Поиск по сайту

16 Апреля 2018

Артем Беркович: «Важно быть обращенным к людям и не замыкаться в безнадежном снобизме»

Интервью с куратором екатеринбургского Центра фотографии «Март»


Беседовала Екатерина Юркова Беседовала Екатерина Юркова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Пространство галереи «Март» не перестает меняться, а выставки, проходящие в ее стенах, удивляют своим разнообразием. Один из ее основателей и куратор центра фотографии Артем Беркович активно участвует и вне галерейной жизни. Историк-архивист и автор международных фотопроектов является создателем множества посвященных фотоискусству мероприятий. Мы встретились с Артемом для того, чтобы обсудить проходящую в Ельцин Центре выставку «Урал Бажова: сила места», а заодно подробнее узнать, что собой представляет небольшая галерея в центре города.

— Расскажите, пожалуйста, о выставке в Ельцин Центре, почему для нее была выбрана именно бажовская тема?

— Это наш совместный проект с Объединенным музеем писателей Урала. К тому же 2018 — год юбилея Бажова. В данном случае я не столько выбирал тему, сколько взгляд на нее. А поскольку у меня есть опыт работы с архивными фотографиями, то интереснее было сделать именно фотовыставку. Разумеется, я работал не один. Ядро нашего творческого коллектива Георгий Григорьев, заведующий Домом-музеем П. Бажова, и куратор Центра фотографии «Март» Раиса Зорина.

Выставка состоит из трех разделов, в каждом из них фотографии дополнены текстами Бажова из сказов, документальной прозы или переписки. Первый — жизнь писателя в контексте истории страны. Второй раздел посвящен дореволюционному Екатеринбургу, каким его описал Бажов. Он приехал в Екатеринбург десятилетним ребенком, потом много лет здесь преподавал. Город Бажова отличается от наших сегодняшних представлений о нем, фантазия и реальность не одно и тоже.

Дореволюционный Екатеринбург нам хочется видеть лучше, чем он был на самом деле. Мы смотрим на него глазами путешественника, разглядывающего видовые открытки. Бажов же в этом городе жил: ходил по немощеным улицам, покупал необходимые вещи на рынках. Его детство проходило, как у всякого подростка, среди мест, которые были точками притяжения для горожан — это, прежде всего, площади, рынки и магазины. На выставке мы старались показать город с разных сторон: и парадный Екатеринбург, и город жизни обычных людей, каким был писатель, когда приехал из маленького заводского поселка.

В третьем разделе выставки мы искали точки пересечения между фотографией, эпохой и уральскими сказами Бажова. На первый взгляд это кажется невозможным, ведь перед нами волшебная сказка. Писатель вдохновлялся многими источниками: фольклором, народным языком, немецкими романтиками… Но в тоже время в сказах Бажова много бытовых деталей и подробностей, связанных с конкретными местами. Волшебные сказы не в последнюю очередь выросли из его жизненного опыта, из общения с людьми. Поэтому мы объединили на выставке художественную фотографию и фотографию документальную, вымысел и правду, образ и свидетельство современника.

Мы включили в экспозицию фотографии Федора Телкова (фотографа из Екатеринбурга, члена Союза фотохудожников России с 2008 года — прим. ред.) из его проекта «Сказы». Федор шел по стопам Бажова, но он не иллюстрировал какие-то сказы конкретно, он скорее пытался воссоздать мифологическую картину мира. Его работы объединены с портретами жителей Сысерти начала ХХ века. Эти люди были современниками и собеседниками Павла Петровича, жили в буквальном смысле через две или три улицы от дома, где родился писатель. Те, кому на фотографиях 20 лет с небольшим — ровесники автора «Малахитовой шкатулки» — дети, с которыми он вырос, с кем вместе играл.

Мы попытались в этих людях угадать героев Бажова. Они не прототипы, но ничто не мешает соотнести персонаж из сказа с типажом и характером, который мы видим на фотографии. В ряде случаев, как мне кажется, они удачно совпали. Сейчас краеведы пытаются установить имена и биографии людей с фото. Это существенно, и, в то же самое время, не так важно, потому что перед нами наглядный пример того, как образ может дополнять и интерпретировать факт.  Когда мы смотрим на бытовые портреты жителей Сысерти через тексты Павла Петровича, то эти фотографии начинают обретать новые неожиданные смыслы. Герои сказов рождались из общения с современниками, но писатель перенес их в другую эпоху — до отмены крепостного права.

Таким образом мы объединили на одной выставке работы Федора Телкова, фотографии рабочих сысертских заводов и сказы Бажова. Мне кажется, что это плодотворный путь. Так на героев Бажова до сих пор никто не смотрел. Никто раньше не видел персонажей Бажова в реальной жизни. Многочисленные иллюстрации отсылают совсем к другой традиции – к искусству модерна или к фильму Птушко. С малых лет все представляют бажовских героев через детскую сказку, сочиненную даже не Бажовым, а совсем другими людьми. Мы же постарались приблизить сегодняшнее восприятие мира писателя к действительным историческим реалиям.

Работа Федора Телкова из проекта «Сказы»

— Вы являетесь одним из создателей Центра фотографии «Март». Расскажите о галерее и как вы пришли к ее созданию?

— Идея создать галерею принадлежит нашему директору Денису Тарасову (екатеринбургскому фотографу, президенту Фонда развития фотографии, председателю Свердловского отделения Союза фотохудожников России — прим. ред.). Мы с Раисой Зориной поддержали его инициативу. Так как у нас есть большой опыт работы с фотографией, мы решили, почему бы не реализовать этот опыт в частной галерее.

За Центром фотографии «Март» нет какого-то крупного бизнеса, мы живем только за счет тех средств, которые сами зарабатываем. Мы некоммерческая галерея в том смысле, что не продаем авторские лимитированные отпечатки. В России не сложился арт-рынок, поэтому коммерческих галерей не так много, а в фотографическом мире тем более. Центр фотографии «Март» — учреждение культуры в буквальном смысле слова.

Наша галерея — это место встречи автора и зрителя. Мы работаем с разной фотографией — российской и мировой, сложной и популярной. В «Марте» есть бесплатная и доступная для каждого библиотека книг по фотографии. Но мы так долго работали в музее, что все равно наша деятельность тесно связана с историей. Например, следующая выставка будет посвящена роману Жюля Верна «Дети капитана Гранта», и там, в числе прочего, будет историческая составляющая. Кстати, делали мы выставку и по истории Городского пруда. Я надеюсь, что в этом году будет издан третий том моего проекта «Екатеринбург. История города в фотографии».

— У вас достаточно разнообразные темы для выставок — как вы их выбираете?

— Наш формат работы — это кураторские проекты, у нас не бывает персональных выставок. То есть мы формулируем некую идею или замысел и вокруг него строим экспозицию. Можно сказать, мы приглашаем авторов под тему. Но иногда и автор может подтолкнуть нас к новой идее.

Создание экспозиции — сложный процесс, как любое творчество. В учебниках пишут, как человек сел, все продумал, а потом реализовал, но в жизни так не бывает. Наш мозг состоит из двух полушарий: одно отвечает за рациональное мышление, другое — за образное. Одно нас заставляет нас мыслить логически, а другое — воспринимать мир интуитивно. Вот и мы отчасти понимаем, куда движемся, а отчасти нащупываем в темноте дорогу и так приходим к результату. Любой творческий процесс состоит из многих факторов, нельзя выделить один из них.

— Вы единственная фотографическая галерея в городе, которая занимается просветительской деятельностью в фотографической сфере?

— Я бы так не сказал. Сейчас в Ельцин Центре идет фотографическая выставка «Новый пейзаж», она сопровождается большой лекционной программой. В «Дом Метенкова» приезжают европейские и российские авторы по программе арт-резиденций, они выступают с лекциями. Все музеи и галереи сейчас стараются подготовить большую лекционную программу и глубже знакомить зрителей со смыслами своих выставок. В этом отношении мы работаем, как любой музей в мире.

— В чем тогда ваша уникальность?

— Мы работаем только с фотографией — и это первое, что нас отличает и определяет лицо Центра фотографии «Март». Но проблема в том, что сейчас с фотографией работают многие. Например, когда двадцать лет назад открылся «Дом Метенкова», считалось, что фотографии не место в художественном музее.

Выставочная политика «Марта» отличается тем, что каждая наша выставка — кураторский проект. Он всегда необычно оформлен и под каждую тему мы делаем оригинальный дизайн экспозиции. Посетители, приходя к нам на следующую выставку, оказываются как будто в новом пространстве. И если во время «Призрачного дома» оно интригующее, немного угрюмое, то на следующей экспозиции обстановка может стать яркой и красочной, а потом будет что-то совсем другое — мы стараемся не повторяться.

Как правило, мы работаем с уже состоявшимися авторами, завоевавшими признание в мире. Если это фотограф из США или Европы, то почти наверняка мы первые, кто показывает его творчество в России. Я надеюсь, у нас сложатся долгосрочные отношения с катайскими партнерами. Современная фотография Китая глубокая и интересная, мы будем знакомить с ней екатеринбургского зрителя.

Что касается лекционной программы, то она напрямую связана с выставкой и проходит регулярно. Если лекции «Дома Метенкова» и Ельцин Центра устраиваются в зависимости от текущей ситуации, то у нас каждый четверг проходит какое-то связанное с фотографией мероприятие. В «Марте» есть образовательная программа для школьников, иногда мы делаем мастер-классы для более продвинутых фотографов.

Мы стараемся придумывать и новые форматы. Например, «фоторинг». Находим двух фотографов, имеющих какую-то точку пересечения, например, жанр — портрет или автопортрет, а может, фотографии из путешествий или что-то другое. У участников должен быть разный взгляд на этот жанр, то есть они должны рассматривать его диаметрально противоположным образом. Получается такой фотографический батл, разумеется, без оскорблений. Авторы приглашают экспертов себе в поддержку, задают друг другу неудобные вопросы, и, в то же самое время, находят аргументы в свою защиту. Таким образом, и для художников что-то проговаривается более глубоко, и для зрителей какие-то вещи в жанре и в творчестве этих авторов становятся близкими и понятными.

Еще одна наша специализация состоит в том, что мы делаем выставки по мотивам литературных произведений. Фотография ищет какие-то новые импульсы и источники для развития на пересечении с другими искусствами. Я думаю, что мы и дальше будем продолжать работать не только со сложной литературой, но и литературой популярной, знакомой с детства.

Жюль Верн публиковал романы в альманахе «Журнал образования и развлечения», и мне кажется — это хороший слоган для любого учреждения культуры сегодня. Важно быть обращенным к людям, не замыкаться в безнадежном снобизме. С другой стороны, если все строить только на развлечениях, смысл работы пропадет. Нужно соблюсти грань между просветительским началом и развлекательным. Это вообще тот путь, по которому сегодня идет культура. Возьмем формат сериалов, которые раньше считались лишь развлечением для домохозяек, а теперь в них появляются по настоящему интересные высказывания. Цирк или анимация тоже могут достигать уровня серьезного произведения. А в жанр детектива, как у Достоевского или Шекспира, можно вложить самые важные и глубокие вещи. Мы стараемся найти баланс между сложным и понятным, элитарным и популярным.

— Куда будет двигаться галерея «Март» дальше, будете ли вы выходить за пределы музейной коробки?

— Я думаю, у нас не хватит ресурсов для такого выхода, в ближайшее время мы все-таки ограничимся нашим форматом. Скорее всего, мы будем искать новые формы работы с изображением. Но жизнь покажет, сегодня сложно загадывать на будущее и выстраивать долгосрочное планирование даже для крупных корпораций, которые обязаны планировать свою работу. А выставка как спектакль. У нее короткая жизнь «здесь и сейчас». Выставка создается, работает два-три месяца и умирает. Авторы и фотографии остаются, но их интерпретация, которую предложила конкретная экспозиция, переходит в область истории, чтобы уступить место следующей выставке.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга