Поиск по сайту

16 Ноября 2018

Уралмаш в межзвездном пространстве

Две выставки ЕАСИ


Мне нравится!

Вчера в Екатеринбургской академии современного искусства состоялось сразу два вернисажа. На первый взгляд экспозиции совершенно не похожи: одна — о космических пространствах и таинственных для гуманитария законах физики, а вторая — об исследовании собственного города и его закоулков. Но уже спустя несколько минут понимаешь, что они об одном и том же — поиске и самопознании.

Найденное искусство #4: интеграция

На первом этаже академии притаилась неприметная фотовыставка — множество фотографий без рамок приклеены к голой стене. Присмотревшись, можно заметить их депрессивно-осенний настрой и неприглядные пейзажи. Скользя взглядом от запечатленного на фото мусорного бака до такой же ненастоящей кирпичной стены, вдруг понимаешь, что разглядывание этих изображений начинает затягивать и погружать в медитацию. Как будто даже позволяет увидеть особую красоту во всем этом. Вот, например, фигурки супергероев в окне серого дома, а в отражении стекла видно окна такого же безликого строения. И не заметно ни кусочка неба, ни травинки. Даже становится жаль этих одиноких героев, попавших в серую повседневность прямиком из сюжетов, наполненных приключениями и подвигами.

На другой карточке — старая развалина. Но ракурс на нее дан самый что ни на есть художественный. Он превратил древний барак в воплощение геометрической теоремы о параллелях и прямых углах.

Выставка — результат поиска первокурсников академии. Ребятам предложили поучаствовать в движении «Найденное искусство», известное в России с конца 80-х, начала 90-х, а за границей гораздо раньше еще со времен Марселя Дюшана и Йозефа Бойса.

Идейным вдохновителем проекта в 2014 году стала Ольга Валентиновна Паутова (ныне директор театра «Провинциальные танцы»). Тогда она предложила вовлечь студентов в поле современного искусства, заинтересовать их. «Как правило, ребята приходят с незамыленным глазом, у них еще нет визуальных паттернов, рамок и представлений о том, что является искусством, а что нет. И такой поиск кадров — это игра, в процессе которой им становится интереснее быть художником. Плюс ко всему прочему академия расположена в очень интересном районе, и благодаря подобным заданиям ребята становятся более внимательными к окружению», — рассказала куратор выставки Анастасия Егорова.

Уже в четвертый раз проходит «Найденное искусство» в ЕАСИ. И каждый раз ребята не ограничены в полете творчества. Важно лишь, чтобы на изображении были сюжеты Уралмаша. В этом году студенты использовали свободу удивительно широко. Если раньше в качестве инструментов ими применялись только различные фильтры и ракурсы, то в этом году они интегрировали в изображения различных мультяшных или изобретенных ими самими персонажей.

Создатели выставки сумели придать ей и характер экспозиции-вовлечения — каждый посетитель может предложить собственное название для особенно понравившегося изображения. Также организаторы и посетители выставки отберут 16 лучших работ, которые будут напечатаны эксклюзивным набором открыток.

Но все же в «Найденном искусстве» важнее всего не результат, а процесс поиска искусства в окружающем. «Это вещь очень личностная. Я помню, что в то время, когда я ходила на лекции в филиал Государственного центра современного искусства, то в основном визуальном поле города было искусство классическое — поделилась с нами Анастасия Егорова. — А они рассказывали про инсталляции и другие безумные вещи. Когда я затем ехала по городу, мне казалось, что я вижу перед собой не торчащие провода, например, а инсталляцию. В этом присутствует радость узнавания. По сути, это момент из классической практики, когда ты что-то узнаешь — будто испытываешь выброс неких микроэндорфинов. Вот так и с нашей выставкой. Вы, вслед за ребятами, можете ощутить ту самую «радость узнавания» на улице уже самостоятельно».

Выставка действует с 15 ноября – 21 декабря.

Космос внутри

Большой выставочный зал Академии современного искусства наполнен звуками — космическими мотивами, отсылающими к научно-фантастическим фильмам о космосе. Если вы когда-нибудь смотрели хотя бы один из них, то точно знаете, как звучит передвижение звезд и планет. Вот такая музыка и наполняла зал, в котором экспонировались работы Анастасии Тимофеевой.

По образованию она — филолог. А своим хобби девушка выбрала изучение астрономии, физики, геометрии и математики. Так что каждую картину Анастасия может обосновать с точки зрения физических или математических законов. Все работы художницы выполнены в стиле космизма. Образование помогает ей писать интересные тексты к картинам. В них настоящие теоремы сплетаются с мифологическими рассказами, да так, что порой кажется, что читаешь один из рассказов непревзойденного мастера фантастических страшилок Говарда Лавкрафта.

К теме живописи Анастасия Тимофеева пришла 2013 году. «Мне говорят, что все мои работы сложны для восприятия. Названия непонятны, сюжет довольно метафорический и, что он значит, угадать можно только интуитивно. Поэтому ко всем своим работам я пишу дополнительно-пояснительные тексты», — рассказывает нам художница.

Свои картины Анастасия видит во сне. Точно также Менделеев видел свою таблицу. Сюжет, словно освещенный фотовспышкой, будит художницу. Посреди ночи она берет блокнот и делает эскиз, подписывая все цвета. А затем со спокойной совестью засыпает до утра. Псевдоним художницы тоже не простой — space scriptor. Французский философ Ролан Барт термином scriptor заменял понятие автора, отказываясь от него вовсе. Барт говорил о том, что произведение создает себя само, но для этого ему нужен инструмент. И этот инструмент — человек, который и записывает текст. Так же себя осознает и Анастасия: «Я чувствую, что для космоса и подсознания скриптор — это я. Я не выдумываю сюжеты, а просто считываю и зарисовываю, потому что сами себя зарисовать они не могут».

Работы художницы хочется подолгу разглядывать, читать аннотации и разглядывать вновь, пытаясь понять историю сюжета и собственные чувства по отношению к нему. Если дать себе волю, то на каждую картину может уйти не меньше десяти мину. При беглом же взгляде на экспозицию видишь обобщенный макрокосм, в которой этнические мифы превращаются в созвездия и геометрические фигуры.

Завершением презентации выставки стала демонстрация работы, написанной люминесцентной краской «Матерь всех миров». Она состоит из 30 листов А4 формата, а каждая точка в ней — это изображение отдельной вселенной. После того, как во всем экспозиционном зале выключился свет, в нем осталась лишь непроглядная чернота, в которой прекрасным множеством звездных маяков переливалась «Мать всех миров».

«У меня возникает чувство, что я должна рисовать, потому что мне хочется доставать эти сюжеты из своей головы, — отметила Анастасия. — Кроме того, я ощущаю, что это для чего-то нужно сделать. Сейчас у меня уже лежит огромная стопа эскизов. Так что работой лет на 20—25 вперед я обеспечена».

Выставка действует с 15 ноября по 21 декабря.

Анастасия Тимофеева смогла организовать выставку благодаря тому, что отправила в ЕАСИ заявку, в которой описала экспозицию. Если вы художник и тоже желаете поделиться своим творчеством — заполните одну из следующих форм.

Англоязычная форма

Русскоязычная форма

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры