Поиск по сайту

15 Февраля 2018

Уральский камень и политика

Лекция из цикла «Малахитовая дипломатия» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Людмила Будрина, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, продолжила знакомить интересующихся камнерезным и ювелирным искусством с «Малахитовой дипломатией» в истории России – одним из способов русских царей строить внешнюю политику.

Уральский малахит и байкальский лазурит сосредоточились в самых величественных дворцах Европы. Русские монархи строили свою внешнюю политику, сплетаясь брачными узами с европейскими монаршими семьями, если же заключить брак не удавалось, просто дружили. И дружба, и свадьба подкреплялись дорогими подарками, в качестве которых и выступал русский цветной камень. «Русские цари деликатно инкрустировали русский камень в историю Европы», – очень точно охарактеризовала это явление Людмила Будрина. В этот раз на лекции речь шла об истории Баварского королевства, просуществовавшего немногим более ста лет. И история этой страны тесно связана с историей России.

Первым предметом, о котором рассказала лектор, стала загадочная жардиньерка из малахита и бронзы (работа 1820 года), принадлежавшая старшей сестре Елизаветы Алексеевны Каролине Баденской, жене первого короля Баварии Максимилиана I. Каролина Баденская была впечатлена богатством интерьеров русских дворцов и хотела «как у сестры», поэтому интерьеры покоев Каролины Баденской черпают идеи в залах Эрмитажа. Так как история Королевства Бавария (революция в 1918 году) в начале XX века отчасти схожа с историей России – в частности, в отношении музейных коллекций, – то часть атрибуции предметов утеряна. Но большинство исследователей сходится во мнении, что этот предмет был сделан из уральского малахита, а собирался с бронзовыми деталями во французском ателье Пьера-Филиппа Томира.

Людвиг I – второй король Королевства Бавария – стал первым королем-романтиком. Он увлекался античностью, стилем Древней Греции и строил дворцы, похожие на палаццо. Работы его архитектора Лео фон Кленце так приглянулись Николаю I, что тот пригласил архитектора в Россию. Одна из самых известных его работ – это здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

В истории династии Романовых есть, по крайней мере, один брак по любви – это брак Марии Николаевны, любимой дочери Николая I, с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, внуком императрицы Жозефины и младшим сыном Евгения Богарне и Августы, дочери первого баварского короля. Николай I позволил этому браку быть, но не отпустил дочь из страны, поэтому герцог баварский переезжает в Россию. Благодаря именно этой молодой чете в Санкт-Петербурге появляется Мариинский дворец. Кстати, несколько предметов из дома этой семьи (картины, кресло и вазы из коллекции Евгения Богарне) оказались в Екатеринбургском музее изобразительных искусств в рамках дара «Эрмитаж спасенный», а ваза производства Екатеринбургской гранильной фабрики, подаренная на эту свадьбу баварскому двору от русского, все еще стоит в одном из Залов Нибелунгов Резиденции в Мюнхене.

Один из самых интересных европейских монархов и загадочная личность – Людвиг II. Александр III посетил Баварию с супругой и дочерью с целью познакомиться поближе с Людвигом II, которого рассматривали в качестве возможного кандидата в супруги великой княжны. Брак этот не состоялся, но из путешествия родилась многолетняя дружба баварского короля и русской императрицы, которая помогала ему украшать его замки (в частности, знаменитый Нойшванштайн, растиражированный Диснеем). Людвиг II вырос в Залах Нибелунгов, и это фантастическое сказочное прошлое в сочетании с пограничным психологическим состоянием (до сих пор есть серьезные подозрения, был ли этот король Баварии психически здоров), повлияли на его мироощущение – излишне романтическое. Оно не могло не подкрепляться музыкой Вагнера, которую он страстно любил.

Мария Александровна посылала своему другу готовые камнерезные шедевры из России и камень для украшения стен. Во дворцах Людвига II есть очень много предметов, которые весьма похожи на вещи из Эрмитажа. Один из любимых дворцов этого монарха – Линдерхоф – обнаруживает его специфический вкус: неоклассицизм снаружи и избыточная эклектика, соединяющая в себе барокко, шале, мавританский стиль и прочие стили, внутри. Интерьер настолько чрезмерен, что заметить на общих планах какие-либо детали практически невозможно, но, тем не менее, в этом интерьере есть очень много предметов, изготовленных из русского камня на Екатеринбургской гранильной фабрике.

В нашу эру прагматичности, когда у всего, что нас непосредственно окружает, должна быть многофункциональность, нам трудно сразу осознать ценность предметов, у которых только одна функция – «быть просто красивыми». Но, вглядываясь в них, в их форму, материал, окружение, изучая их историю и истории личностей, которым эти предметы служили, мы можем хотя бы на миг прочувствовать мировоззрение людей того времени, для которых «просто красиво» было достаточно.

И давайте признаемся друг другу честно: изучать любителю мировую историю и внешнюю политику нашей страны двухвековой давности трудно. Возможно потому, что сознанию не на что опереться. А уральские самоцветы, предметы камнерезного и ювелирного искусства, то, что нам так знакомо, то, что мы много раз видели, помогают сделать эту историю ближе – уже не так сложно разбираться в запутанных европейских королевских династиях, сложных интригах и конфликтах на территории Европы XIX века. Узнав историю русского камня, узнаешь тесно переплетенную историю европейских монарших династий, а это уже по-новому открывает глаза на историю XX века, которую мы не можем воспринимать во всей полноте хотя бы потому, что резко оборвали связь с тем, какими мы были в XIX веке. И каких бы точек зрения мы не придерживались в оценке прошлого, при взгляде на шедевры русских мастеров обработки камня, да и вообще русское искусство того времени, возникает чувство, похожее на национальную гордость, независимо от наших политических и социальных идеалов.

Цикл «Малахитовая дипломатия» Людмилы Будриной еще продолжится раскрытием тайн и загадок, утверждением значимости камнерезного искусства в культуре и истории (следите за анонсами).

Фото интерьера – Зеркальный зал замка Линдерхоф (Бавария)

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов