Поиск по сайту

27 Апреля 2018

И шалом, и погром, и любовь

Выставка «Шалом! Еврейский быт и традиции в живописи Налины Хейфец» в Музее наивного искусства


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Вчера, 26 апреля, в Музее наивного искусства открылась необыкновенно теплая, светлая выставка. «Шалом! Еврейский быт и традиции в живописи Налины Хейфец» представили заведующий сектором наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств и куратор выставки Андрей Бобрихин, а также сама автор работ – художница Налина Хейфец. Мы побродили по выставке и, кажется, унесли с собой частичку света и любви, которыми картины Налины Александровны пропитаны насквозь.

Налина Хейфец – родом из Перми, русская. В юности вышла замуж за школьного друга Бориса Хейфеца – и стала частью большой еврейской семьи, в которой прожила всю жизнь. Никогда не рисовала – была учительницей русской и немецкой литературы и немецкого языка. Первую свою картину написала уже в солидном возрасте – и эта работа есть на выставке: из рамы на посетителя смотрит Борис Хейфец. Портрет мужа Налина написала незадолго после его смерти.

«Это было на восьмой или девятый день. Кому-то, может, покажется мистическим. Я проснулась в три часа ночи и увидела его лицо на потолке. Встала, вырезала из его рубахи спинку, натянула на пяльца. Дома была краска – шпакрил; ею я загрунтовала и тут же, не отрываясь, написала портрет», – вспоминает Налина Александровна. Художница рассказывает, что после трагической смерти мужа около двух лет не выходила из дома, практически ни с кем не общалась. «В это время я рисовала. А что делать? Чем-то надо себя занять. Как-то успокаиваешься немножко, пока рисуешь», – говорит Налина Хейфец.

Первые картины художницы, написанные ей в 1993-1996 годах, собраны в одном из залов второго этажа музея – совсем небольшой комнатке без окон. Именно к ним Налина Александровна идет сразу после того, как стихают вопросы посетителей. «Хочу к «психушкам», – с нежностью произносит она. «Психушки» – те самые картины, которые когда-то помогали ей хоть немножко облегчить страдания и тоску по мужу: «Молчание. День девятый», «В тихом омуте», «Невеста», «Тройственный союз» и другие. Сюрреалистичные, экспрессивные, они не могут не пугать… как не могут и не откликаться в сердце каждого, кто переживал трагедию расставания с близкими.

Но едва выходишь из комнатки с «психушками», как мрачные образы остаются позади – на посетителя смотрят нежные веселые глаза, чистые лица – столь любимые Налиной Александровной образы. На картинах можно видеть обряды, праздники, сюжеты из прозы («Дамский портной», «Тевье-молочник»), сцены из современной жизни еврейской общины в Перми, портреты родных, друзей и библейских персонажей, которые на выставке соседствуют в одном зале. Глядя на них, Налина Хейфец рассказывает, как семья хранила традиции, обряды, воспоминания еврейского народа: «Никто не обязывал соблюдать традиции, все было ненавязчиво, спокойно: перед субботой прибрать дом, вымыть окна, перемыть всю посуду и обязательно приготовить что-нибудь вкусное – чаще всего форшмак. Свекровь стряпала, свекр мыл сковородки, все ждали брата свекрови в гости – считалось, что суббота состоится, если в доме будет гость».

Говорит Налина и о том, как хочет поехать в Израиль, где она никогда не была, о друзьях, которые уезжали туда один за другим в 70-е – и о тех, кто помог ей пережить самые непростые времена. «Я пошла в синагогу после того, как осталась одна. И у меня появилось очень много друзей. Я ведь русская, и мои родители русские, но синагога меня приняла», — рассказывает Хейфец.

Признание за дружбу и поддержку, любовь к еврейскому народу, тонкое чувствование трагедии этого народа она и сейчас продолжает выплескивать на холсты. «Дорогие мои, тороплюсь сказать – у нас все благополучно. Погрома мы больше не боимся. Он был по всем правилам. Могу сообщить, что я жив. Убито всего семь человек», – гласит надпись под картиной 2018 года «Юношеский роман-3». А неподалеку – картина под названием «Юношеский роман-2» и с подписью: «Что значит, сколько? Сколько бы Вы ни заплатили, Вы покупаете ее по дешевке… разве это коза? Это не коза, это мать! Коза в доме, это же благодать в семье! Это же кринка молока, и сметана, и масло, и пахта тоже!».

Трагическое и комическое, погромы и анекдоты, ощущение особого предназначения всего народа, умение оставаться ироничными и самоироничными в любых ситуациях, в любую эпоху – Налина Александровна словно пишет один большой портрет еврейского народа, а выставка в Музее навивного искусства кажется истинным признанием в любви. Уходить с нее не хочется – а выходя, идешь осторожно, боясь растерять заполонившие душу образы, расплескать идущий от картин и остающийся в сердце свет.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры