Поиск по сайту

29 Июня 2018

Царская семья: взгляд из безвременья

В Музее наивного искусства открылась выставка «Русская Голгофа»


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Тема у этой выставки трудная – столетняя годовщина расстрела царской семьи. На события вековой давности представлены четыре взгляда.

Экспозиция компактно разместилась в одном зале музея и состоит всего из двадцати полотен. Мало, однако, не покажется никому.

Первое, что бросается в глаза – эпический триптих Михаила Антонова. Три масштабных полотна. На одном изображен подсмотренный в фильме Карена Шахназарова «Цареубийца» момент расстрела в доме Ипатьева: отлетающие и опадающие к стене тела, брызги крови, дырки от пуль, ужас в застывших глазах. Сюжет другой картины – убийство Великого князя Михаила Александровича. Ночь, лес в лунном свете, мертвенно бледные лица, кровоточащие раны, золотые шестиугольные именные часы червонного золота в руках одного из участников расстрельной команды. Оба полотна – горизонтальные, между ними – вертикальная картина. На ней изображена девушка, бредущая по ночному лесу с крестом в руках и со скорбью на лице. В нее впились два отвратительных насекомых: у одного – голова Ленина, у другого – Троцкого. Девушка – Русь.

Работы Антонова предельно детализированы, полны движения, динамики. Впечатление они производят сильное и жуткое. Несомненно, они являются центром экспозиции. Написаны они были в 1990-1992 годах. Об авторе известно немногое: на Урал он приехал с Украины в конце восьмидесятых, жил в Билимбае.

«Триптих попал к нам лет восемь назад, и с тех пор ни дня не прошло, чтобы я не думал о том, показывать эти картины, можно ли их показывать вообще», – признался завотделом наивного искусства ЕМИИ, кандидат философских наук Андрей Бобрихин.

Трагические работы Антонова уравновешивают картины пермского художника Анны Аборкиной. Ее полотна тоже довольно масштабны, но вместо движения и надрыва – статуарные, плоские фигуры членов царской семьи, начиная с Михаила Никитича Романова, убитого в Пермском крае в начале XVIII века. Из своих работ художница составляет собственную уральскую мифологию Романовых.

Два других участника выставки – Сергей Шадрин из Алапаевска и Альберт Коровкин из Сысерти. В противовес масштабным полотнам Антонова и Аборкиной их работы небольшие по формату. На своих живописных, чуть размазанных картинах Шадрин изображает великих князей и их приближенных, по-своему реконструирует трагическое события. От Коровкина на экспозиции – всего одна картина, небольшая, но емкая по смыслу. На ней разворачивается целый сюжет: цесаревич Алексей на кораблике проплывает по реке Исети мимо шалаша, из которого вылезает Ленин в окружении дьявольских персонажей, но вот Алеша и его семья оказываются в объятиях ангела и поднимаются на небеса.

«Русская Голгофа» – четыре взгляда на одни и те же события, четыре восприятия. Эпический у Аборкиной, нежно-романтический у Коровкина, трезво-исторический у Шадрина и трагический у Антонова. В какую же единую концепцию они объединяются? «В советское время свердловчане гордились, что здесь уничтожили семью, – рассказывает Андрей Бобрихин. ­– К расстрелянному императорскому дому отношение было пренебрежительное. «Здесь убили Николашку», – пел бард Новиков. Затем, начиная с 2005 года, когда царскую семью канонизировали, у нее сложился определенный образ – немного гламурный, официальный, статусный. Основные картины на этой выставке были написаны в 90-е годы, когда наша страна еще не определилась, какое в ее истории место занимает семья убиенного императора. Картины отражают это состояние растерянности. Художники наивного искусства отличаются от многих других тем, что изображают только то, что им хочется. Они не работают по заказу или по академическому канону. Они рассказывают истории, которые их трогают.  Значимый сюжет из русской истории они изобразили именно так».

Выставка «Русская Голгофа» проработает до 12 августа.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры