Поиск по сайту

10 Августа 2018

Казимира Басевич: «Эти картины должны быть достоянием народа»

Еще раз о роли личности в истории искусства и культуре в целом


Мне нравится!

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств отрылась выставка «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России». Кураторами проекта выступили Татьяна Александровна Юдкевич (ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи) и Ольга Анатольевна Горнунг (заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств).

История возникновения этой выставки длинная, и не только потому, что работа над проектом заняла полтора года, но и потому, что охватывает жизни трех поколений женщин, сумевших сохранить культурное достояние. Почитать о ней можно в интервью с директором ЕМИИ Никитой Корытиным или в новости о пресс-конференции с открытия выставки. В данном же тексте речь пойдет о самой экспозиции – о ее формате, о лейтмотивах, которыми она собирается в единое целое, об идеях, на которые наталкивает, и главное – о личности коллекционера.

Выставка сделана в форме реконструкции собрания Казимиры Константиновны Басевич. Такой жанр наиболее точно будет передавать мировоззрение коллекционера, его взгляд на искусство и через это уже – всю эпоху. Ведь любая коллекция – это отражение интересов, вкусов, представлений о значимости того или иного предмета – а значит, и система внутренних ценностей человека. Коллекция Басевич – искусство начала XX века – в тот момент, когда начала собираться, шла в разрез с общепринятым понятием прекрасного. Она опередила свое время, но стала гармоничной следующей эпохе – «оттепели». В этом и чувствуется основная драматургия истории.

 

Для понимания личности осмотр следует начать с последней – дальней комнаты экспозиции, где есть стенд с биографией собирательницы, а самое главное, с ее фотографиями разных времен и завещанием, в котором она объясняет свое отношение к искусству и своей коллекции.

«Любя живопись с юности, я только последние пятнадцать лет могла осуществить свою мечту собрать у себя хотя бы небольшое количество картин, – пишет в своем завещании Казимира Басевич. – Мне удалось отобрать лучшие полотна замечательных русских художников». Этот черновик завещания 1960 года, сохранившийся в семейном архиве, скорее всего, является завещанием духовным – так много можно прочитать в нем между строк.

 

Пожалуй, одна из важных фотографий этой истории: три поколения женщин, сохранивших искусство.

Происходила Казимира Константиновна Басевич (в девичестве Романовская) из семьи польских ссыльных дворян, оказавшихся после восстания в 1864 году в Сибири, а потом на Дальнем Востоке. Отец был учителем и по работе с семьей переехал в Харбин, где Казимира Константиновна окончила гимназию. В 1917-м поступила в Москву на Высшие женские курсы, филологический факультет. Дважды выходила замуж – за людей образованных, сделавших многое для страны. Из Москвы за первым мужем следовала в Омск, Иркутск, Владикавказ. Выйдя замуж второй раз, переехала к мужу – Акиму Захаровичу Басевичу – в Ленинград. Была учителем географии и русского языка и литературы. Это вкратце. А если копать глубже, то понимаешь, что все крупные исторические события конца XIX и начала, середины XX веков сказались на судьбе этого человека.

 

Начало коллекции приходится на конец 1940 годов. За несколько лет Басевич проходит путь от покупок в комиссионных магазинах до налаживания личных отношений с художниками или их семьями. Ее переписка со многими художниками (Кузнецов, Фальк, Сарьян) сохранилась, и одна эта переписка – уже великая история. Так, к примеру, завязавшаяся дружба с художником Петром Кузнецовым привела к тому, что художник инициировал написание портрета Басевич, признавшись ей, что считает ее интересной и изысканной женщиной своего времени.

Что же собирает Казимира Константиновна? Большинство произведений авторов из художественного объединения «Мир искусств» в разные его стадии – от дружеского кружка до целого движения художников. Есть и исключения, но по большей части это произведения авторов начала XX века. То искусство, которое во времена начала коллекции называлось формализмом, декадансом, было запрещено и не выставлялось.

 

Пройдемся по выставке. Константин Коровин «На даче», Станислав Жуковский «Терраса в поместье», Павел Кузнецов «Вечер в степи», Кузьма Петров-Водкин «Карфаген», Мартирос Сарьян «Константинополь», Зинаида Серебрякова «Пейзаж. Нескучное», Александр Бенуа «Пир во время чумы», иллюстрации Константина Рудакова к классическим литературным произведениям… Мы видим мир ускользающий, распадающийся на наших глазах, – это миражи, воспоминания, хотя и изображены конкретные места, люди, герои, да и на момент создания картин – приблизительно 1910-е года – натура, если можно так выразиться, еще пока материальна. Но уже есть предчувствие, задумчивость, некое пасование перед бескрайним, незавершенность, зафиксированный момент исчезновения… Казимира Басевич собирает картины времен своего детства и молодости: она собирает момент разлитой неизбежности за ширмой безмятежного.

 

Сосредоточена основная темы в жемчужине коллекции – в «Купании красного коня» Петрова-Водкина: красный – цвет перемен, неизбежности, управляющий конем молодой человек с трудом справляется с ним. В 1912 году художник еще спрашивает, сможет ли его герой удержать стихию, которую оседлал? В 1953-м приобретшая картину Казимира Басевич может уверенно ответить на этот вопрос – нет. Настолько нет, что ничего от мальчика не останется, даже имени. История картины подтверждает это: в 1916 году она осталась в Швеции из-за Первой мировой войны, из-за серии революций, вернуть ее вдова художника смогла только в 1950-м. Государству она не нужна была – министерство культуры категорически отказалось покупать картину как чуждое советскому человеку искусство, и она оказалась в коллекции Басевич.

 

Коллекционер собирает себе среду, в которой и черпает вдохновение. Не только картинами – мебель, предметы быта дополняют атмосферу. Казимира Константиновна начинает собирать предметы прикладного искусства конца XIX и начала XX веков, чтобы сделать логичным тот мир, в котором она теперь живет. На выставке воочию представлены ее интерьеры, в которых она любила фотографироваться, в которых чувствовала себя органично.

В 1960 году хозяйку коллекции стало заботить, в какие руки она попадет: «Меня очень огорчает, что после моей смерти эти картины могут сделаться средством для всяких афер и наживы и что могут уйти из Советского Союза в другую страну». А уже в начале 1961 года составлено завещание о передаче Третьяковской галерее нескольких лучших картин после смерти хозяйки. Басевич органично живет в пространстве, которое создала, питается им, и все-таки расстается с картинами: не выдерживает и дарит их Третьяковке на двенадцать лет раньше своей смерти. Это, по утверждению ее внучатой племянницы Рэны Михайловны Лотаревой, произошло под влиянием полета Юрия Гагарина, на волне воодушевления, которым жила вся страна. И в этом поступке скрываются и способность чувствовать момент, и способность чувствовать, то, что определяется словами «великое», «вечное». Наверное, это особый дар, эмпатия к своей стране такой силы, что относится скорее к вещам космического порядка.

 

«Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России» – многослойная выставка: можно рассматривать сами работы, расшифровывать, о чем они; задумываться об истории каждой из них; можно воспринимать историю как мировоззрение коллекционера; можно рассматривать все через призму дара – что такое филантропия в культуре, что такое личная ответственность и способность распознать, что есть настоящий символ искусства того или иного времени не только в рамках страны, но и всего мира, даже несмотря на то, что твои представления идут в разрез с общепринятыми. Однозначно только одно: выставка генерирует мысль, что этот человек смог сформировать среду, которая стала для него гармоничной и где он сам проявился целостной личностью, и этим поменял мир… Из возникающих параллелей можно вспомнить разве что Поля Дюран-Рюэля, распознавшего силу в нарождающемся импрессионизме и убедившего в этом весь мир.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов