Поиск по сайту

13 Августа 2018

Лицо как карта жизни

О фотовыставке «FACE 2.0» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В субботу, 11 августа, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств состоялась кураторская экскурсия Андрея Мартынова по выставке «FACE 2.0». Экспозиция завершает очередной сезон проекта «ФОТОЛЕТО». В двух небольших залах представлены работы 13 авторов из Италии, Канады, России, Тайваня, Южной Кореи и Японии, которые говорят метафоричным языком о лице человека и об очертаниях тех вещей, которые нас окружают и формируют. Присмотримся?

Выставка «FACE» уже демонстрировалась в российских и зарубежных галереях с 2010 по 2015 год: тогда на ней было представлено свыше 150 фотографий участников из 20 стран. Прошло время, и куратор Андрей Мартынов снова решил вернуться к знакомой теме.

Известно, что портрет – это типичный для фотографии жанр, его истоки восходят к живописи и, кажется, что большого удивления от увиденного ждать не стоит. Но это ошибочная точка зрения, так как это направление фотографии продолжает развиваться. Фотоработы этой выставки представляют собой, прежде всего, нетривиальную идею, а лишь потом техническое мастерство.

Осваивая мир, человек словно поглощает его, становясь «вместилищем» для всего увиденного, осмысленного, оцененного, пережитого. Лицо человека отражает его душу и становится своеобразной «картой жизни» – по ней прочесть можно многое, нужно лишь захотеть.

Подобными экзистенциальными вопросами задались известные фотографы Валера и Наташа Черкашины и создали серию «Проект Вибрации». Художники, зная, что человек чаще всего скрывает истинное выражение даже от самого себя, решили поставить эксперимент: Валера с помощью жены погружался под воду и задерживал дыхание, заставляя, тем самым, свое тело находиться в состоянии близком к обморочному. Очевидно, что когда дыхание совсем на исходе, то организм начинает думать не о красоте, а о выживании, все истинное проявляется на лице – в этот момент Наташа и фотографировала Валеру. Лицо стало похоже на картину, в нем есть и страх, и боль, и безнадежность и, одновременно, умиротворение. Сочетание несочетаемого поражает, и каждый зритель в этот момент думает: «А какие искажения были бы в такой переломный момент на моем лице?».

 

Серия фотографий «Рожденные для сауны» Саде Кахра затрагивает похожую идею. Фотограф через черно-белые снимки, которые были сделаны в традиционной деревенской сауне в Фискарсе (Южная Финляндия), запечатлевает людей до и после посещения парной. На вертикальных портретах видно, что временная разница съемки составляет полчаса–час, но перемены разительны. Кто-то стал умиротворенным и довольным (кажется, вот оно блаженство, вот оно счастье), другие – остались вроде бы прежними, но что-то все равно в них изменилось: они сняли маску «приличного общества» и стали самими собой – теми, кто не боится капелек пота на своем лице и растрепанности волос. Фотографии сделаны аналоговой камерой с использованием специального «черного фильтра», что представляет интерес для профессионалов.

Одна из работ, около которой стоишь дольше остальных, принадлежит Чжон Ми Юн. Международную известность фотограф получила благодаря серии снимков «Pink and Blue» («Розовое и голубое»), которая появилась в результате ее наблюдений за детьми: она обратила внимание, что ее пятилетняя дочь любит розовые вещи. Причем «любит» – слово, наверное, не совсем подходящее, так как дома скопилось такое количество вещей розового цвета – одежда, куклы, книжки, медведи и слоны, пластиковые игрушки, что фотограф просто не знала, что с ними делать, пока не придумала оформить из них целую комнату.

Как впоследствии оказалось, с такими проблемами – «розовыми» и «голубыми» комнатами – сталкиваются многие родители. Казалось бы, фотопроект передает простую идею, но именно он принес Чжон Ми Юн известность и натолкнул многих зрителей на размышления о типичных чертах современного общества, о пагубном влиянии рекламы и медиа.

Пройти мимо серии фотокарточек Кацухито Наказато сложно хотя бы потому, что они кардинально отличаются от прочих представленных на выставке. Концепт «лицо» фотограф аллегорично раскрыл с помощью обветшалых изображений построек – рыбацких и фермерских сараев. Стоит немного всмотреться, и можно заметить, что у каждого такого чахлого домика есть свое «лицо»: у кого-то оно доброе, и неизбежные «морщинки» (облезлая краска) лишь его украшают, у другого – оно грустное, у третьего – серьезное. Вот, например, один похож на старичка-боровичка, его «глаза»-окна обрамлены настоящими бровками, из-за которых он и выглядит суровым в то время, как его «улыбка» выдает в нем доброе существо.

Альберто Ди Мауро – путешественник, который коллекционирует необычные ракурсы, глядя на них невозможно не улыбнуться – сопоставляя ближние и дальние виды он приходит к нестандартному в фотокартинке. Вспомните себя в поездке: разве вы не такие же визуальные повороты ищете? Смотреть на такие работы – одно удовольствие еще и из-за профессиональной подачи таких стыковок.

Фотографии Чен Чхенга Вэя продолжают тему путешествий: мотоциклисты – часть каждодневной жизни тайванской столицы. Утром их совсем немного, кажется, что одна-две линии на дороге, к концу дня – это уже целый разноцветный клубок. А ведь это и есть лицо центра города, на котором можно увидеть и ямочку – сгустки людей, которые пытаются укрыться от разбушевавшихся мотоциклистов.

Современная фотография – особая эстетика, от которой зритель ждет ощущения сопричастности к действительности, приобщения к авторскому замыслу. Между тем, та или иная запечатленная сцена часто является лишь отправной точкой в долгом процессе познания актуальных феноменов и, через них, себя. Фотограф сделал шаг вперед, зритель ответил, значит дальше уже будет легче идти по этому пути.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов