Поиск по сайту

27 Марта 2018

Кому современное искусство?!

Комплексное исследование зрительской аудитории в крупных городах России


Мне нравится!

23 марта в ГЦСИ состоялась презентация большого маркетингового и социокультурного исследования аудитории современного искусства. Проект был реализован на грант Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Организаторами проекта выступили Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки и развития современного искусства «За Арт», Уральский филиал РОСИЗО-ГЦСИ, Екатеринбургская академия современного искусства и Фонд «Социум».

На презентации присутствовали участники команды проекта, модератором выступил Дмитрий Москвин, руководитель научно-просветительского отдела Уральского ГЦСИ.

Во вступительном слове Дмитрий Москвин напомнил о предыстории этого амбициозного исследования. Источником интереса к теме изучения зрительской аудитории стала стратегическая программа Управления культуры  «Екатеринбург ­- мегаполис культуры и искусства», разработанная в 2012 году. Силами ЕАСИ в 2013 году был проведен первый анализ, в результате которого специалисты столкнулись с тем, что словосочетание «современное искусство» вызывает у зрителя столь негативные коннотации, что в профессиональной среде высказывались мнения даже отказаться от этого термина. И вот в 2017 году благодаря выигранному гранту В. Потанина началась новая большая работа, которая велась год.

Новизна и актуальность исследования не только в комплексном подходе и географическом охвате, но и принципиальном региональном уклоне - в проекте приняли участие 7 нестоличных городов: Екатеринбург, Нижний Новгород, Норильск, Пермь, Томск, Тюмень и Челябинск. Целью исследования было создание максимально полного портрета посетителей площадок, выставок и мероприятий, представляющих современное искусство, а также выявление потенциальных зрительских групп и определение методов их вовлечения в коммуникацию с арт-институциями.

Команда проекта представила 4 презентации с краткими итогами работы.

Первым докладчиком по концептуальным основам проекта выступила Петрова Лариса Евгеньевна, кандидат социологических наук, доцент, проректор по научной и инновационной работе ЕАСИ.

В своем докладе Лариса Петрова подчеркнула, что аудитория современного искусства в рамках исследования рассматривается в новых реалиях социального контекста. Происходит потребительский сдвиг в отношении культурных практик: возрастает роль креативных услуг в разных сферах, формируется стремление активно провести время, в том числе и культурно, с ориентацией на развитие и коммуникацию. Люди стали более насмотренными, они больше путешествуют за границу, интересуются искусством в интернете. С другой стороны,  активно развиваются и появляются новые арт-площадки и крупные фестивали в регионах. Все это способствует легитимизации современного искусства и увеличению масштабов культурной публики, а посещение музеев превращается в форму досуга.

Методы исследования заимствовались из социологии и маркетинга. Целевая аудитория была сегментирована по трем составляющим: ядро (каждый месяц посещают арт-площадки), периферия (нерегулярное посещение, раз в несколько месяцев) и перспективная (есть потенциальный интерес, но либо не ходят, либо пришли в первый раз).

В ходе работы было обращение к разным группам респондентов: зрителям (в том числе 2100 аккаунтов подписчиков в соцсетях, 838 стандартизованных и 27 глубинных интервью); экспертам (67 экспертных интервью); этнографическое изучение площадок современного искусства в ходе полевых экспедиций (14 полевых дневников, описание 17 площадок в 7 городах). Отдельное изучение проведено во время IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

В результате оправдали себя следующие гипотезы:

  • Эксперты находятся в плену «воображаемой» аудитории;
  • Социально-демографический портрет аудитории вторичен, важнее социокультурный капитал и ценностная мотивация (стиль жизни, занятость, идентичность);
  • Важность поколенческих и консьюмеристских традиций;
  • Значимость контекста города в формировании восприятия современного искусства (инфраструктура культурных институций, позиция властей, человеческий капитал).

Презентацию доклада смотрите здесь

Следующее выступление Бурлуцкой Марии Георгиевны, кандидата социологических наук, руководителя новационных проектов фонда «Социум», было посвящено изучению местной публики. Эксперт отметила, что годовое посещение аудитории музеев в Екатеринбурге возрастает. В целом, площадки посещает каждый второй горожанин. Были проанализированы сегменты аудитории в событийном разрезе (открытие выставок, крупные городские фестивали – Ночь музеев, Уральская биеннале, текущая работа музеев). Более полно раскрыты привычки, мотивация и образы посетителей. Презентацию доклада смотрите здесь

Последние два выступления были об исследовании аудитории IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Екатерина Неменко, кандидат философских наук, преподаватель Уральского федерального университета, рассказала о методе глубинных интервью с посетителями биеннале (было проведено 30 интервью от 40 минут до 1,5 часов) с целью выявить стиль жизни типичной аудитории подобных фестивалей. Презентацию доклада смотрите здесь

Дарья Маликова, магистр Манчестерского университета по социальной психологии, главный специалист научно-просветительского отдела Уральского филиала РОСИЗО-ГЦСИ, рассказала о мотивации посетителей биеннале и практике арт-медиации. Интересно, что по результатам опросов и интервью, наиболее значимые мотивы посещения выставок современного искусства связаны не с эмоциональной стороной, эпатажем или социальными смыслами, а с саморазвитием – это познавательные мотивы, стимулирующие творческое мышление и расширение кругозора. Исходя из потребностей, были выделены четыре зрительских типажа: «интеллектуалы», «прогрессивные творческие», «отдыхающие», «увлеченные».

Именно «интеллектуалы» (35%) оказались основной аудиторией биеннале, что обусловило популярность двух таких форматов, как лекции и арт-медиация – особые экскурсии, которые превращают посетителя из пассивного слушателя в участника диалога, вовлекают в общение и дискуссии. В целом, несмотря на позитивный фон отзывов аудитории, в опросе о содержательной характеристике современного искусства, большинство (17%) написали, что оно «непонятно». Презентацию доклада смотрите здесь

После выступлений слушатели задавали команде экспертов вопросы о практических результатах исследования: как контент выставки влияет на публику, возможно ли на основе представленных данных разработать сценарии взаимодействия со зрителем, как вообще этот конкретный проект способен расширить аудиторию современного искусства.

Эксперт Лариса Петрова отметила, что проект – только первый импульс в направлении анализа аудитории в условиях современных музейных партиципаторных практик и следующим шагом могла бы стать организованная в городе методическая школа по изучению посетителей культурных институций.

Директор Уральского ГЦСИ Анна Пьянкова резюмировала, что в актуальном искусстве зритель – такая же ценность, как и творец, поэтому сейчас важно понимать его мотивацию, откликаться и правильно выстраивать диалог. Проведенное исследование дает более детализированный взгляд на аудиторию и должно помочь разным культурным учреждениям  предоставить инструменты коммуницирования со зрителем.

Ближайшим результатом проекта будет сайт artauditoria.ru, который уже наполняется контентом, а также книга тиражом 2000 экземпляров под рабочим названием «Кому современное искусство?». Она поможет арт-площадкам самостоятельно или с привлечением сторонних исследователей проводить изучение ситуации у себя в городах с целью повышения качества работы с аудиторией и создания новых продуктов и услуг. Книга будет представлена на международном фестивале «Интермузей», который пройдет с 31 мая по 3 июня 2018 г. в Москве.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга