамаюн»


Мне нравится!

С 25 января в Екатеринбургском музейном центре народного творчества «Гамаюн» работают две выставки самодеятельных художников: первая – «Будем знакомы» – дебют Любови Бессоновой и ее картин; вторая – «Здравствуй, праздник» Елены Чижовой, расписывающей деревянных матрешек, куколок, шкатулки гуашью и акварелью.

Музейный центр «Гамаюн» продолжает открывать и поддерживать самодеятельных художников города, организуя их выставки. И правда, что еще может дать такой же творческий подъем, как общение творческого человека со своими зрителями! Обе художницы,не сговариваясь, просят не судить их работы, не критиковать, а попытаться увидеть, как они делятся с нами, своими зрителями, счастьем, а еще свободой выражать себя, творить.

Любовь Викторовна Бессонова рассказывает, что любила рисовать с детства: одно из ярких впечатлений – шикарный по тем временам набор из 48 цветных карандашей, который ей подарили в детстве родители на Новый год! Но творила она только для себя – срисовывала советские открытки. В школе и техникуме с радостью отзывалась, когда надо было раскрасить стенгазету. Творчество выходило наружу, но не системно, как редкая возможность, сокровище.

 

«Дети догадались, а может, я сама бессознательно проговорилась, но в 2014 году мне подарили сертификат на мастер-класс по рисунку, – вспоминает Любовь Викторовна. – Этот мастер-класс стал резким толчком к тому, чтобы начать рисовать. Знание, полученное от преподавателя, как делать карандашный рисунок, видеть тени, как правильно смотреть на фигуру или сюжет, как создавать композицию – все это придало мне уверенности, я начала рисовать». Теперь в коллекции художницы есть пейзажи, натюрморты, бытовые сцены, нарисованные акрилом или масляными красками. Новые техники Любовь Бессонова осваивает самостоятельно: читает книги, «подсматривает» за великими мастерами, иногда ходит на мастер-классы к художникам.

«Когда перестаешь бояться рисовать, рука сама водит, – проговаривается в нашей беседе Любовь Викторовна. – В голове у нас есть барьеры, нерешительность – и это наши главные враги. Вот, к примеру, я начинала с акрила и долго боялась переходить на масло, потому что думала, что это серьезно, что ошибок быть не должно. Но потом я поняла, что я просто сама себя от страха загоняю в угол, что надо просто пробовать, и так потихоньку-потихоньку перешла на масло. Я года два на этот страх потеряла». Теперь художница поставила себе новую цель – научиться рисовать лица, и чего у нее точно нет, так это страха новых горизонтов.

 

После того, как Любовь Викторовна начала рисовать, она стала видеть мир другими глазами – глазами художника: «Теперь я могу смотреть на что-то и думать, как бы это смотрелось на полотне, какое сочетание цветов, какие тени, какая композиция! Я постоянно фотографирую на телефон, а потом складываю фотографии в папку на компьютере, где я сохраняю то, что хочу нарисовать. Теперь смотрю фильмы и дошла до того, что начинаю кадрировать их, сохранять стоп-кадры, чтобы разбирать, как они выстроены, что меня привлекло в них». Но картины только что дебютировавшей художницы – это не один к одному срисованные фотографии, видно, что Любовь Викторовна пропускает сюжеты через себя: уголок в саду цветет не в пример пышнее, чем его реальный прототип; связка рыбы и кусочек кокосовой скорлупы говорит больше о душевном состоянии, чем о фиксировании быта; пионы драматичны, а парижская улица – это скорее картина о ностальгии, чем о самом Париже. В ее работах есть и экспрессия, и минор, и крупные планы, и панорамы, детали и фантастика, а будет в них еще больше, потому что «всему свое время», как несколько раз повторила в беседе художница.

 

Котики, старушки, дети – эти и другие персонажи авторства Елены Чижовой заселились в одной из витрин Музейного центра «Гамаюн». Художница рисует по дереву, из-под ее руки выходят матрешки, браслеты, досочки, пасхальные яйца и шкатулки. Народные промыслы здесь соседствуют с популярными современными мотивами: к примеру, сказочной палехской росписью и девичьими образами Виктории Кирдий. Училась рисовать Елена Николаевна в студии при Доме культуры железнодорожников у Александра Мицника.

Елена Николаевна уже опытный художник – участница многих выставок, ярмарок, конкурсов: ее картина даже брала гран-при на конкурсе «Екатеринбургские родники». Ее история – это история о том, как заниматься творчеством, как не отказывать себе в рисовании, когда тебе не позволяют это делать вроде бы непреодолимые обстоятельства – аллергия на один из компонентов в краске, из-за которой пришлось оставить масло. Но по счастливой случайности в одном из путешествий по стране Елена познакомилась с известным мастером росписи по дереву Натальей Бардиной (Калязин, Тверская область), которая подсказала ей, что можно рисовать по дереву красками, которые дают даже детям, – гуашью и акварелью.

 

На открытии выставки художницу окружали коллеги, с которыми она делилась секретами грунтовки дерева, особенностями разведения краски, то и дело слышались ее подбадривания: «Главное – пробуйте, тогда вы сами все почувствуете!», поэтому в разговоре с ней мы обязательно спрашиваем, что для нее значит делиться опытом. «После знакомства с Натальей Бардиной, которую я считаю для себя авторитетом, я поняла, что надо делиться, надо опыт передавать – это условие твоего роста, – раскрывает свой, пожалуй, главный секрет художница. – Меня очень радует и вдохновляет, когда я узнаю, что люди начинают заниматься творчеством, особенно уже в возрасте. Надо делиться секретиками, и так, чтобы человек понимал и заряжался идеей, что только руку протяни, только начни действовать, и у тебя начнет все получаться. Пусть пока получается на начальном уровне, по мере накопления опыта, но получается сразу у всех, кто хоть сколько-нибудь чем-то занимается, потому что мы все демонстрируем свое видение мира. Это касается и профессиональных художников, и любителей».

Расписанные фигурки Елены Чижовой – тонкая работа: старушки, девушки, котики – все прорисованы до малейших деталей. У бабушек из-под руки Елены Николаевны удивительно молодые глаза, а у каждого котика – свое выражение лица (язык не поворачивается назвать его мордашкой!). За каждой серией виден труд, и мы находим подтверждение этому в словах художницы: «Я стараюсь «выбивать» линию, чтобы работа была профессиональной. Когда изучаю какую-нибудь технику росписи, что-то начинаю, то перерываю кучу информации, много отсматриваю профессиональных работ. Вот, к примеру, палехская роспись, наверное, только с двенадцатой попытки у меня получился. А как я училась рисовать эти складки! В этом стремлении меня держит четкое понимание, что мне это нравится и мне это нужно, поэтому я и пытаюсь снова и снова». Ответ на вопрос, зачем это ей нужно, Елена Николаевна формулирует четко: «Мне нравится, когда мои работы радуют людей, и они говорят мне об этом. И я не люблю критику. Я сама вижу недостатки, но я выношу свое творчество на люди и хочу, чтобы они видели мое движение, от чего я отталкивалась, с чего начинала, как я развиваюсь». А вдохновляет и дает силы на постоянное развитие художнице русская природа, ее уникальность в каждой мелочи и талантливые люди, которых вокруг становится все больше.

 

Этими двумя выставками «Гамаюн» объединил художниц – уже опытную и только начинающую, – основной потребностью которых является творчество, выражение себя для того, чтобы делиться счастьем и радостью с другими. У них есть общий взгляд на жизнь: он особый и редкий для сегодняшнего дня, потому что не зацикливается на плохом. И Елена Чижова, и Любовь Бессонова видят хорошее и считают своим долгом делиться этим хорошим с другими. Творчество из редкой возможности стало их стилем жизни, определением смысла, ценностью. В историях этих двух художниц – рецепт того, как не отказывать самому себе и находить гармонию и лучшее, что есть вокруг, самостоятельно, не требуя от жизни готовых решений, с коротким отрезком времени от «хотелось бы этим заняться» к «я это делаю».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга