Поиск по сайту

12 Июля 2018

«Всю жизнь меня интересуют маргиналы»

Роджер Баллен: прямая речь


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В минувшую среду в Екатеринбургском музее изобразительных искусств прошла встреча с фотохудожником Роджером Балленом. Приводим конспект его лекции.

Роджер Баллен – фотограф, художник, провокатор, исследователь мрачных уголков Южной Африки и темных сторон человеческой натуры, друг фрик-рэперов Die Antwoord и режиссер их клипов, автор и носитель мгновенно узнаваемой эстетики – Ballenesque. Подробно о его выставке мы уже рассказывали.

Художник прибыл на финисаж собственной выставки, то есть к ее закрытию. Лекция прошла в большом зале музея, прямо за Каслинским чугунным павильоном.

Низкий голос Баллена раскатывался по притихшему вечернему музею. На экране мелькали фотографии. Лазерной указкой художник обращал внимание собравшихся на детали своих работ – провода, рисунки на стенах, изгибы рук, лица и их отсутствие. Когда приходило время переходить к следующему снимку, из уст художника звучало повелительное «next».

Роджер Баллен рассказывал о своем творческом пути, о разных проектах, о взглядах на жизнь и творчество. Далее мы приводим прямую речь знаменитого творца.

 

«Для начала – посмотрите видео о моей эстетике. К сожалению, без русских субтитров.

Я родился в Нью-Йорке в 1950-м году. Моя мама была владелицей галереи и сотрудничала с агентством Magnum. В те годы в Нью-Йорке было множество выдающихся фотографов: Эллиот Эрвитт, Андре Кертеш, Брюс Дэвидсон... Многие из них бывали у нас дома.

Вы слышали о фестивале «Вудсток»? Там я сделал одну из первых своих фотографий с животным – это была мертвая кошка. Next.

С 1973-го по 1977-й я путешествовал автостопом. Мне удалось проехать через всю Африку, Южную Америку, из Стамбула добраться в Новую Гвинею. По пути я делал много фотографий – они вошли в мою первую серию «Boyhood».

В 77-м я вернулся в Америку, получил образование геолога, а затем вернулся в Южную Африку, и с 1982 года живу в Йоханнесбурге.

Мой первый цельный проект о Южной Африке назывался «Dorps» – это небольшие окраинные городки, по которым я путешествовал. Думаю, это был очень важный проект для формирования моей эстетики. Благодаря нему я зашел внутрь помещения, ведь до этого я снимал архитектурные объекты снаружи. Этот переход снаружи внутрь можно воспринимать как попытку проникнуть в головы людей. Тогда я начал использовать вспышку. А главное – я сформировал интерес к героям: с тех пор меня всю жизнь интересуют маргиналы.

Апартеид в ЮАР. Жестокость. Хаос. Несправедливость. Это знаменитый портрет сержанта Ф. де Бруина, работника департамента тюрем в Оранжевом свободном государстве. Обратите внимание на проволоку – без нее не было бы этой фотографии. Что означают проволоки на моих фотографиях? Next.

Это очень известная фотография. Это близнецы Дрези и Кези из Западного Трансвааля. Вы видите: один работал снаружи, другой – внутри. Мой вопрос к аудитории – почему эта фотография известна миллионам людей?

Подумайте об этом.

Переспите с этим вопросом.

Next.

1995 год. Начало проекта «Outland». Это очень важный проект в моей карьере. Стало меньше фиксации действительности и больше взаимодействия с предметом. Я начал выступать не только как фотограф, но и как режиссер. Я начал искать что-то, что будет посвящено не только Южной Африке, но человеческой доле, ее природе.

В моей серии Outland много героев – бездомных людей. Большинство из них стали моими друзьями. Я работал с ними много лет. Не будь между нами хороших отношений, я бы не смог сделать эти фотографии. Если бы я не приятельствовал с ними, если бы они мне не нравились, то этой серии бы никогда не случилось.

2000-е. Графические изображения на стенах – новая отличительная черта моих работ. Работы становятся все более абстрактными, сюрреалистичными, отвлеченными от реальности. Потихонечку с фотографий исчезают лица. В 2004-м человеческое лицо с моих фотографий пропало насовсем.

Одна из моих последних серий – «Asylum of the Birds», «Птичий приют». Лучше посмотрите видео.

Это знаменитая фотография «Мимикрия». Это и скульптура, и живопись, и графика, и фотография. Next.

В природе нет красоты и уродства. Этих понятий не существует. Причина, по которой люди используют по отношению к моим работам слова «уродливый», «сумасшедший» и «странный», проста: они просто не понимают, увиденное просто не укладывается у них в головах.

Если люди эмоционально реагируют на фото, им стоит попробовать понять, почему это произвело на них такое впечатление. Задача художника – сделать так, чтобы работа вызывала эмоцию, повлияла на зрителя. Если это получается – значит, работа удачная.

Я создал новую эстетику фотографии. Эта эстетика действует на психику. Мои работы оказывают влияние на людей. Увидев мои снимки однажды, они их уже не забудут.

Я выставляю свои фотографии по всему миру. 99 процентов моих зрителей никогда не были в Южной Африке, но снимки могут повлиять на них, что-то в них изменить. В фотографиях заложены понятные каждому мысли и идеи, утверждения, которые выходят за рамки образов и конкретных обстоятельств. Именно в этот момент работа фотографа становится произведением искусства.

Видите кошку? Мяу! Next».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга