Поиск по сайту

02 Июня 2018

Сладко-горькое детство

О новой выставке Музея наивного искусства


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

С 1 июня по 9 сентября в Музее наивного искусства будет открыта выставка, включившая в себя картины-воспоминания о советском детстве. В экспозицию вошли десятки работ, созданных в период с 60-х по 90-е года ХХ века.

Екатеринбург все больше пропитывается любовью к наивному искусству. Видимо, в неакадемическом совершенстве людям видится что-то прекрасное: особая душа и особое настроение. Ничто так не подчеркивает близость искусства к человеку как искусство из народа. А когда оно создает свое высказывание о ностальгической поре детства, то близость эта становится почти родственной.

Первый зал встречает нас изображениями советского быта, его многочисленных практик и примет. С картин смотрят строгие дети в огромных, не по размеру шубах и не менее масштабных шапках, военные в мундирах и рабочие в синих халатах. Особое место отведено семейным праздникам, в детстве имеющим почти сакральный смысл. Обычно дети – это наблюдатели торжеств. Их взгляд внимательно подмечает детали, воспоминания о которых порой сохраняются нами на протяжении всей жизни, а кем-то бывают и написаны в картинах.

Если работы первого зала объединяет мотив дома, то уже в следующем происходит выход за пределы маленького мира отдельной семьи в мир большой, заполненный незнакомыми людьми и событиями, еще не до конца понятными детскому восприятию, но уже ощущаемыми как масштабные и очень важные. Так, военный период в детских воспоминаниях уральцев – это не сражения и не военные машины, а взгляд на вернувшегося инвалидом отца, радость от вести о победе на лице матери или старшего брата.

Нашла отражение в экспозиции и тема формовки советского пионера, обязательно включавшая в себя доблестный подвиг. Например, поимку английского шпиона. О контексте нравов советского времени намекает нам и лежащий за стеклом дневник с грозной записью красной ручкой: «До каких пор будет Дима опаздывать на политинформацию!».

Несмотря на то, что в выставке участвуют взрослые художники, представившие свои картины-воспоминания, есть в ней несколько работ, написанных детской рукой. Они представляют документальный пласт экспозиции. «Мы решили обратить внимание на голоса, которые никогда всерьез никто не рассматривал, – рассказал заведующий отделом наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств Андрей Бобрихин. – А ведь через творчество дети создавали свою собственную реальность».

Так, в центре первого выставочного зала стоит витрина с детскими письмами и рисунками. В них мы читаем незатейливые рассказы  о жизни на новом месте и просьбы, в которых между строк проявляется жуткая действительность тех лет. Например, письмо девочки Али из пионерского лагеря 70-х: «Здравствуй, моя дорогая мамочка, здорово в лагере, хоть и очень холодно. И я тебе писала, что здесь хорошо, но из-за того, что здесь холодно забери меня пожалуйста. Ты не смотри на то, что я так некрасиво пишу, я очень мерзну и даже плачу от холода. До свидания, мамочка. Аля». Есть и воспоминания уже взрослых людей, о том, как когда-то в детстве они видели, как их отца везут на расстрел. Тех, кому даже в детском саду воспитатели не разрешали играть с общими куклами и машинками, как детям «врагов народа».

Вновь вспомнить о детстве беззаботном и счастливом помогает третий зал экспозиции. В нем размещены картины, повествующие о деревенском лете: сенокосе, деревянном доме и лошадях. Здесь же разместилась и самобытная игра-инсталляция «АлКоМиЖед» Константина Хайдукова. В нее нельзя поиграть, но можно вглядеться в узнаваемые приметы детства-приключения, в котором каждый представлял себе собственный мир с придуманными им законами.

В мире, где господствуют взрослые, и их непонятные детской логике жестокие законы, ребенок всегда сможет найти маленькую частичку радости. Мы верим, что эта детская суперспособность не исчезает в нас с годами, а только прячется до той поры, пока не придет ее время. Работы выставки «Детство внутри» являются прямым доказательством нашей теории.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры