Поиск по сайту

21 Мая 2018

Зримое и незримое

В екатеринбургском филиале ГЦСИ открылась выставка «Граница»


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Алексей Патентный Фото: Алексей Патентный
Мне нравится!

«Где кончается Европа и начинается Азия? На что влияют границы, и кто их проводит?» – так звучат вопросы, задаваемые кураторами выставки Инке Арнс и Тибо де Ройтером. Попыткой ответа на эти вопросы стали работы современных художников выставки «Граница», открывшейся 17 мая в екатеринбургском Государственном центре современного искусства.

«Граница» – многолетний художественный проект, который проводит Гете-институт в сотрудничестве с многочисленными партнерами. Выставка открылась в 2017 году в Москве, и за это время ее успели увидеть жители Санкт-Петербурга, Красноярска, Киева, Тбилиси, Минска и Дортмунда, а в  2018 году она добралась и до Екатеринбурга, ставшего восьмым городом проведения «Границы».

В работах выставки социальные, культурные, территориальные рубежи между Европой и Азией переосмыслены как условные образы. Зыбкие линии на стыке двух миров способны стираться и теряться на фоне мировой глобализации или наоборот вставать непреодолимой преградой между двумя разными философиями Востока и Запада.

У самого входа на экспозицию традиционно выставляется одна и та же работа Умиды Ахмедовой и Олега Карпова под названием «Заложники вечности». Простой сюжет –

 женщина из Узбекистана подметает дорогу – скрывает под собой несколько смыслов. Первый и самый поверхностный может быть таким – вы входите на выставку, но в голове у вас роятся мысли-впечатления от прошедшего дня, размышления по поводу произошедших событий или съеденной на завтрак яичницы. В таком случае женщина-дворник — призыв к тому, чтобы входя на выставку, вы очистились от не нужного груза и сконцентрировались на восприятии. 

Следующий, более глубокий и остросоциальный пласт может рассказать совсем иную историю. Ведь дорога, так тщательно убираемая женщиной (стоит отметить, что это происходит в дождь и дворник метет мокрую дорогу), – это часть ежедневного маршрута президента Узбекистана с 1938 по 2016 год Ислама Каримова. Правление Каримова оказалось фатальным для многих представителей оппозиции: многие из них были высланы из страны, другие сели в тюрьму. «Ислам Каримов правил Узбекистаном 27 лет, и за это время десятки, сотни, тысячи людей ежедневно вносили свою скромную лепту на алтарь его величия или, по крайней мере, делали вид. Женщина, подметающая президентскую трассу в дождь – одна из этих безызвестных героинь», — пишут о своей работе Умида Ахмедова и Олег Карпов.

Одной из работ, иллюстрирующей размытие границ между Европой и Азией, стала «Мы из Техаса»  Александра Угая. Черно-белые фотокарточки с изображениями людей в майках и ковбойских шляпах – типичные представители жителей американского Техаса. Но герои изображений – не только американцы. На фото, вы можете найти и жителей Казахстана, проживающих в одном из южных регионов, который на сленге называют Техасом. На карточках жители разных стран неотличимы друг от друга, так же как схожа и их жизнь, протекающая «не по закону, но «по понятиям». По мнению художника , «на самом деле граница проходит между справедливостью и несправедливостью, местными жителями и чужаками, между «Севером и Югом».

Художница из Украины Алина Копица заострила внимание на препятствиях, возникающих на рубежах между странами и на том, как быстро они могут быть стерты в отношении личного и публичного.  Если вы хотите выйти замуж за иностранца, то государству придется предоставить всю подноготную будущих супругов: как и где они познакомились, кто сделал предложение, какой доход у жениха. Апогеем проникновения в личное пространство становится требование распечатки разговоров двух людей, как доказательство их знакомства. Из подобной ситуации и возникла идея свадебного платья, покрытого текстом – перепиской художницы с ее будущим мужем – объект, выставляющий интимное общение между двумя людьми на всеобщее обозрение.

Современному искусству не чужд юмор, встречается он и на выставке «Граница». Здесь забавные и яркие работы еще острее обращают внимание на странности нашего мира. В работе участницы IV Уральской индустриальной биеннале Таус Махачевой «Девятнадцать в день» объединены 19 свадеб Махачкалы, проведенные в один день – 14 сентября 2014 года. Притворяясь приглашенным гостем, художница  фотографировалась с молодоженами, пила и ела. На фотографиях оказались запечатлены и представления жителей Дагестана о свадебной моде – смеси восточного и европейского стилей.

Акцентирует внимание на стремлении Запада быть похожим на Европу и видеоработа «Прощайте азиатские глаза» Натальи Дю из Казахстана. На экране – три сегмента с разными видео. На первом Наталья в образе гусеницы, на втором ей делают операцию по смене разреза глаз, а на третьем уже с «европейскими» глазами художница танцует в образе бабочки. Здесь очень важно самоощущение персонажа: в первом случает ощущение «некрасивости», невыразительности, а в последнем – полного преображения и свободы. Тем не менее, «биологический вид» образа остался неизменным, ведь, по словам Натальи Дю: «сколько бы насекомое не изменялось, его биологический вид остается прежним. Как бы удачно не прошла операция, она не сделает из меня европейку».

Экспозиция «Границы» отличается от нашего привычного представления выставки. Здесь нет традиционных картин, висящих на стенах, или экспонатов за стеклянными витринами. Каждый экспонат находится в пределах  собственного транспортировочного ящика, одинакового для всех, но отличного для каждой работы, так как «Граница» – выставка передвижная.

Экспозиционно-транспортировочные ящики в параллель основной мысли выставки  тоже будто «проверяют» собственные границы возможности и превращаются, то в постамент, то в демонстрационную витрину, подиум или кинотеатр.

Несмотря на то, что открылась выставка не в Екатеринбурге, а в Москве, тема ей задана самая уральская. По словам одного из кураторов, концептуальное решение «Границы» было найдено именно в столице Урала, где их  сопровождала очень милая, очень советская женщина из Гете-Института. В какой-то момент она сказала: «Ты знаешь, я живу в Азии, но моя дача в Европе» – с этой фразы и началось исследование линии границы между Европой и Азией, одной из реферных точек которого и стала выставка «Граница».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры