Поиск по сайту

12 Июля 2018

Артём Антипин: «Наша задача — максимально интегрировать ребят в художественный контекст»

О Лаборатории молодого художника в Уральском филиале ГЦСИ-РОСИЗО


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В Уральском филиале ГЦСИ с 5 по 15 июля в рамках Лаборатории молодого художника «Дневники и письма» работает выставка-смотр #дорогойдневник. О том, почему в подобной лаборатории назрела необходимость, каков ее формат и что участники представляют на первой выставке, мы поговорили с одним из кураторов проекта Артёмом Антипиным.

— Артём, выставка «Дорогой дневник» — это, как я понимаю, результат работы Лаборатории молодого художника, которая проходит сейчас в ГЦСИ. Не могли бы вы рассказать о лаборатории?

— После 4-й Уральской индустриальной биеннале стало понятно, что в Екатеринбурге есть большой пласт молодых людей, которые считают себя художниками, хотят себя так называть; однако Уральский филиал ГЦСИ работает лишь с малой частью таких людей. Особым событием биеннале стал приезд специалистов Центра современного искусства «Винзавод» (Москва), в котором действует большой проект «Старт»: кураторы ищут молодых художников и делают их первую персональную выставку в Москве.

В рамках этого визита произошло портфолио-ревю: общение с художниками, когда они показывают свои работы, рассказывают о том, куда хотят двигаться, а им дают обратную связь и предлагают какие-то варианты дальнейшего развития. В результате постоянный участник выставок в Уральском филиале ГЦСИ Люда Калиниченко сделала свою первую крупную выставку в Москве, на «Винзаводе». Как раз таки после этого события стало понятно, что есть большой пул людей, с которыми мы пока не работаем просто потому, что мы их не знаем. И появилась идея сделать постоянно действующий проект – лабораторию для молодых художников. Выставка-смотр #дорогойдневник не является ее итогом, это некий промежуточный результат, попытка дать ребятам отзыв, обратную связь по поводу того, что они делают.

Подбором руководителей, выстраиванием стратегии и логики работы внутри лаборатории занималась куратор Женя Чайка. Получилась следующая структура: у нас есть тематические сессии, в рамках которых ребята занимаются с действующими художниками. Изначально, когда мы запускали проект, было решено, что это будут три художника — постоянные резиденты ГЦСИ, у которых есть здесь студии. Среди них — Тимофей Радя, Владимир Селезнёв, Никита Рокотян. Мы придумали три блока, затем получили большое количество анкет.

— Как осуществлялся отбор участников?

— Мы хотели, чтобы максимальное число художников могло попробовать себя, понять, что такое современное искусство и как можно применить свои способности и таланты в этой сфере. Первоначально у нас был очень поверхностный отбор: мы отказывали людям только по каким-то объективным причинам — к примеру, если человек живет в другом городе. После мы передали анкеты руководителям, а те уже выбирали ребят, с которыми они хотели бы поработать, исходя из их навыков. Ведь любое взаимодействие в современном искусстве, взаимодействие художника и куратора — это личное общение и личный контакт: нужно понимать друг друга, нужно, чтобы художник слышал какие-то подсказки, а куратор слышал художника и мог помочь ему в вопросах концептуальных. Таким образом, мы выбрали 35 участников, которые пришли на первый месяц работы лаборатории к трем кураторам.

Изначально задумывалось, что часть ребят будут ходить ко всем руководителям. Так и получилось, и на выставке это видно. Допустим, на первой сессии Никиты Рокотяна появилась идея визуализации данных, а затем на последующих сессиях, уже с другими руководителями, эта идея прорабатывалась, каждый раз она дополнялась чем-то новым. Допустим, четвертая сессия — это сессия Кристины Горлановой, которая сейчас является руководителем Фотографического музея «Дом Метенкова». Но также Кристина является художником и фотографом, второе высшее образование она поехала получать в Лондон. Там есть система проработки идеи под названием research-book, в рамках которой проводятся исследования и собираются примеры работ художников, прорабатывающих определенный круг тем. Участники лаборатории попробовали позаниматься и этим. Также четвертая сессия стала для них подготовкой к выставке, потому что с Кристиной они проговаривали вопросы формы (как можно представить работы), бюджета и так далее. И в принципе подготовка к выставке — это тоже вариант практикума, когда ребята могут попробовать и понять, действительно ли их идея состоялась или нужно ее как-то переосмыслить.

И конечно, четвертой сессией и выставкой работа лаборатории не ограничивается. У нас уже есть планы на поствыставочный период: сразу после закрытия выставки начинаются новые тематические сессии. Ребята будут делать интеграционные объекты с куратором программы арт-резиденций Уральской биеннале Женей Чайкой, затем будут воркшопы по анимации.

В рамках лаборатории наша задача — максимально интегрировать ребят в художественный контекст. Потому что все наши участники пришли из разного контекста, с разным уровнем погруженности в современное искусство Екатеринбурга. Поэтому помимо тематических сессий мы проводили встречи — например, с директором Уральского филиала ГЦСИ Анной Пьянковой — и пытались вступить в диалог, ответить на вопрос, что нужно молодому художнику от институции. Плюс у нас проходили такие мероприятия, как открытие выставки «Граница», в рамках которой приезжали художники; наши ребята ходили на кураторские экскурсии, встречались на воркшопах с саунд-артистами, которые участвовали в Ночи музыки, и создавали какие-то совместные проекты — их, кстати, можно увидеть на выставке.

— Афиша выставки — это коллаж из фотографий участников лаборатории. Если собрать составной словесный портрет, то каким он будет?

— Наши участники — от 18 до 38 лет. Самый старший из них — Иван, доцент и преподаватель Архитектурной академии, занимается живописью. Но в рамках лаборатории он будет делать пространственные инсталляции. Возможно, это специфика человека, который постоянно находится в искусстве: он ищет возможность задуматься о чем-то крупном, работает с такими понятиями, как плоскость и цвет, размышляет о глобальных вещах.

У каждого из ребят есть своя индивидуальность, и она накладывается на то, как и с каким кругом тем они работают. У нас есть девочка Даша Весёлкина, журналист, ее работы основаны на документации. Она работает с инстаграмом, и те вещи, которые она выкладывает, вполне можно отнести к современному искусству. К слову, это тенденция, которая связывает всех ребят, – они постоянно документируют свой творческий процесс и пытаются представить результаты своего творчества в пространстве интернета. Когда в анкете мы просили показать свои работы, многие просто оставляли ссылки на аккаунты в соцсетях, где они публикуют свои работы. То есть ребят объединяет запрос на опубличивание результатов творчества.

Афиша — это попытка сделать сборный портрет молодого художника. Идея также обыграна в экспозиционном решении. Как я уже говорил, это выставка-смотр, на ней мы пытаемся представить ребят — таких, какими они пришли к нам. Поэтому в экспозиции присутствуют, к примеру, выдержки из их анкет.

Будучи куратором выставки, я придумал структуру, а куратор Лаборатории молодого художника Женя Чайка занималась проработкой текстов. Обычно на выставках представлены кураторские тексты – у нас же была задумка сделать формат прямой речи, чтобы художники сами рассказывали про свои работы. В рамках лаборатории мы постоянно говорим о том, что идею нужно проговорить, вербализовать — не только для того, чтобы люди, прочитав, осознали, что художник имел в виду, но и для того, чтобы критически посмотреть на то, что ты делаешь. Если ты можешь высказать свою мысль, значит, ты можешь продолжать с ней работать. И Женя на выставке работает как раз таки с текстом — с интервью, с описаниями работ, которые ребята сами составили в рамках сессий.

 

— Вы сказали, что выставка #дорогойдневник это не итог лаборатории, а промежуточный результат. Как это отражается на формате?

— Все верно, наша выставка — про процесс. Поэтому, к примеру, некоторые работы предстают перед посетителем незаконченными, они показывают промежуточную стадию проработки проекта: художник еще находится в поиске. Допустим, Иван Шарапов работает с темой плоскости, это его постоянное исследование. На выставке можно проследить эволюцию идеи: приходит один художник и говорит, что у него есть такая-то идея и он хочет использовать такой-то материал. В процессе диалога с другими ребятами рождается идея следующего проекта, и так далее.

Также у нас есть определенный посыл: это выставка-просмотр, и мы приглашаем на нее тех представителей художественной среды, с которыми участники лаборатории еще не успели познакомиться. Например, представителей Галереи Ельцин Центра во главе с Ильей Шипиловских, Ural Vision Gallery, Фонда «Культурный транзит». Эти люди посмотрят выставку, расскажут у себя, смогут дать отзыв, предложить варианты развития проектов.

Мы изначально придумали название выставки #дорогойдневник, связав это с тем, что ребята постоянно что-то публикуют в соцсетях. Мы сделали пул хэштегов, которые участники в течение всей лаборатории интегрировали в свои посты в соцсетях: #сегоднятакоебыло, #результатовнет, #подробнеенапишузавтра, #просьбауведомитьопрочтении. Задумка в том, чтобы люди по хэштегу могли находить фотографии и видеть дополнительный контент, который поможет им понять, как создавались работы.

Еще одна вещь, которая может помочь понять и увидеть процесс, — это дневники, которые ребята ведут в течение лаборатории. Они появились не сразу: в рамках первой сессии у художников была задача работать с дневником как с неким исходным материалом, и каждый относился к этой теме по-своему. Например, художница Даша Соколова занималась визуализацией текстов Хармса. У его текстов очень забавная структура, некоторые слова дублируются. Каждой букве Даша присваивала определенный цвет, а затем делала полоски из бисера: нанизывала бусины этих цветов. Если же слова дублировались, она делала петли. Все вместе это выглядит, как полоска с петлями, то есть получилась такая визуализация текста. Этот проект представлен на выставке в документальной части, он показывает процесс.

В рамках сессии у нас не стоит задача сделать какой-то художественный проект: руководители тематических сессий должны дать участникам инструментарий и подходы. Так, Никита Ракотян в рамках своей сессии рассказывал, что такое визуализация данных, и показывал, как она может быть применена в современном искусстве на примерах своих работ, работ мировых художников. К этому ребята тоже относились, как к заданию: три проекта с первой сессии мы довели до выставки — в рамках последующих сессий они дорабатывались, переосмыслялись и вышли за границы визуализации данных. Но для того, чтобы показать процесс, мы взяли вот эту работу с текстами Хармса.

Еще одну сессию вел Тимофей Радя. У него был совершенно особый подход, и мы тоже представляем его на выставке. Сессия была построена на постоянном общении: ребята приходили, рассказывали свои идеи, обсуждали и предлагали какие-то варианты. Плюс Тимофей подготовил задания: собственноручно прописал порядка 15 посланий, вкладывал их в конверты и выдавал ребятам. Мы с Женей тоже поучаствовали в этом процессе и наравне с ребятами выполняли задания. Это было очень интересно. Тимофей работает с текстом, интегрирует его в городскую среду. И первым заданием было открыть книгу, загадать строчку, взять фразу и, идя по улице, в течение дня найти человека, которому эта фраза будет адресована. Благодаря такому опыту ребята пытались понять, что любое сообщение, которое будет в городской среде, должно быть кому-то адресовано. И их задача в рамках этого задания — найти зрителя для определенного сообщения.

Забавно, что, когда я делал это задание, я открыл каталог первой биеннале, который лежал рядом на полке, и мне попался разворот без текста — с фотографией того, как сотрудники завода делают зарядку. А у нас здесь, возле здания, постоянно стоит ДПС, и когда я шел в столовую, то подумал, что, наверное, это и есть моя аудитория, ведь сотрудники ДПС целый день сидят в машине, в одной позе. И я решил показать им зарядку.

Плюс были вещи, связанные непосредственно с работой на улице. Тимофей, придерживаясь концепции выдачи заданий, выдавал в конвертах баллоны краски — ребятам нужно было сделать лирическое или поэтическое высказывание. И опять же, постфактум было обсуждение: что можно было сделать иначе, хороша была идея или не очень, и так далее. На выставке тоже можно увидеть часть этого процесса.

— Если честно, когда я читала описание выставки, то подумала, что ребята изучали процесс создания художниками-классиками…

— Все верно, как раз таки в рамках сессии, посвященной визуализации данных, ребята работали непосредственно с дневниками авторов. Даша Весёлкина работала с дневниками Сьюзен Зонтаг, Иван Шарапов взял письмо Анри Матисса. Ваня занимался поиском гармонии и создал пространственную инсталляцию, которая как раз таки представляет собой попытку понять творческий процесс Матисса.

Андрей Чугунов с Настей Мейстер работали с дневниками Толстого. Они натолкнули Андрея на размышления об эгоизме и рефлексии: он обнаружил, что ближе к смерти Толстой все чаще в своих дневниках стал использовать местоимение «я». И ребята занимались визуализацией дневников: подсчитывали количество «я» в течение 10 лет. И та работа, которая представлена на выставке, — это саунд-инсталляция: есть высота звука 1 герц, и она присваивается одному «я» в году. Соответственно, чем больше «я», тем больше герц. Получилась тотальная инсталляция, в котором посетитель будет слышать хор «Толстых» разных лет. Плюс Андрей придумал экспозиционное решение — описывать не буду, его стоит увидеть своими глазами.

Часть ребят довели до выставки работы, основанные на дневниках и письмах художников, музыкантов, журналистов, писателей. Но многие проекты сделаны на основе дневниковых записей участников лаборатории, наблюдений городской среды, взаимоотношений людей и т.п. Дневники и письма — достаточно широкая рамка, но изначально мы позиционировали дневник и письмо как некую оформленную реальность: то, с чем художник может работать, то, от чего он может оттолкнуться.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга