Поиск по сайту

08 Августа 2018

Праздник, который давно не с тобой: культурологические заметки

Наше исследование основных смыслов праздничной культуры


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Все мы любим праздники и ждем их прихода. В календаре на 2018 год можно насчитать 20 официальных праздничных дней, а сколько можно вспомнить не официальных – отмечать можно каждый день. Облик эпохи находит свое отражение в культуре с ее новыми ценностями и образцами. Предлагаем вам отправиться в путешествие по биографии праздника и посмотреть на особенности рождения мифов вокруг него.

 

На современном этапе мифов стало не только не меньше, но и больше, так как, мифологизируя свое прошлое, мы оформляем вместе с этим и настоящее, и будущее. Кажется, что праздник является душевным порывом, а не отражением навязанной извне роли: по какой-либо из причин прийти на торжество и быть там до конца. На самом деле, если присмотреться, то можно увидеть, что праздничная культура сплетена из тщательно продуманных мифов, которые не осознаются, как правило, человеком, но воздействуют на него.

Обратимся к происхождению слова – старославянскому «праздный» в русском языке соответствует «порожний» со значением «пустой», то есть «праздник» – это день, «порожний» от работ, ничем не заполненный, кроме отдыха. Важное уточнение – так мы можем сказать только об официальных праздниках, потому что то, что мы понимаем под истинным праздником – день рождения близкого человека, день свадьбы, годовщина важного события – не отражено в истории происхождения слова. Осознание важности коллективных праздников постепенно стирается, сравните, например: отношение к первомайской прогулке в советское и постсоветское время. Более того, не каждый человек знает, почему он отдыхает 12 июня или 4 ноября. Люди радуются внеплановому выходному, но не осознают его как праздник с присущими ему атрибутами, с историей, с правилами его проведения.

Между тем, праздник – это время пересечения реального и вымышленного, прошлого и настоящего. Праздник становится не столько антагонистом повседневности, но и способом упорядочения времени – через мифологизацию прошлого можно приобщится к коллективной памяти и, тем самым, эмоционально «загореться» – увидеть событие так, словно оно произошло лично с тобой прямо сейчас, а не сто лет назад. Вопрос состоит лишь в том, все ли из того, что мы принимаем за правду, действительно таковой является? Что уж говорить об официальных праздниках, если зачастую наши родные мама и папа рассказывают разные версии событий из нашего детства, а ведь прошло всего-ничего: двадцать-тридцать лет. Когда речь идет о более «взрослых» цифрах, то многое, как на морском камешке, обтесывается и пропадает.

Стоит вспомнить праздник, который ежегодно отмечается 23 февраля, – День защитника Отечества. Согласно истории-мифу возникновения праздника, он ознаменовал победу Красной армии над кайзеровскими войсками в 1918 году. Историки до сих пор спорят, было ли в это день что-либо знаменательное и достоин ли праздник нахождения в постсоветском календаре. Советское наполнение праздника, призванное сформировать положительный образ армии, постепенно вымывается, на смену ему приходит чествование всех мужчин в это день, даже тех, кто никогда не служил и мало знает об истории (пусть и сомнительной) того дня.

Мифология, словно воздух, растворена в повседневности. Метафорически праздник становится рамкой, наполнение которой представляет собой сплетение символов и образов, основанных на наших эмоциях, памяти, желаниях. Яркий пример – празднование Нового года. В дореволюционное время первоочередное значение имело Рождество, так как люди жили в православной вере. Лишь не многие отмечали Новый год. С приходом коммунистов он стал как раз той «идеальной рамой», которую можно было наполнить нужными ценностями.

В 1935 году началось моделирование новогодней культуры: «Елка, на которую со второй половины 1920-х годов был наложен запрет как на “дикарский” и “поповский” обычай; елка, с которой яростно боролась пресса, называя ее “религиозным хламом”, “религиозным дурманом” и “глупым делом”; елка, о которой писали, что именно с нее “начинается религиозность детей”, – вдруг была не только разрешена, но настоятельно рекомендована», – отмечает Елена Душечкина в одной из своих работ. Образцы празднования Нового года были представлены в простых мультипликационных фильмах, в которых были использованы запоминающиеся персонажи: Дед Мороз, Снегурочка, лесные животные и так далее.

Французский философ Ролан Барт определяет миф как слово, высказывание. В свою очередь не любое высказывание может стать мифом, для этого необходимо соблюдение ряда условий, главное из которых – миф должен быть простым (сложные идеи не могут закрепиться в памяти надолго без сильного желания человека), запоминающимся, наглядным (вспомните обилие красочных плакатов и ярких стихотворений в советское время). Другой момент – миф должен быть основан на правде, но важно «правильно» отображать ее. В традиционную основу празднования Нового года с костюмированными семейными сценками, песнями и танцами, ощущением волшебства и надеждой на то, что дальше все будет только лучше, был вплетен идеологический компонент.

Интересная черта празднования Нового года, которая осознается не сразу, – наступление праздника возможно только после официальной речи главы государства, таким образом, праздник из чисто семейного, как мы воспринимаем его сейчас, становился общественным. Рождался образ: государство стало родителем, то есть тем, кто всегда поддержит и протянет руку помощи.

В XXI веке умелыми создателями праздников становится не государство, а «мини-государства» – коммерческие компании. Современные идеологи праздника пошли дальше – общемировой тенденцией становится то, что праздник стал замещаться праздничностью. Праздник – априори событие не повседневное, праздничность же негласно присутствует в каждом нашем движении. Оглянитесь по сторонам. Часто праздник становится приманкой – с помощью медиаканалов на праздник приглашают, но то, что там будет именно праздник совсем не очевидно – можно легко попасть на рекламную или политическую акцию.

В XXI веке появились и новые формы праздника – фестивали разного толка, гастрономические и винные конкурсы-смотры, перформансы и музыкальные шоу – этого стало так много, что праздник стал ежедневным. Его больше не нужно ждать, он будет хоть каждый день, стоит лишь захотеть и найти пару монет в кармане на билет. Понятие праздника стало прочно ассоциироваться с event-индустрией, которая жонглирует событиями. Праздник стал называться событием, но сам по себе таковым перестал являться: нельзя радоваться каше, если она стоит на столе каждый день. Изменилась и функция праздника: люди стали приходить на мероприятия (еще один современный синоним) не для того, чтобы эмоции выплеснуть, а чтобы их накопить, не ради действия, а ради созерцания.

Отсутствие времени и бешеный темп жизни лишают современного человека желания вникать в истинные смыслы праздника. Люди не готовы тратить время на поиск первопричин праздника. Они механически выполняют привычные, но зачастую неосознанные действия, не наполняя их смыслами, либо изменяют эти смыслы.

В празднике возможно только со-существование, со-бытие. Если этого не будет, то он потеряет свою основу. Сегодня праздник стал явлением «надуманным». «Псевдособытие» требует более легкой формы, менее длительной подготовки и минимум затрат. PR-акции, флешмобы, хеппининги предлагают праздники, но, по сути, являются лишь «праздничным плацебо» – пустышкой, которая может принести пользу, только если сильно поверить в нее.

В этом контексте особенно остро чувствуется потребность в традиционных формах праздника, который несет в себе смысл, а не только красивую оболочку. В субботу, 18 августа, Екатеринбург будет праздновать свой самый главный праздник – день рождения, забывая о веровании не отмечать заранее («настоящий» день рождения приходится на ноябрь). Обширная программа предполагает новшества в виде театральных карнавалов, музыкальных шоу и интерактивных сценок, как дань эпохе, но что-то важное из мира нематериального, думается, не должно потеряться. Какие мифы будут зашифрованы в этом городском празднике? Стоит прийти и разобраться на месте.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры