Поиск по сайту

12 Сентября 2018

Поцелуй в стиле Дуано

О творчестве французского фотографа Робера Дуано по материалам лекции Артёма Берковича


Автор: Александра Петкау Автор: Александра Петкау
Мне нравится!

На прошлой неделе в Центре фотографии «Март» состоялась лекция «Париж Робера Дуано» куратора Артёма Берковича в рамках лектория о современной фотографии, который еженедельно проходит по четвергам. Раскрываем основные тезисы образовательной встречи в форме ответов на два главных вопроса: «Кто повлиял на творчество Дуано?» и «В чем особенность его снимков?».

Французский фотограф Робер Дуано, 1983 год

Наверное, у каждого в жизни были лекции, на которых приходилось сидеть, поглядывая на часы: в такие моменты кажется, что время тянется бесконечно, оратор не дает никакой ценной информации, визуальный ряд слабо поддерживает рассказ. К сожалению, с подобным нередко сталкиваешься на образовательных встречах, но это был кардинально не тот случай.

Лекция куратора Центра фотографии «Март» Артёма Берковича представила собой пример лекции «для души / самообразования», потому что в ней был выдержан баланс информативности (без сложной терминологии) и развлекательных историй (без опущения до вульгарной простоты). Каждый слушатель мог унести с собой знание о ключевых чертах творчества фотографа, а не только поверхностные суждения о французской фотографии XX века.

Куратор Центра фотографии «Март» Артём Беркович

Образовательная встреча была приурочена к новой выставке «Метаморфозы», на которой представлены произведения современных художников по мотивам знаменитых фотографий. В качестве объекта фототворцами осмысливаются и произведения Робера Дуано. Предлагаем конспект ответов на два главных вопроса, сформулированных в ходе лекции.

Робер Дуано – кто повлиял на его творчество?

Фотограф редко вырастает на голой почве: разбросанные зерна дают богатый всход. Имена Эжена Атже, Марселя Бови, Брассая вписаны в историю фотографии, их снимки представляют оригинальный взгляд на Париж. Робер Дуано не пытался копировать их авторскую манеру, он, оттолкнувшись от увиденного, дал свое прочтение улицам Парижа и всему тому, что на них происходит. Каким же видели столицу Франции его предшественники?

Эжена Атже можно сравнить с екатеринбургским художником Евгением Малахиным, больше известным под псевдонимом «Старик Букашкин». Они воплощают собой особый тип художников-нестяжателей. Коммерческая карьера не интересовала их, амбиции зиждились не на почве общественного признания. Несмотря на это, информацию об их творчестве сейчас можно найти в любых справочниках по истории фотографии.

Фотография Эжена Атже

Париж XX века невозможно представить без фотографий Эжена Атже. Если о его творчестве сказать коротко, то он создавал картографической каталог, структурированный по типам уличных торговцев, улиц, окон, памятников Парижа. Он не был принципиальным новатором, но его фотографии всегда отличались эмоциональностью. В свой поздний период творчества он перестал фотографировать людей на улице, его снимки фиксировали безлюдные улицы, но в них все равно была красота, на фоне безжизненности сияла эмоция. Его, прежде всего, интересовали неприметные городские объекты, но сняты они были композиционно интересно: в них была тонкая игра со светом, тенями, отражениями.

Фотография Марселя Бови

Другой фотограф эпохи – Марсель Бови – известен фотографиями ночного Парижа. Художник смотрит на город глазами романтика. Как Фридерик Шопен был мастер ноктюрна, так и Марсель Бови видел Париж в поэтическом, лирическом свете. При этом не нужно думать, что его камера искала только идеальный Париж – на снимках Бови запечатлены и клошары, и проститутки, и Мулен Руж.

Фотография Брассая

Если Марселя Бови интересовала французская ночь как самостоятельный объект, то для Брассая – другой важной персоны французского бомонда – был важен герой в этой ночи.  Брассай стал знаменит благодаря книге «Ночной Париж», в этом фотоальбоме можно увидеть настоящие ночные истории – на снимках запечатлены люди, которым некуда деваться, бандиты и влюбленные парочки. Он не был тем, кто наблюдает исподтишка, он снимал людей открыто, со многими из своих героев дружил.

У Брассая на первый план выходит мотив отражения. У Оскара Уайльда есть примечательный герой Дориан Грей, на снимках Брассая тоже виден момент раздвоения, момент демонстрации подлинности. На его фотографиях мы считываем персонажа с двойным дном, мы не знаем истории, но перед нами сюжет для небольшого рассказа, как у Чехова.

Робер Дуано понимал, что его герой – другой. Он хотел видеть человека веселым, доброжелательным, что вполне объяснимо: сам фотограф пережил Вторую мировую войну и познал пропасть, разрушенность мира. Своей работой он старался создать другое сообщение. Ночной Париж, герои улиц, художественные средства фотографии – все это было им переосмыслено. Робер Дуано стал мастером гуманистической фотографии.

Робер Дуано – в чем особенность его метода?

Одной из самых известных фотографий Робера Дуано стал «Поцелуй у здания муниципалитета». Снимок был сделан в 1950 году по заказу журнала «Life». Во-первых, он интересен композиционно, так как повторяет скульптуру Огюста Родена «Поцелуй», во-вторых, смыслами – фотография стала манифестом свободы в те годы. Кажется, что влюбленным нет дела до прохожих и самого фотографа.

Фотография Робера Дуано «Поцелуй у здания муниципалитета»,1950 год

Отсутствие стройной композиции кадра, небольшой смаз ракурса – кажется, что у фотографа был удачный день, он смог ухватить сценку из жизни, которая «дышит» эмоцией. Между тем, «Поцелуй у здания муниципалитета» является постановочным кадром, но имеет ли это значение?

А вот другая знаменитая работа фотографа, где он показывает себя мастером ловушки. Сложно сказать, случаен кадр или нет, но в фотографии читается история. Перед нами Париж, но 1950-х годов, может ли мужчина пройти мимо такой картины в витрине? Ответ читается в снимке.

Одна из фотографий Робера Дуано серии «Взгляд искоса», 1948 год

Характерной чертой его творчества является юмор. Глядя на героев, зритель видит комичность ситуации, но не сатиру, не скабрезность.

Его метод заключался в том, чтобы создавать свой мир на фотографии, не нарушая правды жизни.

Фотография Робера Дуано

Париж в фотографиях Дуано – не помпезный город, а душевный, особенный для него. Обычные прохожие, непосредственность детей, тихая жизнь Парижа – в этом он видел очарование.

Чехов говорил: «русский человек любит вспоминать, но не любит жить». Это очень точное высказывание для фотографии. При жизни Дуано его фотографии были не особо нужны, разве что, когда он создавал их для рекламы, сейчас же они стали воспоминаниями, сквозь которые видны истории, которые так и хочется постичь.

Следующая лекция куратора Центра фотографии «Март» Артёма Берковича состоится 13 сентября в 19:00 и будет посвящена фотографу Брюсу Дэвидсону, который всю свою жизнь снимал Нью-Йорк и его жителей.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры