Поиск по сайту

09 Августа 2018

Наталья Хохонова: «Работа с камнем — это разговор со временем»

Интервью с художницей — автором выставки «Лапидусы-II»


Беседовала Екатерина Юркова Беседовала Екатерина Юркова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Выставка Натальи Хохоновой стала первым событием второго «Бажов-феста», проводимого Уральским филиалом Государственного центра современного искусства. Экспозиция «Лапидусы-II» проходила в Екатеринбургской галерее современного искусства. На счету Натальи более 20-ти персональных выставок в России и за рубежом, а также участие в многочисленных коллективных проектах.

Lapideus на латинском языке означает «каменный». И правда, на картинах художницы скрывается не только подражание природному узору камней, но и вкрапления различных элементов: яшмы, родонита, опала. Лапидусы – не люди, не предметы, не животные, а обобщенные фигуративно-абстрактные образы. Тем не менее для этих антропоморфных персонажей важна не их видовая принадлежность, а эмоциональная информация, которую считывает зритель.

С Натальей Хохоновой у нас получился интересный разговор о понимании персонажей бажовских сказов, уральском камне и искусстве.

— Вы занимаетесь как инсталляцией, так и живописью в разных направлениях. Выделяете ли вы для себя какую-то основную форму своего творчества?

— На самом деле все работает немного иначе. Выбор формы искусства зависит от разных обстоятельств. Иногда все складывается так, что какой-то интересный материал попадает в руки неожиданно, но ты понимаешь, что он нуждается в воплощении.

Например, эта выставка сделана в течение полутора лет, если не считать архивные работы, которые были включены, чтобы можно было проследить генезис «Лапидусов», потому что работа над самой идеей начиналась больше десяти лет назад. Потом на какое-то время она замерла и была отставлена, но полтора года назад я снова к ней вернулась, когда меня вновь увлекла живопись с камнем.

Параллельно я очень сильно загорелась идеей световых инсталляций. Я прошлым летом участвовала в Санкт-Петербургском международном фестивале светового искусства «Ночь света». Моей инсталляции там даже присудили первую премию. Это интересный и динамично развивающийся сейчас язык работы со светом. Это мне тоже очень интересно – сейчас.

Световая инсталляция Натальи Хохоновой «Быстрые сны» заняла первое место на фестивале "Ночь света" в Гатчине

Еще я создаю объекты. В выставке «Лапидусы» у меня инсталлируется «Серебряное копытце». Не новая работа — ей несколько лет. Но это пример того, как возникает резонанс при попадании в руки художника разных материалов, когда хочется и с тем, и с другим поработать.

Есть у меня и эксперименты с видео. Одна из видеоработ представлена и в этой выставке. Ее идея в том, чтобы анимировать природные рисунки камня, — а они бывают антропоморфные! В нем мы возвращаемся назад: во время, когда эти камни были лавой, когда все было подвижно. В анимации мы попытались воспроизвести как раз движение.

На мой взгляд работа с камнем — это разговор со временем, потому что в нем запечатлелась вечность, когда природа творит так же, как художник. Вместо красок у природы лава, минералы в расплавленном виде. Они перемешивались, пока не застыли в виде камня. Искусство вообще — разговор с вечностью, попытка понять масштаб, рассмотреть себя на ее фоне, обобщить какие-то жизненные явления. Мне кажется, что через камень это очень органично происходит.

Как сложившийся художник я попала на время, когда стало появляться очень много разных технических возможностей, языков изображения. Теперь это не просто кисть и краска, а все, что угодно. Конечно, хочется попробовать и то, что вызывает резонанс у меня. Этим я и занимаюсь.

— Как вы пришли к теме камня?

— Для меня это история почти длиною в жизнь. Ведь я — человек, который среди уральских гор родился и прожил большую часть жизни. Нас всех с детства сопровождала бажовская тема и всегда на книжной полке хранились томик Бажова и какой-нибудь кусок полированного камня. Это уральский бренд, это то, что нас объединяет. Но застала я бажовскую тему уже в довольно осувениреном виде — однообразные шкатулки со змейками из дешевого сплава и так далее — все это довольно грустно. В камне тогда видели только дешевый поделочный материал несмотря на то, что в нем столько смыслов, столько времени, столько глубины. Но «каменная» тема всегда была рядом, и вот, в какой-то момент, у меня возникла идея поиграть с ней именно на языке современного искусства, то есть художественным языком, а не прикладным и ремесленным способом.

В 2000 году появился проект под названием «ПетроАрт» (Арт-проект художников Натальи и Бориса Хохоновых: его главная особенность – неожиданное соединение живописи и природного рисунка камня. — Прим. ред.). Это была попытка работы с камнем именно как с носителем визуальной информации, а не как с поделочным материалом. На протяжении нескольких лет мы его изучали, сделали какое-то количество работ, а потом для меня все остановилось на ощущении, что все уходит в декоративно-прикладную сторону. Людей очень восхищало присутствие камня на холсте, это была загадка, интрига, игра, а игра в искусстве — это всегда здорово. Но мне самой в какой-то момент стало казаться, что хоть это и красиво, но слишком просто, потому в какой-то момент такой путь перестал быть интересным лично мне.

Инсталляция «Серебряное копытце» 

Через достаточно большой промежуток времени у меня снова появилось намерение к этой теме вернуться, но в определенном формате: я уже изобрела своих антропоморфных лапидусов – хтоническо-космических существ непонятного происхождения. У них нет явной видовой принадлежности, но при этом на них проецируются человеческие эмоции. Некоторые люди считывают, что с ними происходит, хотя и непонятно, кто изображен на холсте на самом деле.

Бажовская тема стала для меня гораздо более глубокой. Мне всегда не нравилось, когда Хозяйку Медной горы рисовали традиционно – девушкой с тонкой талией в кокошнике. Она тоже хтоническое существо с непростой судьбой. Странно, что мы его видели именно в таком каноне. Так у меня и возникла идея попробовать визуально переосмыслить бажовских героев.

Сейчас начинается «Бажов-фест», в рамках которого прошла моя выставка. Мне очень нравится его слоган «Бажов как прием»: то есть не иллюстрирование сказов Бажова во всех известных канонах, а попытка пойти похожим, но своим путем. Может даже изобретение новых персонажей лежит на той же тропе «Бажов как прием». Ведь у него тоже очень много «странноватых» персонажей, чем они и интересны.

Мне кажется, что идея так играть с камнем могла прийти только человеку, который среди уральских гор долго прожил. Это достаточно уникальный ход. Я интересуюсь подобными вещами, но мне такого не попадалось. Камень как декор, как текстура где-то используется, но работа именно с изображением камня «природа-художник» и «ты-художник», такого я не встречала.

— Тема Урала и Бажова стали очень популярны. Например, среди молодежи распространен бренд Made in Ural. Люди стремятся выделить то, что они с Урала. На ваш взгляд, это дань моде или же более глубокое проявление любви к своему краю?

— Я думаю, что, в первую очередь, это дань моде, но это очень здорово. Сейчас сформировалась хорошая позитивная мода на брендирование своей территории как момент географического самосознания. Когда такое самосознание становится модой, значит, тема уже широко пошла – она популяризирована.

Мода не в том смысле, что это что-то приходящее, а вышедшие на повестку дня уже какие-то естественные процессы, которые сформировались и стали настолько популярны, что это можно назвать модой. Это не быстроменяющееся явление, а закономерный культурный процесс. Я тоже считаю, что наша география — это не «диагноз», в ней есть свои прелести (Смеется. — Прим. Ред.). Мне кажется, что такое проявление любви к своему краю — однозначно хорошо.

— На ваш взгляд «уральская тема» – локальный феномен, или о ней знают в России и мире?

— В мире не так много людей знают о существовании Урала, даже это слово. Когда пытаешься говорить «I am from Ural», то люди долго выясняют, что это такое и где. Сибирь для них еще как-то звучит: там медведи, балалайки и все прочее. Но получается, что Урал — это довольно локальная история. Есть набор клише о том, что Урал — суровый край, что в прошлом опорный край державы, танкостроение, вагоностроение. Сейчас в рамках такой хорошей позитивной моды и происходят удачные попытки увидеть в этом интересный феномен с визуальной, ментальной и исторической точки зрения. Была история с тем, что называлось уральским роком, хотя это условное очень название, но в свое время эта история звучала.

Я думаю, что в России Урал и Екатеринбург, в частности, — узнаваемые. А в мире, к сожалению или к счастью, не так много людей знает о существовании Урала.

— Вы коснулись темы промышленности и индустриального Урала. В 2017 году прошла Четвертая Уральская биеннале современного искусства на Приборостроительном заводе. Не кажется ли вам, что у нас нивелируется индустриальная тема, ведь производства на Урале становится все меньше и меньше?

— На самом деле промышленность умирает и это трагедия не только нашего города — в масштабах страны то же самое происходит. Тут речь не идет о том, что мы патриотично говорим о нашей прекрасной промышленности, скорее, об интересе для визуального и художественного изучения.

В подобных экспозициях ведь всегда звучит и ностальгическая тема. Может быть и неплохо, что модная и достаточно праздная молодежь как-то знакомится с этой темой в любом формате. Все равно такие выставки становятся поводом к изучению подобного вопроса.

К тому же, в подобной визуальной интерпретации есть момент нормального профессионального цинизма, потому что биеннале — не исторический музей, где есть бережное и трепетное отношение к объекту, прелесть которого в том, что он подается таким, какой он есть. В контексте биеннале различные темы — всегда переработанная история. Она используется как материал для переосмысления чего-либо художником, и доля условности в этих работах достаточно большая, потому что это попытка разговаривать художественными методами.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры