Поиск по сайту

10 Сентября 2018

Волонтерство и культура: наш словарь от А до Я

О тонкостях работы добровольцев, их мотивах и важных качествах


Автор: Александра Петкау Автор: Александра Петкау
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Волонтерство все больше развивается в культурной сфере. Для добровольцев – это возможность попробовать себя в разных ролях, получить ценный опыт и навыки, для культурных институций такое партнерство помогает обрести новый взгляд на привычные вещи и профессиональную помощь на безвозмездной основе. Мы написали материал о феномене волонтерства в Екатеринбурге в виде небольшого словаря-путеводителя. В нем собраны истории рекрутеров и добровольцев, а также описаны тонкости их работы и важные качества.

К читателям

Идея этого материала возникла как ответ на подслушанный разговор. В общественном транспорте мы все становимся немыми свидетелями чужих жизней, которые проплывают перед нашими глазами и оседают отзвуками донесшихся диалогов в сознании. В тот день две дамы спорили о вечном вопросе – какой стала наша молодежь. Одна утверждала, что нынешнее поколение безынициативно, изнеженно и лишено стремлений, другая говорила о том, что виноваты в этом не сами молодые люди, а среда, которая не представляет им шанса проявить себя. Дальше суждения пошли в гипотетическом русле: если бы были бесплатные кружки по интересам, с ними бы кто-то занимался, учил уму-разуму, давал возможность проявить себя – вот тогда бы все было по-другому.

Слушать женщин было грустно, потому что, рассуждая о высоком, они забыли о весьма прозаичных вещах – о фактах, которые всегда при желании можно найти. По всей видимости, собеседницы не догадывались, что то, о чем они мечтают, уже есть и называется такая форма проявления себя – волонтерство.

Российское волонтерство — явление, зародившееся и оформившееся сравнительно недавно. Во времена СССР формально добровольцы тоже были, например, стоит вспомнить тимуровские отряды и добровольных народных дружинников — помощников милиции. Этим объединениям не удалось пережить Советский Союз и уже в новой России появился свой вариант движения, зародившегося во Франции в 1920-е годы. Понятия «волонтер» и «волонтерство» происходят от французского «volontair» – добровольный, а оно, в свою очередь, от латинских слов «voluntarius», «voluntas» — добрая воля.

О том, как проявить добрую волю, действительно, знают не все. Это иллюстрируется данными опроса по теме «Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем», проведенного аналитическим центром Юрия Левады «Левада-центр» в 2015 году. Социологами выявлено, что около половины респондентов одобряют деятельность добровольческих общественных организаций, но только 16% имеют ясное представление о том, чем они занимаются. 72% опрошенных граждан России не знают и не участвуют в добровольческих социальных проектах, и только 2% россиян постоянно занимаются волонтерством. Из тех респондентов, которые временно, периодически и постоянно имеют волонтерскую занятость, 62% пришли в добровольчество по знакомству, 16% – узнали о нем из медиаканалов. Из представленных выдержек можно сделать вывод, что люди не слишком близко знакомы с этой деятельностью.

Возможно, ситуацию удастся изменить на законодательном уровне: нынешний год указом Президента РФ объявлен годом добровольцев, сделано это для того, чтобы больше людей узнали о целях, возможностях, традициях этого движения и смогли присоединиться к нему.

Составленный нами словарь-путеводитель, как и любая работа такого толка, не претендует на всеобъемлющее описание, но представляет собой подборку ключевых особенностей явления. Тот, кто ничего не знает о волонтерстве, сможет «подышать» его воздухом, тот, кто уже был занят на некоторых проектах, почерпнет интересные детали из кейсов культурных институций Екатеринбурга. Организаторы волонтерской деятельности увидят картину, словесно нарисованную самими волонтерами, что поможет улучшить посыл для целевой аудитории в последующем. 

Словарь-путеводитель о феномене культволонтерства в Екатеринбурге

А – Анкета волонтера

С этим документом столкнется любой, кто захочет стать добровольцем. Он предназначен для получения начальной информации о волонтере для собеседования, отбора и определения на выполнение той или иной функции. Анкета включает в себя личные данные, контакты, место работы/учебы, знание иностранных языков, интересы, опыт волонтерской работы, наличие автотранспорта и т.д. Не нужно бояться, если в каких-то графах придется поставить прочерк, главное – показать стремление приобщиться к миру волонтерства.

В эпоху социальных сетей нет сложностей найти объявления о том или ином проекте, где требуются добровольцы, и заполнить анкету в режиме онлайн. Если желание есть, а информации найти не удается – выход найдется: необходимо просто позвонить в интересующее вас учреждение культуры Екатеринбурга и предложить свою помощь.

Б – Бесплатная помощь

Это непоколебимое правило зародилось с самого начала волонтерства: после окончания Первой Мировой войны появилось много желающих, готовых совместно восстанавливать разрушенную Европу. В 1920 году во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый международный волонтерский проект – добровольцы начали восстанавливать разрушенные фермы. Они не получали денежного вознаграждения, но были обеспечены проживанием, питанием и медицинским страхованием. Времена изменились, но основное осталось – материального поощрения волонтеры не получают, но бесплатные билеты в культурные институции, роскошь общения с выдающимися художниками, музыкантами, дирижерами, фирменную атрибутику места, где они заняты – все это и даже чуть больше можно получить в любом учреждении культуры, в котором человек хочет попробовать себя.

По словам Влады Лаптевой, студента-искусствоведа, волонтера с опытом, для добровольца многое значит и простое «спасибо». «Радушное отношение ценится в этой среде, прежде всего, – говорит она. – Однажды у меня был негативный опыт сотрудничества с одной организацией – там к нашей команде относились как к бесплатной рабочей силе и просто отдавали указания. С волонтерами так нельзя строить работу. Согласитесь, нам всем хочется идти туда, где к нам уважительно относятся, благодарят за наш труд».   

В – Время

Волонтерство требует столько времени, сколько человек готов ему отдать. Раз в неделю, два раза в две недели или три раза в месяц – регламентирует расписание работы только сам волонтер. На крупных международных фестивалях занятость получается плотной.

«На «Безумных днях» волонтеры работают по 12-14 часов в день, – рассказывает Татьяна Клюжина, координатор Центра волонтеров Свердловской филармонии. – У многих есть и учеба, и работа, но волонтерство – это тоже труд, пусть и не оплачиваемый, поэтому важно относиться к нему ответственно. В любом случае, с волонтерами всегда заранее обговариваются их условия работы, они фиксируются в специальном договоре». 

Г – Гендер и возраст

По статистике Росстата, женщины становятся волонтерами вдвое чаще мужчин. Эти данные подтверждают и наши интервью с руководителями отделов по работе с волонтерами в учреждениях культуры Екатеринбурга: в среднем, на десять девушек приходится один молодой человек.  Удивительным этот факт не назовешь, потому что на студенческих скамьях факультета искусствоведения и социокультурных технологий, в зале филармонии и в стенах музеев мы тоже обычно видим подавляющее большинство девушек и женщин. Возможно, здесь стоит отметить особенность сферы, о которой мы говорим.

Интересна ситуация с возрастными характеристиками. В 2014 году средний возраст московского (а именно там волонтерство развито сильнее всего в России!) добровольца составил 26 лет. Сейчас данный показатель изменился в связи с привлечением в волонтерскую деятельность выпускников вузов. Если обратиться к данным по Екатеринбургу, то это будет возраст 20 лет. Для сравнения, в Европе средний возраст – 40 лет.

Современной тенденцией является то, что среди волонтеров становится все больше граждан пенсионного возраста – «серебряных» волонтеров. Один из ярких примеров – Ольга Николаевна Перегудина, доброволец Свердловской филармонии.

«Первое знакомство с филармонией произошло, когда я училась в 10-м классе, меня привел сюда брат. Это было яркое впечатление: звучал второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром и шестая симфония Чайковского. На мою юную душу это во многом повлияло, – делится воспоминаниями Ольга Николаевна. – Затем учеба, работа по распределению в Пермском крае в системе социальной защиты, рождение двух девочек, которых нужно еще было поднять – интересы сменились, времени не хватало ни на что, что уж говорить о занятиях для души. Когда наступил пенсионный возраст, я решила снова прийти в филармонию, в то место, где я была когда-то счастлива. Я обратила внимание, что знакомых лиц нет, тогда-то и появилось желание поближе познакомиться с коллективом, который работает со слушателями и сделать так, чтобы было, с кем поздороваться во время посещения концерта. На пенсии очень не хватает общения.

Я стала официальным волонтером, уже почти шесть лет занимаюсь распространением билетов. У меня есть благодарственные письма, на буклетах указывают мое имя, что душой кривить, это поднимает настроение, но это не все, что дала мне такая деятельность. Через волонтерскую группу я стала членом читательского клуба, устроилась в другие общественные организации – у меня открылись новые горизонты.

Как-то в коридоре филармонии я встретила ни больше ни меньше Владимира Спивакова, он только что отвел концерт и шел переодеваться. Мы переговорили, он оставил автограф. Другой случай – как-то я пообщалась с Михаилом Плетневым. Я на автомате поздоровалась, а он мне ответил. Не будь я волонтером, такого бы не произошло. Я могла бы сейчас на пенсии с соседками на лавочке общаться во дворе, а имею возможность разговаривать с живыми классиками – об этом же можно только мечтать!»

Д – Дело жизни

Волонтерство нередко становится мостиком к будущей профессии, к нахождению своего призвания. Таких историй во время подготовки словаря мы услышали достаточно, в качестве иллюстрации приведем опыт Вероники Подрядовой: она еще учится в школе, но ее глаза горят, когда она рассказывает о том, как пришла помогать в Екатеринбургский музей изобразительных искусств. В планах – покорение экзаменационных преград на факультете искусствоведения и социокультурных технологий. С чего же все началось?

«Все началось с Международного фестиваля меццо-тинто. Мне хотелось быть внутри мира искусства, я искала возможности реализовать себя. Как-то, листая ленту социальной сети, я наткнулась на объявление, которое, как бы это пафосно ни звучало, изменило мою жизнь. Екатеринбургскому музею изобразительных искусств требовался волонтер-переводчик с английского языка на русский язык.

Что сразу же нужно понять тем, кто хочет быть добровольцем на таких мероприятиях, так это то, что отдавать себя придется полностью. Нельзя прийти и, быстренько что-то сделав, уйти – ничего не получится. Я помню, что по вечерам после тех насыщенных четырех фестивальных дней я приходила домой и падала от усталости, но внутри ощущала себя счастливой.

Сначала мне было не очень комфортно находиться среди такого большого количества людей, но их доброжелательность и интерес к сфере, которую я люблю всей душой, изменил мое отношение. Я изнутри узнала то, что не прочитаешь ни в каких книгах – не будь я волонтером, я никогда бы не пообщалась с художниками мирового уровня, не увидела, как делается гравюра меццо-тинто, не узнала изнутри всех тонкостей организации фестиваля.

Помню один случай – к нам приехал английский художник Мартин Митчелл, он передвигался на инвалидной коляске, поэтому приходилось часто пользоваться лифтом, а не лестницей. Проблема заключалась в том, что у него клаустрофобия. Так случилось, что лифт застрял, и этому бедному человеку пришлось находиться в замкнутом пространстве больше получаса. Волонтеры делали все, чтобы ему помочь, не дать впасть в панику. Добровольцы часто попадают в форс-мажорные ситуации и вынуждены искать выход из них. Эта деятельность – проверка, прежде всего, самого себя на прочность.

Многие абитуриенты идут на факультет с мечтой об искусстве, у меня же уже есть опыт работы в этой сфере, поэтому мои представления более реалистичны – в волонтерском опыте я вижу для себя только плюсы. Кроме того, я стала увереннее в себе и в своем будущем – разве это не хорошее подспорье для жизни?»

Е – Единомышленники

Как показывает практика, волонтерство – это история длительная. Во многом это связано с тем, что на подобных проектах люди находят новых друзей, которые впоследствии становятся для них настоящей семьей.

Кроме того, важно помнить, что волонтерство – это коллективная история. Нельзя самостоятельно создать проект, все работают в связке, поэтому важно быть в одной струе, поддерживать друг друга.

«Один мой друг как-то сказал: «Вас же там используют, бросай свое занятие! – рассказывает Ирина Матусевич, скрипачка, выпускница Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского, волонтер Свердловской филармонии. –  Но он не знает всей ситуации, не понимает, сколько всего я получаю от этого опыта. Радует, что людей, думающих так, как мой друг, немного. Волонтеры –все единомышленники.

Вспоминается случай – во время фестиваля «Безумные дни» между мной и посетительницей произошло недопонимание. Я предложила ей подождать перед следующим концертом на стульчике, который находился чуть-чуть поодаль, но она, видимо, меня неправильно поняла и начала выяснять отношения. Мне удалось урегулировать ситуацию, к тому же на помощь пришла моя коллега-волонтер. Всего не предугадаешь, каждая ситуация индивидуальна, поэтому так важно, чтобы было плечо друга, на которое можно опереться».

Ж – Желание быть полезным

Это один из мотивов волонтеров быть там, где они есть. Кроме того, есть другие причины идти в эту деятельность: познакомиться с интересными людьми и пополнить базу своих деловых контактов, получить новый опыт, знания, навыки, реализовать потенциал, предложить и увидеть воплощение своей идеи, поучаствовать в жизни города.

Любой мотив нуждается в аргументации. Ключевой момент состоит в том, что нельзя путать мотивацию с поощрением: важно волонтера не задарить, а предложить для него пути для достижения поставленной цели. Понять, какой мотив актуализирован у того или иного волонтера, просто – послушайте вопросы, которые он задает на собеседовании. К примеру, если потенциальный претендент сразу же спрашивает: «Какова миссия, цель проекта?», то его интересует, прежде всего, идейный стимул. Если будущий волонтер задает вопрос по типу: «В какой команде мне предстоит работать?», то социальный аспект выходит для него на первый план.

Вопросы нематериальной мотивации на примере волонтерства подробно изучаются, и их решения продолжают совершенствоваться.

З – Закон

В 2018 году Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Документ вносит существенные изменения в уже имеющийся закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в частности, уравнивает понятия «волонтерство» и «добровольчество», формирует единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества. Кроме того, к волонтерским организациям причислены некоммерческие общественные организации, движения, учреждения, религиозные организации, ассоциации и союзы, а также фонды.

Другая особенность деятельности, утвержденная законом, состоит в том, что между волонтером и благополучателем может быть заключен договор о восполнении расходов волонтера на питание, приобретение спецодежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование либо на страхование жизни или здоровья.

И – Искусство организации

Как у любого айсберга есть верхушка, а есть весомое основание, так и у волонтерской деятельности есть видимая часть работы и невидимая. Организация работы добровольцев – это большой труд, требующий специальных умений и навыков. Если волонтер захочет «расти» в деятельности, то он может попробовать себя в роли куратора волонтерских проектов.

Для этого необходимо знать пять «китов» волонтерского менеджмента: как привлечь добровольцев? Как их подготовить к работе? Как оказать сопроводительную поддержку? Как их мотивировать? Как правильно составить план работы с партнерами?  Каждой теме посвящено не одно учебное пособие, не один кейс, не одно интервью.

В качестве иллюстрации раскроем третье звено – как оказать сопроводительную поддержку? Здесь уместно сказать о модели организации волонтерского проекта. Предполагается, что в проекте задействован руководитель (определяет стратегию, несет ответственность за результат), функциональный менеджер (распределяет задачи, решает нестандартные ситуации), тим-лидер (координирует и контролирует работу) и волонтеры (выполняют поставленные задачи).

В понятие сопроводительной поддержки обычно входит контроль явки волонтеров, обеспечение их информацией, составление графика работы волонтеров, консультации в случае возникновения проблем, комментирование результатов их работы. Очень важна обратная связь от волонтеров и посетителей культурного учреждения – именно по этим откликам зачастую очерчивается картина прошедшего мероприятия, его плюсы и минусы.

К – Критерии оценки

При проведении оценки волонтерской программы учитывается степень достижения поставленных целей, выполненных задач, анализ эффективности организации процесса. В каждом культурном учреждении, где есть помощники-добровольцы, ведется своя статистика. Она учитывает количество волонтеров (новых, постоянных, покинувших проект), количество часов, отработанных волонтерами, количество публикаций в СМИ, отзывы о работе волонтеров. При получении данных и их дальнейшем анализе проводится «разбор полетов» с целью улучшения и изменения ситуации.

Фотография предоставлена пресс-службой ЕМИИ

Волонтерам нередко выдаются рекомендательные письма, в которых отражаются результаты их работы, личные качества и достижения. Подобный документ чрезвычайно ценится в зарубежных странах, если, например, волонтер подает заявку на грант или стажировку. В российской ментальности не принято широко распространяться о своем волонтерском опыте, в противовес этому за рубежом отсутствие такой графы в резюме составляет существенный минус. Быть волонтером – почетно, так как это показатель активной гражданской позиции, неравнодушия к проблемам города, общества, конкретных учреждений.

Л – Личная книжка волонтера (ЛКВ)

Личная книжка волонтера предназначена для учета волонтерской деятельности и содержит сведения о «трудовом» стаже волонтера, его поощрениях и дополнительной подготовке. В настоящее время она выдается органами исполнительной власти и органами местного самоуправления субъектов РФ на основании его письменного заявления. Организаторы мероприятий, в которых добровольцы принимают участие, помогают желающим ее получить и правильно заполнить.

Личная книжка волонтера Влады Лаптевой

На сегодняшний день не все волонтеры осознают плюсы наличия личной книжки, между тем, они есть: сведения, внесенные в нее, могут сослужить добрую службу при приеме в высшие учебные заведения, на работу, на стажировку. Кроме того, существуют проекты, на которые производится отбор волонтеров (яркий пример: Чемпионат мира по футболу 2018), опыт в таком случае является не последним аргументом, подтвердить его можно именно с помощью этого документа.

М – Музей изобразительных искусств (кейс)

Волонтерская служба Екатеринбургского музея изобразительных искусств была создана в 2015 году. Многие проекты музея не обходятся без волонтеров, один из примеров – Международный фестиваль меццо-тинто, который проходит в Екатеринбурге каждые два года. На фестивале экспонируется большое количество гравюр (свыше 700!), каждую нужно получить, распаковать, замерить и так далее. Работы – непочатый край, здесь и приходят на помощь волонтеры.

«Даже если бы фестиваль готовили все музейные сотрудники, все равно справиться с таким объемом работ было бы проблематично, – рассказывает Анастасия Негодаева, руководитель волонтерской службы Екатеринбургского музея изобразительных искусств. – Вариантов несколько: первый – работать всем музеем, не покладая рук, без выходных с утра до вечера (а существуют еще и текущие дела!); второй – нанять дополнительную рабочую силу, например, помощников на этап развески произведений; третий – привлечь нашу волонтерскую службу, что мы и сделали. Часть волонтеров замеряли и распаковывали экспонаты, некоторые помогали на этапе развески. Кто-то приходил каждый день, кто-то — несколько раз за две недели.

На примере фестиваля видно, что функции волонтеров разнообразны: рутинная, профессиональная, организационная помощь. Успешность волонтерского проекта определятся степенью вовлеченности самих участников. Самое главное признание для нас в том, что после проекта 80% волонтеров выразили заинтересованность в дальнейшем участии в жизни музея.

Фотография предоставлена пресс-службой ЕМИИ

Для нас важно, чтобы волонтеры остались с нами надолго. У нас есть ребята, которые приходят на специальные проекты: кто-то очень любит акцию «Ночь музеев», кто-то ждет иностранных гостей, чтобы помогать с переводами, другие участвуют исключительно в мероприятиях для детей. В волонтерской службе музея найдется место любому: школьнику, студенту, взрослому, главное – искра в глазах, желание приобщиться к искусству, такие волонтеры работают у нас, таких мы и ищем в нашу волонтерскую "семью"».

Н – Наставничество

Прежде чем приступить к работе, каждый волонтер получает инструкции и при необходимости проходит обучение.

Можно выделить четыре аспекта, на которых необходимо заострить внимание при обучении – рассказ о самом мероприятии, его целях и задачах; информация о технике безопасности, об алгоритме действий в чрезвычайных ситуациях, проведение лекций, касающихся специфики мероприятия; обсуждение деталей работы каждого направления деятельности волонтеров.

О – Опыт «Pro bono», или Об особенности ЕАСИ

Некоторые волонтеры уже имеют необходимые знания и не нуждаются в полноценном обучении. Такой вид волонтерства называется профессиональным, для него есть специальный термин – «Pro bono» (в переводе с латинского «pro bono publico» означает «ради общественного блага»). Для «pro bono» характерной чертой является именно оказание профессиональной помощи. К такому виду волонтерства обычно приглашаются переводчики, юристы, дизайнеры и т.д.

Подтипом «Pro bono» можно считать волонтеров-студентов из творческих вузов. Особо выделяется на этом фоне Екатеринбургская академия современного искусства — единственный в Уральском регионе аккредитованный муниципальный вуз. Студенты академии учатся создавать актуальные проекты и встраивать их в городское культурное пространство за счет эффективных коммуникаций. Так, по инициативе и поддержке ЕАСИ, начали работу художественная галерея вуза, Малая академия искусств, Центр профессионального и творческого развития работников культуры и искусства.

Александра Лопата, выпускница ЕАСИ, менеджер по работе с аудиториями Музея первого Президента России Б.Н. Ельцина, с теплом отзывается об академии и отмечает, что если бы не советы преподавателей, возможность быть волонтером в культурных институциях, отшлифовывать там навыки, то работа мечты могла бы пройти мимо.

«Когда я шла на собеседование в музей, то у меня не было большого опыта, зафиксированного в трудовой книжке. В резюме я указала проекты, в которых принимала участие в качестве волонтера, – рассказывает Александра Лопата. – Я методично перечислила все свои «должности», обязанности, успехи, и получился очень даже не плохой список. Я уверена, что меня взяли именно из-за такого опыта. Волонтерство – это школа жизни, в которой удается попробовать себя и применить на практике теоретические знания. Я благодарна ЕАСИ, а волонтерам, которые приходят к нам, всегда рассказываю в качестве мотивации, что может дать такой опыт».

Т – Theatre HD (кейс)

Арт-объединение CoolConnections работает в нескольких сферах культурного пространства, прежде всего, в организации национальных кинофестивалей и показах проекта TheatreHD – «театр в кино». Направление кинофестивалей появилось первым, ему уже около 20 лет, и на больших проектах с множеством гостей и аккредитованных СМИ сотрудникам компании нужна была помощь энтузиастов.

«Наш опыт работы с волонтерами может быть интересен, потому что мы из Москвы пытаемся работать с волонтерами во всех наших городах, а сейчас их более 60, – рассказывает Майя Фарафонова, представитель Арт-объединения CoolConnections. – Мы стараемся прописать максимально подробные и точные инструкции и оперативно отвечаем на вопросы, как в процессе, так и тогда, когда у волонтеров что-то не получается на местах.

Задачи ставим несложные – встречать гостей по заранее выданному списку. За это сами волонтеры получают возможность смотреть бесплатно те показы, на которых нам помогают.

В прошлом году мы начали внедрять такую практику на наших кинотеатральных показах в Москве, а весной этого года на «Золотой Маске в кино», которая проходит одновременно в огромном количестве городов, так мы опробовали возможность работы с волонтерами по всей стране. Для этого мы бросили клич в наших федеральных пабликах и региональных группах проекта. Люди старше 18 лет могли заполнить анкету и после нашего приглашения вступить в закрытую группу в социальной сети «Вконтакте». Сейчас в этой группе свыше 180 человек.

«Золотая Маска в кино» – самая большая и массовая задача, поскольку там у нас всегда очень много гостей, нужна помощь. Вне этого проекта поддержка волонтеров необходима эпизодически, на конкретные события.

Наши волонтеры — самые разные люди, от студентов до пенсионеров, с большим или меньшим ресурсом свободного времени, количеством контактов в городе, более или менее инициативные (кто-то выполняет набор предписаний, смотрит сеанс и закрывает тему, а кто-то фонтанирует идеями, которыми мы стараемся не пренебрегать). Мы планируем «вырастить» из самых активных амбассадоров проекта в городах, но пока эта история – дело будущего».

У – Урал. Опера. Балет (кейс)

Как такового волонтерского центра в Екатеринбургском театре оперы и балета («Урал. Опера. Балет» – новое название театра. – прим. ред.) нет, но в 2015 году в театре открылась школа капельдинеров. «Сейчас волонтерство в России – это масштабное явление, тогда же мы просто хотели сделать оригинальный проект, который мотивировал бы людей прийти в театр и остаться в нем. Это был инструмент, чтобы воспитать зрителя для такого специфического учреждения культуры, как наш театр, – рассказывает Ольга Абрамович, начальник службы проведения спектаклей «Урал. Опера. Балет».Капельдинер  – это служащий в театре. К нам приходили люди, которые хотели приобщиться к работе нашего учреждения.

Каждое воскресенье мы приглашали людей и рассказывали им о том, как все у нас устроено. Мы читали лекции для 5-6 человек, но у нас не было задачи сделать этот проект массовым, потому что ввести саму систему волонтеров в театр оперы и балета, где все очень структурировано, где постоянно идет репетиционный процесс, – очень сложно. У нас шла индивидуальная работа.

Скажу прямо, волонтером у нас может стать не любой человек: мы ставим достаточно высокую планку. Между тем, попытаться может каждый, кто достиг 14-летнего возраста. Екатеринбургский театр оперы и балета представляет элитарное искусство, работать здесь престижно, но нелегко. У нас были люди, которые после наших лекций уходили, потому что понимали, что сопровождение спектаклей – это большой труд, которому нужно учиться. 

Фотография предоставлена пресс-службой «Урал. Опера. Балет»

Фотография рабочего дня помощника капельдинера выглядит следующим образом: наши волонтеры приходят на тот спектакль, который они хотят посмотреть. До этого дня девушки и молодые люди получают инструктаж, все читают о спектакле, потому что зрители в нашем театре разные, есть те, кто приходит с музыкальным образованием, преподают в консерватории – необходимо быть подкованным, не растеряться, если зададут вопрос.

Важно, что мы всегда даем оценку работе каждого волонтера, подсказываем, что и как нужно доработать, то есть выполняем еще и воспитательские функции, это особенно актуально, когда мы говорим, например, о подрастающем поколении».

Ф – Филармония (кейс)

Центр волонтеров действует в Свердловской филармонии с 1999 года. На сегодняшний день свыше 200 человек готовы помочь храму музыкального классического искусства.

«В далекие 1990-е Александр Колотурский, директор Свердловской филармонии, съездил по гранту в США и привез с собой идею перенять их опыт волонтерского движения с приземлением на нашу почву, – рассказывает Татьяна Клюжина, координатор Центра волонтеров Свердловской филармонии. –  В то сложное время залы Филармонии не были столь полны, поэтому волонтерство стало инструментом для привлечения к нам людей. Общаясь со своими слушателями и предлагая разные варианты помощи нам, мы смогли досконально изучить их музыкальные привычки, приемлемый для них ценовой диапазон и так далее. В нашем случае добровольцы стали, в том числе, респондентами для маркетингового исследования.

Наша система кардинально отличается от театральной: каждый день посетителей филармонии ждут новые концерты, они уникальны, их нельзя досконально прорепетировать заранее, поэтому волонтеры оказывают нам существенную поддержку, в том числе они осуществляют сервисную работу на концертах и мероприятиях внутри и вне филармонии; проводят опросы и анкетирование слушателей; переводят презентационные материалы, интервью и пресс-конференции с иностранными артистами и так далее.

У нас есть традиция – мы всегда фотографируем волонтеров во время работы и отдаем им снимки на память или создаем специальное видео, если проект большой – например, такой как «Безумные дни». Мы относимся к волонтерам как к людям с родственными душами, многие остаются у нас надолго, и это нас радует».

Ц – Церковь

Интересно, что в формировании волонтерской среды не сыграла значимой роли церковь. В качестве исключения можно вспомнить православную службу «Милосердие» — на сегодняшний день это самая известная церковная инициатива в этом направлении.

Между тем, церковь косвенно все же связана с волонтерством. Приведем яркий пример. «Однажды к нам в Музей первого Президента России Б.Н. Ельцина пришли устраиваться в качестве волонтеров американские студенты из числа мормонов. В их церкви сильна традиция «миссии» – безвозмездной помощи нуждающимся в любом уголке мира,  – рассказывает Александра Лопата, выпускница ЕАСИ, менеджер по работе с аудиториями Музея первого Президента России Б.Н. Ельцина. – Скажу честно, мы были удивлены и обеспокоены. Мы переживали, не будут ли они проповедовать в стенах музея, не поднимется ли шум по поводу того, что в музее Б.Н. Ельцина работают американские волонтеры. Однако мы рискнули и пригласили их в архив Президентского центра, где предложили довольно монотонную работу – сбор 4000 новых архивных папок по лекалам. Эту задачу прежде неэффективно выполняли студенты-практиканты.

Фотография предоставлена пресс-службой Музея первого Президента России Б.Н.Ельцина

К нашему удивлению, 12 волонтеров сделали это за два дня, работая по четыре часа. Руководитель архива, вернувшись из отпуска, недоумевал: «Куда делись все новые папки?». А волонтеры говорили, что эта работа принесла им радость.

Круг их функций постоянно расширялся: перевод этикеток на английский язык, тестирование и рецензирование англоязычных аудиогидов, дежурство в экспозиции, консультирование посетителей, контроль билетов, встреча гостей на открытиях выставок, сопровождение больших детских групп на специальных мероприятиях. Им все удалось, да и посетители были рады, так как наши волонтеры приветливы, оптимистичны, опрятны. При этом они не навязывают кому-либо свою веру, проповедовать Евангелие они могут только в стенах своего прихода или в доме прихожанина. Поэтому во время «служения», как они сами называют свою волонтерскую деятельность, они полностью посвящают себя работе, выполняя ее с интересом и качественно. Мы и они остались довольны получившимся опытом».

Ч – Честность

Наверное, это самое главное качество волонтера. «Меня часто спрашивают – а если волонтеры вас обманут? – рассуждает Светлана Черных, начальник отдела продаж и работы со слушателями Свердловской филармонии. –  Я скажу вам честно: ни разу ни один из волонтеров нас не обманул. Это люди другого уровня».

Я – Я

В любом деле каждый из нас начинает с себя, своих потребностей, желаний, приоритетов. Волонтерство дает возможность улучшить свои социальные навыки, развить лидерские качества, обогатить себя новыми знаниями, то есть стать лучшей версией себя. И, что немаловажно, смотреть на себя в зеркало, не сощурив взгляда – когда человек делает другому добро, помогает своими силами и не просит много взамен, это многое говорит о самом человеке, пусть эти рассуждения и не так распространены в мире, где на пьедестале стоит рыночная экономика.

Именно об этом захотелось рассказать тем дамам, которые сидели в трамвае и тихонько рассуждали о том, что молодые люди сейчас не те. Совсем не те.  

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов