Поиск по сайту

14 Июня 2018

Малахит, луна, история

В одном из крупнейших арт-пространств города обновили экспозицию


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

14 июня открывшийся в феврале центр искусств «Главный проспект» представит свою новую экспозицию. А в ней – 35 исторических полотен Павла Рыженко из серии «Исторический реализм», работы одного из лучших камнерезов России Алексея Антонова, коллекция первого найденного на Урале самородного золота и работы Леонида Ротаря.

Первое, на что обращают внимание сами работники галереи, – это уникальные экспонаты в музее камня Владимира Пелепенко. Драгоценные камни всегда воспринимаются нами прекрасными сами по себе, но мастера камнерезного дома Алексея Антонова считают иначе и преобразуют их в живописные скульптуры.

 

Потрясающе детализированные фигуры кота в сапогах, кикиморы, Cнежной королевы, водяного и других сказочных персонажей созданы виртуозами камнерезного мастерства. Но при всей сложности работы с такими материалами, как кварцит, яшма, лазурит, нефрит, тигровый глаз, родонит, малахит, кахолонг, льдистый кварц, коралл и другие, каждый волос, каждая складка или узор выглядят реалистично. В работах камнерезного дома Алексея Антонова важна каждая деталь – рассматривать их можно часами, находя новые и новые подробности. На создание одного шедевра уходит от года, а работу невозможно повторить, ведь узор на камне, как отпечаток пальцев человека, – уникален.

 

Первый экспозиционный зал «Главного проспекта» встретит зрителя полотнами с сияющими фигурами людей «дейнековского» типа, парящих в небытии. Их автор Леонид Ротарь. Глядя на серию его картин «До завтра», кажется, что их сюжеты отсылают нас к теме Чемпионата мира по футболу. Но, приглядевшись, можно понять, что персонажи взаимодействуют вовсе не с каноничным футбольным мячом, а с абстрактным шаром, воспринять который можно в разных аспектах: от источника света или луны до символа планеты Земля, вместилища всего живого.

 

От картин Ротаря гости галереи перейдут к работам другого современного художника – Ивана Плюща, исследующего в своих работах феномен «не-места». «Не-место» – это пространства, лишающие человека индивидуальности, или места кратковременного и анонимного обитания, скоротечного прохода и проезда – метро, вокзалы, аэропорты, гостиницы, супермаркеты. На его картинах пейзаж прорисован и детализирован в отличие от человека, превращенного в безликую массу краски, стекающей по поверхности картины.

 

Далее следует чувственная абстракция Жофи Барабаш. Ее проект «Внутренние истории» состоит из двух частей. Первая – «Течения» – идеальное представление художницы о городе, где человеческая энергия сочетается с урбанистикой и становится симбиозом искусственного и природного. Вторая – «Моменты бытия» – является попыткой написания собственного дневника чувств через абстрактные живописные формы.

 

Самый светлый и просторный зал центра отдан под монументальные работы заслуженного художника России Павла Рыженко (1970 – 2014). В выставке «Исторический реализм» находятся не просто изображения, документирующие важнейшие из событий истории России. В ней – размышления Павла Рыженко о личностях, творящих ее. Будь то Пересвет, в смертельной схватке с Челубеем, или Николай II, или Малюта Скуратов – каждый персонаж осмыслен, разобран художником. Картины Рыженко не могут не потрясать своей эмоциональной силой. А проработанность каждого рисунка показывает, насколько важным было художнику передать детали описываемых событий. Иногда даже кажется, что смотришь не на живопись, а читаешь книгу, в которой летопись Российского государства.

 

Жемчужиной новой экспозиции центра искусств стала живописная инсталляция Кирилла Котешова «Древо жизни», создававшаяся для выставки «Актуальный рисунок» в Русском музее. На масштабном – в несколько метров – полотне изображены идеально пропорциональные люди, еще не знакомые с первородным грехом. Они сплетаются подобно корням и веткам дерева – символа жизни планеты и всего живого.

Захватывая все пространство выставочного зала, «Древо жизни» заставляет наблюдателя почувствовать себя одновременно великим и ничтожным. Величия придает возможность созерцать масштабную работу, чувствовать воздух, заложенный в ее композиции, но в то же время где-то внутри наблюдающего живет осознание невозможности существования идеальных и несокрушимых представителей человечества. Пугает и их одинаковость, превращающая величественные фигуры в безликую массу.

 

Новая экспозиция центра искусств «Главный проспект» вместила в себя работы, созданные с помощью разных техник и несущие в себе разное содержание, а потому и привлечет она разномыслящих людей. Благодаря же высокой концентрации абсолютно разного смысла, каждый из гостей сможет почерпнуть не только ожидаемые, но и совершенно неожиданные впечатления от смешения в своем сознании соседствующих идей.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Валентина / 15 Июня 2018 в 12:00

Обязательно буду смотреть. Заинтересовали работы Ротаря

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры