Поиск по сайту

14 Декабря 2018

Остановить мгновение в сансаре

Выставка «Свой Восток» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Анна Храновская Фото: Анна Храновская
Мне нравится!

Новая выставка ЕМИИ «Свой Восток. Буддийское искусство XIV–XX веков из музейных и частных собраний» – оплот тепла, медитации и мудрости в суматошном декабрьском Екатеринбурге. Особенно ценно, что открывается она именно сейчас, в преддверии Нового года, когда принято подводить некие итоги и задумываться о будущем. Остановиться, всмотреться в силуэты божеств, погрузиться в буддийскую философию и поднять для себя целый пласт восточной культуры – «Свой Восток» затягивает мягко, надолго и не отпускает без открытий.

Тема слияния Востока и Запада в культурном поле Екатеринбурга, безусловно, не нова. Взять хотя бы ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Евразия» Свердловской государственной филармонии, который неустанно доказывает, что сила и богатство музыкальной культуры – в слиянии европейской и азиатской традиций. Сам Музей ИЗО тоже в последнее время Востоку уделяет особое внимание: за 2018 год успел представить и японскую гравюру («Интроспектор»), и современную китайскую каллиграфию («Рожденные дуновением духа»), и китайский фарфор («Стекло и керамика Китая»). Возможно, такой пиетет – некое восполнение недостатка восточной культуры на Урале.

«Если заехать за Урал, можно увидеть, что для большей части России восточное искусство – обыденная часть культуры. А Урал в какой-то момент был обделен вниманием, и одна из задач выставки – показать, что здесь эта культура была достаточно давно», — отмечает куратор выставки, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета Виктория Деменова. Согласен с ней и коллекционер Алексей Глазырин: «Я очень благодарен музею за внимание к теме Востока. Здесь представлены уникальные вещи, увидеть которые нужно обязательно. Поэтому дай Бог традиция восточных выставок в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и на других площадках города продолжится».

Четвертая за год восточная выставка в ЕМИИ обращена к буддийскому искусству. В экспозиции представлены экспонаты из Государственного Эрмитажа, уральских музеев и частных коллекций, и уже в этом можно прочитать историю появления восточного искусства на российской, в том числе уральской, земле.

Во-первых, в Петербурге буддийское искусство и культура изучается давно и на чрезвычайно высоком академическом международном уровне. В Эрмитаже собрана крупнейшая коллекция буддийского искусства в России, созданная в 30-е годы, когда был организован Отдел Востока. Туда экспонаты поступили из Этнографического отдела Русского музея, куда они, в свою очередь, попали в начале XX века от знаменитого коллекционера и исследователя Востока, князя Эспера Ухтомского. «Эсперу Эсперовичу удалось собрать первую большую коллекцию тибетского искусства, которая получила большую золотую медаль на выставке в Париже в 1900 году и привлекла внимание всей зарубежной общественности именно к искусству Тибета, закрытой страны в то время, — рассказала кандидат исторических наук, хранитель монгольской, тибетской и хотанской коллекции Отдела Востока Государственного Эрмитажа Юлия Елихина. — После революции коллекцию разделили на три части, большая из которых попала в Эрмитаж, две другие – в Музей истории религии и Российский этнографический музей». Коллекция Эрмитажа пополнялась (и продолжает расти) также благодаря коллекционерам – Агафону Карловичу Фаберже, второму сын великого коллекционера; Юрию Николаевичу Рериху. На сегодняшний день эрмитажное собрание восточного искусства – одно из крупнейших в мире.

Во-вторых, в XIX веке на Урале начала складываться традиция коллекционирования и культура изучения буддийского искусства. Был здесь, к примеру, известный священник Анатолий Левицкий, который совершил кругосветное путешествие и привез из него несколько экспонатов, которые сегодня хранятся в Свердловском областном краеведческом музее. А коллекция Уральского общества любителей естествознания легла в основу собраний нескольких музеев города Екатеринбурга. Еще один важный этап попадания буддийского искусства на Урал – годы войны, когда сюда на переплавку вместе с православными крестами и колоколами привозилась скульптура. К счастью, многое переплавлено не было – попало в частные руки, а потом в музеи.

Современных коллекционеров восточного искусства представляют челябинец Олег Малахов и екатеринбуржцы Роман Макарков и Алексей Глазырин. «Для меня концепция «своего Востока» чрезвычайно близка, потому что коллекция собрана в память о том, что наша семья имела очень плотные связи с Китаем: после революции 1917 года уехала в Китай и до 1947 года жила в эмиграции сначала в Харбине, потом в Шанхае, – рассказывает Алексей Владимирович. – Для меня эта история, безусловно, очень личная». Интересно, что уникальная вещь из собрания Алексея Глазырина в процессе исследовательской работы позволила кураторам завысить датировку «Своего Востока» до XIV века.

Путешествуя по выставке, между экспонатами из Тибета, Непала, Китая, Монголии, Бутана, Кореи и Бурятии, уверяешься в мысли, что Восток – определенно ближе, чем кажется. «Для Урала, как это ни странно, Восток, конечно же, свой, — подчеркивает Виктория Деменева. – Для нас особенно значимо, что выставка проходит в Екатеринбурге. Известный тезис о том, что Урал есть граница Европы и Азии, не всегда до конца понимается. Эта выставка – доказательство того, что это действительно так».

Оформление выставки достаточно лаконичное, и такое решение кураторов понятно: скульптура, живопись и ритуальные предметы восточного искусства нуждаются в «воздухе», им ни в коем случае не должно быть тесно. Да и зрителю тем самым словно бы советуют сконцентрироваться на главном, не отвлекаясь на излишний декор.

Тем не менее, выставка невероятно насыщенна: помимо экспонатов здесь размещаются экспликации с довольно внушительным объемом текста. Если подходить серьезно, то в мире Востока можно задержаться надолго, погружаясь все глубже в тайные смыслы ритуальных предметов и божеств Пантеона. Цагаан Эбулен, Вайштравана, Джамбхала, локапалы, архаты, махасидджи, Будда Шакьямуни, Бодхисатта манджури, дхармапалы – если эти слова ничего вам не говорят, то «Свой Восток» откроет для вас довольно запутанный, но невероятно увлекательный новый мир. Стоит прочитать отрывок из текста одной из экспликаций: «Главная задача буддийской практики – победа над внутренними врагами – неблагоприятными эмоциями, которые становятся источниками страдания…» – и становится понятно, что буддийская философия может оказаться неожиданно близкой современному человеку.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов