Поиск по сайту

06 Марта 2018

Крик души. Исповедь старичка

Картины-загадки на новой выставке в Музее наивного искусства


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В Музее наивного искусства до 15 апреля работает выставка «Люди Белого Бога». На ней представлены живопись Эчика Барцева, фрагменты рукописей автора и этнографические фотографии уральских марийцев – обрядовая жизнь, фотопробы и кадры из фильма «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко.

«Крик души. Исповедь старичка» – так называется нескончаемая книга-дневник, которую пишет Эчик Александрович Барцев всю жизнь. Определенную исповедальность несут в себе и его картины.

На вопрос, кем он работал, он отвечает так: «Это неправильный вопрос. Лучше спросите, кем я не работал». Моторист, электрик, шофер, тракторист, комбайнер, бульдозерист, слесарь-ремонтник, учитель начальных классов и инженер-конструктор – в личной жизни, за рамками профессий, он успевал объездить всю страну на лыжах зимой или на велосипеде (до южной границы тогда еще Казахской ССР) или на плавательном средстве летом – исходил Чусовую от истока до устья вдоль и поперек. Грамотная письменная речь, каллиграфический почерк – современным школьникам есть чему позавидовать у Эчика Александровича, но, тем не менее, его детство было наитяжелейшими годами жизни: родился в 1936 году в деревне Кугу-Кожлоял Марийской республики в большой семье, где было семеро детей, его родители погибли во время Великой Отечественной войны – в начале войны из жизни ушел отец, а затем и мать. Самому старшему ребенку в семье, сестре Эчика Александровича, на тот момент было около 13 лет, а ему самому – 5 лет: и они начали жить детским хозяйством – работали с младенчества на обеспечение себя. 5-летний мальчик в семье отвечал за изготовление обуви и кроликов, помогал старшим в огороде и по дому. Когда чуть подрос, то работал на сплаве леса. Ему повезло – он встретил в жизни учителя, который заинтересовал его учебой, а затем и живописью. Сам Эчик Александрович вспоминает это так: «У меня был учитель, с которым я дружил. Взрослых в то время, сами понимаете, мало было в моем окружении. И я к нему привязался. Он был художником-самоучкой, и я тоже начал рисовать сначала в подражание, а потом втянулся».

Почему так важно знать биографические данные наивного художника? Потому что его творчество – постоянная рефлексия жизни: личной жизни – биографических данных, истории семьи, истории народа, истории страны. Андрей Анатольевич Бобрихин, куратор выставки, называет главную предпосылку взяться за кисти таких художников «штопанием биографии»: «Это то, что психологи называют компенсацией травмы – детские переживания выливаются в живописные сюжеты через много лет».

Вот, к примеру, останавливаемся у картины «Безотцовщина». В центре – окурок, лежащий на траве, а по краям женщина и сын, которого наказывают за курение. В своих рукописях Барцев очень много рассуждает о безотцовщине – это явление настолько масштабно в его жизни, что вырастает до раздумий о судьбах марийского народа в общем. Его первая рефлексия состоялась в тот день, когда он 5-летим бегал по избе вокруг стола, на котором лежала мертвая мама, а взрослые соседи готовили ее к погребению – он сам рассказывает об этом. Поэтому его основные сюжеты – семья: частные сцены свадьбы, праздников, бытовые сцены – и все они об одном, как бы было, если бы, к примеру, мама была жива: ругала бы она его за окурок, как бы проходило сватание к невесте в ее обществе, как бы отмечали праздники с ней, как бы они вели свой ежедневный быт ВМЕСТЕ и так далее.

«Мне интересны люди, которых я знаю или когда-то знал – реальные люди интереснее, чем придуманные, даже если их нет давно со мной, – рассказывает нам о своих героях Эчик Барцев. – Я своим героям рисую лица по памяти. Они все настоящие».

Эти сюжеты изобилуют деталями – сознательными и бессознательными. Возможно, с первого взгляда они не поддаются современным зрителям, но стоит погрузиться в то, что мы знаем о том времени, и мы становимся эмоциональными наблюдателями страшных по сегодняшним меркам сюжетов. Вот молодая женщина с ребенком перемалывают колоски на жерновах, картина называется «Новый урожай». Казалось бы, радоваться надо, но у девушки на глазах слезы, а само полотно сверху перекрывает треугольник тени: мы понимаем, что колосья тайком утащены во время сбора колхозного урожая. В то время можно было получить за это тюремный срок, но голод был сильнее. А на картине «Кормилец» множество интересных деталей, но мы остановимся на одной: в центре идет мальчик – глава семьи, потому что мужчины погибли на войне. И он единственная надежда в семье. На нем кирзовые сапоги – очень большие по размеру: то, что осталось от отца, других нет.

Вторым уровнем у художника представлены сюжеты о марийской культуре: праздниках, корнях марийцев. Эти картины тоже очень детальны и наполнены житейской мудростью – по ним можно изучать историю, культуру и мировоззрение марийского народа. Картины сюжетно добавляют фотографии из экспедиций по изучению марийской культуры Андрея Бобрихина.

Еще один сюжетный уровень картин – уральская природа. Эчик Александрович исколесил и исходил Урал. В его картинах природа – вневременной пласт, не поддающийся описанию открытыми физическими законами. Не все еще дано человеку, считает художник (и это, заметьте, при том, что он человек инженерного склада, конструктор – в чем можно будет убедиться по его чертежам и изобретениям, представленным на выставке). Возможно, поэтому в его картинах природа живет своей жизнью, независимой от человека, и в ней все живое – и облака, и камни. Все наделено душой, поэтому, разглядывая эту природу, можно увидеть тайные лица.

Несмотря на все серьезные и трагические сюжеты картины Эчика Барцева заряжают верой в людей, в то, что все будет хорошо. И, наверное, главная заслуга в этом самого художника – самобытного, открытого, мудрого и очень светлого человека, показывающего нам свои картины-загадки.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга