Поиск по сайту

20 Февраля 2018

Открыл сумку – заглянул в душу

Выставка «Что ты несешь» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В пятницу в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка-исследование, главным героем которого стала… сумка. Двойственное название «Что ты несешь» интригует не меньше, чем обозначенный предмет, да и сама выставка не только отвечает на какие-то вопросы, но и задает их современному посетителю.

На выставке – восемь разделов и бесчисленное, на первый взгляд, множество образцов сумок различных форм, эпох, стилей. «Авоська на каждый день», «Портфель для дела», «Чемодан в дорогу», «Сумка напоказ», «Мешок с товаром», «Пакет с покупками», «Багаж переживаний» и «Сумка как текст» — четкие смысловые блоки, которые без труда разглядит посетитель любого уровня подготовки, объединены не хронологией или региональной принадлежностью, а, прежде всего, содержанием. В каждом из блоков – любопытнейший материал для изучения. Кураторы выставки признаются, что, собирая материал, и сами прежде всего ставили перед собой цель проанализировать, как менялся образ сумки на протяжении времени, что этот аксессуар символизировал в традиционном искусстве и как интерпретируется в современном, какое место занимал в реалиях прошлого и дня сегодняшнего.

Героем выставки сумка стала благодаря тому, что в искусстве этот образ фигурирует достаточно давно, ибо испокон веков обеспечивает важную потребность человека – носить с собой необходимые вещи. Однако сумка — это не только часть имиджа: в большинстве случаев она рассматривается как инструмент создания художественного образа, и экспозиция выставки позволяет нам проследить необыкновенный путь превращения сумки из элемента композиции в самостоятельный и самоценный эстетический объект.

Экспозиция начинается с важного для этой темы раздела – «Авоська на каждый день». Здесь сумка фиксирует будничные практики, является атрибутом повседневной жизни. Любой узнает представленные в этом разделе сюжеты: румяную соседку с авоськой (Иван Лубенников «Тамара! Подожди! (Подъезд)), школьника, уронившего портфель (Федор Ершов «Утро 9 мая). Соседствует с этим блоком «Чемодан в дорогу» – здесь сумка выступает уже как атрибут пути. Блок открывается картиной «Античный мотив», на которой запечатлен судьбоносный момент, переживаемый путником в дороге. Однако здесь же можно увидеть и более обыденные сюжеты – будничные, исторические, фронтовые. Вот момент основания Екатеринбурга – Татищева и де Геннина обступили переселенцы с котомками; вот – возвращение домой солдата с потрепанным вещмешком. В каждом из этих сюжетов багаж – это нечто ценное, что помогает путешественнику в преодолении пути.

Следующий блок представлен советской живописью и графикой: в «Портфеле для дела» сумка –маркер профессиональной принадлежности или специфической деятельности героя. Здесь можно увидеть и пионеров, и охотников, и военных, и почтальонов, и медсестру, и геолога, — но говорить об их профессии будет не только костюм, но и столь необходимый аксессуар. В некоем противоречии рядом с «Портфелем для дела» располагается «Сумка напоказ», и здесь сумка выступает именно важным элементом внешнего облика. Этот раздел представлен фотографиями Виталия Пустовалова, который запечатлел Б.У.Кашкина с его сумками, ведь Б.У.Кашкин и сумка – очень плотная и крепкая связка. Это хорошо показано и на картине Екатерины Шолоховой: мастер идет по улице Толмачева, а в руках у него – сумка, наполненная характерными для него предметами, особое место среди которых занимает термос, чаем из которого Б.У.Кашкин всегда угощал всех вокруг… Таким образом, сумка здесь, в сущности, могла бы заменить самого художника – ее изображение было бы вполне самодостаточным.

Рядом висят и реальные сумки художника, которые он расписывал совместно с обществом «Картинник». Это обычные старые советские сумки, которые, благодаря росписи, воплощают эстетические принципы Б.У.Кашкина и являются самым настоящим раритетом. Также здесь представлены сумки уже современных художников – членов нижнетагильской арт-группы ЖКП. Они не только позволяют «распознать» художника в толпе, но и служат реальным многофункциональным инструментом, который позволяет носить с собой все необходимые материалы. Дополняют эту картину две фондовые картины ЕМИИ: «Старая манси» (сумка здесь – важный элемент национальной одежды, традиционного костюма) и «Мама идет в театр» (сумка – символ момента светского выхода).

Дальше в свои права вступает базарная тема. В разделе «Мешки с товаром» сумка становится символом благосостояния и коммерческого предпринимательства (Ким Бритов «Базар») или же наоборот – маркером тяжелой, безвыходной ситуации (Михаил Никонов «Трудные годы»). Здесь же – частичка экзотической атмосферы уличной торговли, представленной в акварелях Михаила Кичигина: художник изобразил повседневную жизнь китайских торговцев. Еще один штрих к портрету торговых отношений – работа прибалтийского художника Даце Лиела, изображающая жизнь морского торгового порта.

Тема торговли продолжается и в следующем блоке, однако здесь она рассматривается уже с позиции потребления. Раздел «Пакет с покупками» весьма многогранен и точно заставит задержаться в зале подольше, разглядывая зомбообразных пучеглазых людей с отвисающими от тяжести пакетов руками, людей, бредущих от «Меги» и «Ашана» на полотнах цикла «Шоппинг» екатеринбургского художника Виктора Корьякина. Здесь же присутствует картина Любови Александровой «Суета сует» — название передает отношение художницы к тому, что она изобразила на картине: всевозможные приятные мелочи, которыми хотели бы обладать женщины начала 1980-х. В диалог с картиной вступает инсталляция, подготовленная кураторами выставки: они попросили подписчиков ЕМИИ в Instagram выложить в сеть содержимое своих сумок, чтобы попытаться получить представление о ценностях современных людей, больше узнать о характере того или иного обладателя сумки и понять, насколько универсален набор того, что мы носим с собой.

Еще один штрих этого блока – подборка 13 трендовых видеороликов с YouTube, транслирующих публичную демонстрацию своих сумок. И здесь же – инсталляция арт-группы Злые «Persona Consumer» («Человек потребляющий»), которая обращает наше внимание уже не на содержимое, а на оболочку – полиэтиленовые пакеты, которые за долговечностью жизни рискуют стать реальными памятниками нашей цивилизации. Вопрос «Что ты несешь» таким образом плавно эволюционирует в вопрос «Что ты оставляешь за собой на планете?» Над ответом на этот вопрос рассуждают и Джереми Планкетт («Хорошего дня»), и Сергей Базилев (триптих «Источник»).

«Кладите в голову только самое ценное и самое нужное», — призывает нас художница Алиса Гаршенина, демонстрируя сумку в форме головы, которая является функциональной, но при этом позволяет отразить творческий путь самой художницы. Эта работа открывает любопытный блок «Сумка как текст», в котором сумка – уже не часть художественного замысла, а полноценный объект внимания, эстетического смысла и повод для создания произведения. В этом разделе собраны работы современных художников: Владимир Селезнев представляет серию «Мои учителя», которая объединяет сумки с портретами знаменитостей и подписями, создающими комический эффект (так, откровенный портрет Эммануэль подписан «Учительница первая моя», а Жака Ива Кусто – «Учитель географии»). Здесь же можно увидеть набор поясных и нагрудных сумок Анны Черепановой из группы ЖКП: проект носит название «Уральское раскрепощение», и нетрудно догадаться, почему: сумки выполнены в виде частей тела, и, по мнению художницы, позволяют закутанному и закрытому уральскому человеку почувствовать себя более свободным, откровенным и естественным.

Тематический блок, о котором хочется сказать в последнюю очередь, вовсе не последний по значимости. Называется он «Багаж переживаний», и сумка здесь становится вместилищем нематериального опыта. Открывает раздел знаковая работа Леонида Тишкова «Чемодан отца»: самые дорогие воспоминания о семье словно бы хранятся в чемодане, окутанные теплым мягким светом. Эту линию продолжает ряд произведений того же художника из альбома «Мешки»: автор показывает нам, что в мешках можно найти все, что угодно: звездное небо, близкого или чужого человека, волну или стаю птиц. А можно обнаружить, что как личность нас определяет вовсе не мешок (то, что снаружи), а его содержимое. Рядышком расположились знаменитые даблоиды Леонида Тишкова; даблоид, по мифологии художника, это альтер-эго человека, его «сгусток», помещенный в авоську, — тем самым Тишков говорит нам, что главная наша ноша – это мы сами, наше сознание, мысли и мировосприятие.

Сумки и пакеты, представленные в этом разделе, призваны сохранить неуловимое – память о семье, как в случае с «Багажом переживаний» Тишкова, любимое время года (акция Олега Елового «Консервация зимы») или современное искусство (пакеты-журналы «Шар Мир Добро» с непредсказуемой «начинкой», создаваемые арт-группой ЖКП). Этот блок мягко уравновешивает предыдущий и подводит некий итог всей выставки, заставляя нас задуматься, что страшнее – пустая сумка или пустая голова, а также что мы несем с собой и оставляем после себя. Быть может, эти вопросы побудят посетителей выставки пересмотреть содержимое своих сумочек, рюкзаков, чемоданов и пакетов – и тем самым прислушаться к самим себе.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов