Поиск по сайту

07 Сентября 2018

Вселенная в натюрморте

Выставка «Между вечностью и повседневностью» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Осенью, в пору, чрезмерно насыщенную заботами после непринужденного лета, хочется иногда остановить стремительное течение времени, чтобы успеть выдохнуть и посмотреть по сторонам. Если не получается сделать это посреди рабочего дня – стоит освободить вечер или выходной и побывать на новой выставке в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Здесь, среди цветов, фруктов и предметов посуды можно увидеть, как повседневность прячет в себе вечное.

Заходишь в первый из двух залов выставки – и невольно замираешь, остановленный буйством красок. Взгляд перелетает с букета нежной сирени на маслянисто-красную рыбу, с изящной белой фарфоровой чашечки – на бордовое платье девочки. Каждая деталь – признак времени, каждая картина – отражение десятилетия: вдумчиво приглядевшись, можно увидеть, как жили и о чем мечтали люди XX века, как вершился ход истории отечественного искусства.

На выставке представлены тридцать две живописных работы и шесть графических листов в жанрах натюрморта и интерьера русских и советских художников XX века из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств – хотя, конечно же, в фондах хранится куда больше, чем может увидеть рядовой посетитель. Не обычно, что кураторами выступили представители отделов, которые обычно не занимаются кураторством выставок, — заведующая отделом хранения и учета ЕМИИ Юлия Викторовна Вансович и заведующая научно-методическим сектором информационно-образовательного отдела ЕМИИ Вероника Михайловна Калинина. Идея экспозиции зрела, развивалась и воплощалась в течение последних лет.

По словам кураторов, первая выставка музея, посвященная жанру натюрморта в отечественном искусстве XX века, прошла еще в 1985 году и состояла из собрания Свердловской картинной галереи (сейчас – Екатеринбургский музей изобразительных искусств). С тех пор натюрморт, конечно же, присутствовал в русской и западноевропейской экспозициях, однако впервые за все эти годы жанру натюрморта уделено столь пристальное внимание.

«Выставка интересна прежде всего тем, что все представленные здесь работы написаны в XX веке, но представляют не век в целом, а десятилетия, — отмечает Вероника Калинина. — Мы с вами знаем, что XX век – это спрессованная история: каждое десятилетие кардинально отличается от предыдущего. Кардинально меняется и жизнь, и восприятие – и все это отражается в искусстве, в том числе и в таких малых жанрах, как натюрморт и интерьер».

Почему именно XX век? История натюрморта длится около двух тысяч лет, однако рубеж XIX – XX и весь XX век – это расцвет жанра в отечественном искусстве. Логично было бы предположить, что выставка строится в соответствии с хронологией, чтобы посетитель мог проследить развитие жанра во времени. Этот принцип в целом сохранен, однако кураторы отмечают, что целостность восприятия посетителя была важна не менее чем последовательность написания полотен. «Для нас важнее целостность восприятия посетителя, чем сухая хронология, — подчеркивает Вероника Калинина. — Мы хотели показать очень разноплановый, разнообразный натюрморт, построить композицию так, чтобы она смотрелась, с одной стороны, живо, с другой – не пестро, и чтобы прослеживалась логическая линия».

В первом зале представлены работы первой половины, в следующем – второй половины XX века. Отдельный уголок во втором зале занимает блок графики, где можно увидеть работы и начала, и середины века, и 80-х годов.

На центральной стене в первом зале размещена работа известного художника Ильи Машкова «Натюрморт с красной рыбой». Кажется удивительным, что изображенные на ней пышные хлеба, сочные фрукты, манящая рыба и бокал красного вина написаны в 1923 году, когда только кончилась гражданская война: в то время о подобных излишествах не было и речи. Вспоминается «Селедка» Петрова-Водкина: сухая рыба на мятой бумаге, пара картофелин, буханка хлеба – таковым был паек художника того времени. Однако, как уверяют кураторы, картина Машкова – вовсе не сожаление о тяжелых временах, когда о подобных яствах не приходится и мечтать, а некое самоутверждение: человек, живущий во вновь образованном, доселе невиданном государстве, где провозглашаются справедливость, равенство и братство, верит, что совсем скоро настанет свободная жизнь. В тяжеловесных хлебах, колористически густой палитре Машков заявляет не о сытости жизни, а о свободе человека.

Помимо работы Машкова, приковывают взгляд еще три картины. Популярность детского портрета в интерьере с элементами натюрморта – важная тенденция в живописи и скульптуре на рубеже веков: многие художники задумываются о том, что дети – это те люди, которые будут жить в новом веке, строить будущее, формировать новые ценности. Тем не менее все три работы, представленные на выставке, очень разные. Картина Сергея Виноградова «В столовой» отличается детальностью, с которой прописаны и букет сирени, и фарфоровая чашечка, и пьющая чай девочка.

А у Натальи Витберг («Девочка рассматривает картинки») все внимание сосредоточено на главной героине. За ее спиной виден стол, накрытый тяжелой красной скатертью; на нем разбросано множество бумаг и книг, среди которых можно заметить интересную деталь – репродукцию живописного полотна Валентина Серова «Дети». Подвижные мазки создают ощущение движение мысли, хотя девочка запечатлена в неподвижной позе. Здесь мы видим продолжение традиционной школы живописи: глубокие, насыщенные, но сдержанные тона.

Третья работа, «Портрет дочери» 1947 года, принадлежит авангардисту Александру Осмеркину. 1947 год в советском искусстве – это время господства соцреализма, однако авангардистский дух художника словно прорывает рамки соцреализма: мы видим угловатость девочки, условную выписанность рук, пупса на столе, большой букет акации или белой сирени. Все выписано очень подвижно, нет строгости, но полотно выглядит очень лаконично, собранно и колористически необычно для того времени, в котором главенствовали насыщенные цвета и четкие формы – на полотне Осмеркина преобладают нежные пастельные оттенки. Интересно, что картину передала в музей Лидия Александровна Осмеркина – та самая девочка, которая изображена на картине.

Интересно присмотреться к графическим листам, представленным во втором зале, – они особенно интересны с точки зрения знакомства с графическим искусством XX века: во-первых, здесь представлены разные техники, а во-вторых, в картинах читаются отзвуки из прошлого, отсылки к традициям.

Вот, к примеру, работа Александра Шервашидзе «Веранда со столом и цветами» 1915 года. Много воздуха, наполненность и фрагментарность (традиция Московской школы живописи, ваяния и зодчества) — в изображении интерьера начала XX века. «У многих художников этого периода времени можно увидеть мотив уходящей эпохи, мотив усадьбы, где все размеренно, все понятно и по-домашнему. Мы понимаем, что эпоха XIX века осталась позади, – это попытка художника запечатлеть остатки прошлой жизни, которая еще долго будет нас вдохновлять», — отмечает Вероника Калинина.

Более современная картина — 1983 года — принадлежит кисти Банюты Анцане. Здесь можно увидеть, что художник 80-х продолжает традиции фламандской, голландской живописи: композиция на столе, предмет из фарфора или металла, белоснежная скатерть, плоды, определенная сдержанность и сухость. И в «Натюрморте с курительной трубкой» неизвестного художника XX века также продолжается традиция голландского натюрморта, в котором курительные трубки являлись определенным символом, а интерпретации фарфора уделялось большое внимание.

Второй зал – это ретроспекция и рефлексия, любование красотой мироздания, отстраненность. Отстраненность – понятие сегодня редкое, но на самом деле не перестающее быть нужным, ведь повседневность быстротечна, но повседневные предметы, перенесенные художником на полотно, способны поведать нам об основах мироздания. Екатеринбургский музей изобразительных искусств приглашает посетителя к размышлению и обсуждению вечного в повседневном. Возможно, именно здесь вам удастся увидеть, как в красоте повседневных вещей отражается суть Вселенной.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Наталья / 08 Сентября 2018 в 18:27

Прекрасная выставка! Её нужно посетить каждому. Отдохнуть душой и сердцем.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов