Поиск по сайту

03 Февраля 2018

Мудрость и изящество

О выставке «Стекло и керамика Китая» в ЕМИИ


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Екатеринбургский музей изобразительного искусства представил коллекцию китайского фарфора и стекла из собрания Алексея Глазырина. Выставка примечательна не только изысканными вазами с причудливым, поразительным в своей детальности, рисунком. В экспозиции, впервые для Екатеринбурга, посетитель сможет увидеть экспонаты, созданные из китайского стекла.

При посещении экспозиции может показаться, что просмотр «Стекла и керамики Китая» не займет у вас много времени: под выставку выделены лишь два зала, а произведения китайского искусства не ютятся в витринах по три-четыре предмета на одной полке. Но при ближайшем рассмотрении даже одного экспоната к посетителю придет понимание – эту выставку просто так не «пробежать». Узоры, украшающие дары Поднебесной, в совокупности со стильным дизайном (такой, например, имеют  сосуды типа гу, ритуальных кубков для вина, форма которых возникла во втором тысячелетии до нашей эры и гораздо позже была воспроизведена китайцами в стекле), завораживают, заставляют подойти поближе и надолго остановиться перед каждым из представленных предметов.

Помимо прочего, особенность новой экспозиции ЕМИИ в том, что известно имя владельца предметов: обычно коллекционеры стремятся скрывать свою личность и проводить выставки в качестве анонимов из-за страха о дальнейшей судьбе собрания. Коллекционер, предоставивший экспонаты для выставки – Алексей Глазырин, также являющийся соучредителем первого профессионального джаз-клуба Екатеринбурга EverJazz и обладателем звания лауреата национальной премии «Медиаменеджер России».

Китай и предметы с ним связанные являются для Алексея не просто темой для коллекционирования, но символизируют семейную память, ведь долгое время, с 1917-го по 1947 год, семья Глазырина жила в Поднебесной. Вернувшись, они привезли с собой и многочисленные предметы китайского быта, среди которых рос будущий коллекционер, проникаясь любовью к изящным и наполненным мудростью вещам еще в детстве.

Фарфоровое производство всегда считалось в Китае деятельностью, направленной на создание произведений искусства: очень редко вы можете встретить китайскую вазу, использующуюся по назначению или карандашницу, в которой хранятся письменные принадлежности. Вещи были призваны создавать благоприятную среду для полета мысли, творчества и созидания, а не для банального использования в быту. Тем не менее, в коллекции Глазырина есть и такой предмет, как темная керамическая глазированная  ваза, принадлежащая к XIV веку. Её стенки толсты и, скорее всего, были предназначены для хранения пищевых продуктов.

Привычные для Китая цвета росписи фарфора – белый и голубой. На выставке бело-голубое семейство представлено одним из важных и редких для России экспонатов – вазой с композицией «Три друга зимы». Но почему же пестрые и разнообразные по цвету, сюжеты стали вытеснять классические и благородные цвета? Ответ прост: в Европе заинтересовались Китайским фарфором и китайцы, желая удовлетворить вкус европейца стали наносить на свои произведения сюжеты, включающие в себя разные цвета.

Благодаря сложившемуся у китайских мастеров мнению о том, что жители Европы любят пестроту, в китайском фарфоре появились различные «цветовые семьи», представленные и на открывшейся выставке: семья бело-голубого фарфора, бело-розового, черное, желтое и зеленое семейства.

Если же вы вдруг заметите в экспозиции «кривоватую» вазу, а может керамику с подозрительной вмятиной, не стоит мысленно уличать недобросовестных продавцов антиквариата или создателей выставки, ведь такое несовершенство является только лишним доказательством подлинности экспоната. Естественность – одна из главных эстетических категорий для китайцев и мастер, извлекший из печи деформированную в процессе обжига, вазу, не начинал бить тревогу, сокрушаясь об искаженности созданного предмета, ведь значит, этого захотел сам материал, и такой формы для сосуда требует сама природа.

Стекло в Китае – отдельная тема для длинного и очень интересного разговора. Привлекший внимание китайских мастеров венецианский материал, привезенный миссионерами, способствовал появлению художественного стекла и в Поднебесной. Стекольное производство стало одним из направлений декоративно-прикладного творчества лишь в конце XVII века.

Покоренные европейскими произведениями из стекла, китайцы все же не занимались слепым копированием или подделкой понравившихся изделий. Взяв за основу пример венецианцев, и пытаясь добиться такой же прозрачности как в привезенном миссионерами материале, мастера Поднебесной создавали новую форму или совершенствовали уже существующие техники производства стекла. Например, нагнетая в жидкий материал воздуха, в связи с чем появлялся эффект «снежных хлопьев» – заключенных навечно между стенками стекла пузырьков воздуха. На выставке такой эффект можно увидеть в необычайной красоты бело-розовой вазе XIX века, по длинному горлышку и объемному низу которой среди аккуратно вырезанных из розового стекла цветов будто порхают живые бабочки.

Присмотревшись к объемному рисунку на стеклянных экспонатах выставки, без труда можно уловить сходство китайской резьбы по стеклу с бронзовым литьем или резьбой по камню, например нефриту.  Так проявляется мастерство китайских художников, умевших воспроизводить один материал в другом, пусть и совершенно ином по составу – прекрасная и отличительная способность мудрых созидателей увидеть схожее в разном.

Показательным примером синтеза европейского и китайского искусств является стеклянная ваза «Лотосовый пруд», будто вся состоящая из свернутых листьев лотоса. Тонкая и трогательно изящная работа на дальнем расстоянии неотличима от европейской, но вблизи зрителю вырисовывается совершенно восточный сюжет, состоящий из рыбок, похожих на восточного карпа Кои, и завихренных ветром волн.

Выставка включает в себя предметы китайского фарфорового, керамического и стеклянного искусства в достаточно обширный период XIV-XX веков. Экспозиция «Стекло и керамика Китая» проработает до первого апреля, предоставляя посетителю уникальную возможность своими глазами увидеть, как традиционное искусство Поднебесной, синтезировавшись с европейским, создало новые художественные решения, прекрасно вписывающиеся и в современный художественный контекст.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга