Поиск по сайту

17 Декабря 2018

Идол и жертва

Выставка «Медвежий угол» в «Доме Метенкова»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

13 декабря Фотографический музей «Дом Метенкова» открыл зимний выставочный сезон. На снежно-белых стенах отпечатались следы медвежьих лап, словно приглашая посетителей уйти по лесной тропинке в царство сильных и почитаемых, но в то же время нежных и уязвимых животных.

Выставка встречает… медвежьими капканами и ловушками. Здесь же – раздробленные ловушкой кости животных, охотничье снаряжение, ритуальный череп, черно-белые фотографии жилища рода хантов Айпиных – святилище, стол для обработки охотничьей добычи, деревянный лабаз для хранения продуктов… Первый зал сразу задает неоднозначность выставки: посетителя призывают не только восхититься величественным животным, но и задуматься о том, что в последнее время медведь – некогда идол, тотем – сегодня находится в весьма уязвимом положении. Приветственная экспликация говорит о том, что разговор о месте медведя в природе и его образа в искусстве на этой выставке только начинается, затрагивает лишь верхушку айсберга – но и первое, «шапочное» знакомство получается информативным и впечатляющим.

Во втором зале появляется цвет… и жизнь. Со снимков российского фотографа-натуралиста Игоря Шпиленка на посетителя смотрят обитатели камчатского Кроноцкого заповедника — бурые медведи. Кажется, будто глядят они прямо на тебя, в упор, – из высокой травы, осенней листвы, тумана… Напротив летних и осенних снимков – зимние. Здесь бурые медведи почти не смотрят на зрителя, сливаются с природой: можно близко рассмотреть заиндевевшую шерсть (кажется, можно коснуться и почувствовать под ладонью еле уловимый хруст); отыскать на заснеженной равнине большой силуэт медведицы и крошечные точки – медвежат; почувствовать себя фотографом, наблюдая за тем, как медвежье семейство преодолевает белый склон…

Третий зал полностью погружает зрителя в жизнь медвежьей семьи. Медвежата спят, играют, прячутся за величественной фигурой матери – и делают первые шаги во взрослую жизнь. У этих снимков Шпиленка любят задерживаться дети, с которыми мамы тихонько ведут познавательные беседы – недаром у выставки стоит маркер «для всей семьи». Родители, как и дети, тоже могут почерпнуть для себя немало интересного – узнать, например, каковы особенности жизни медведей именно в камчатском Кроноцком заповеднике. Медвежья история становится все ближе и ближе – кажется, что не один зал отделяет нас от истории с капканами и ловушками, а огромное время-пространство: может ли человек, который смотрел в медвежьи глаза, наблюдал за жизнью медвежьей семьи, истреблять этих удивительных животных?

Четвертый зал – еще один шажок навстречу медведям. Во-первых, здесь можно остановиться и ненадолго погрузиться в документальный фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни» режиссеров Владислава Гришина и Ирины Журавлевой (студия Lesfilm). Во-вторых, познакомиться с акварелями Нины Бисяриной, которые стали анимационным прологом и эпилогом фильма. Интересно, что сами по себе акварели и анимация привлекают к себе внимание ничуть не меньше, чем фильм, хотя Нина Бисярина, в отличие от Владислава Гришина и Ирины Журавлевой, не была на Камчатке и не наблюдала за местными медведями. Зато, как утверждает художница в тексте одной из экспликаций, она ничуть не хуже, чем режиссеры, провела время со своими – нарисованными – медведями. Акварельные воздушные мазки, тонкие линии, нежные взаимоотношения внутри семейства в тот трогательный период, когда медвежата только появляются на свет и нежатся под боком у мамы, в атмосфере тепла и дремы – воображению художницы удалось проникнуть в тот зыбкий мир, спокойствие которого побоялись нарушить кинематографисты.

И, наконец, пятый зал – замыкающий и закольцовывающий выставку, ибо графика Виктора Корьякина напоминает нам о медведях из сказок и легенд.Такой образ возник в творчестве художника благодаря рассказам бабушки – часть из них, кстати, можно услышать, надев специальные наушники: «Как мужик медведя за лапы держал», «Как мужик медведя в лесу встретил» и другие. Пока из наушников льются истории, со всех сторон посетителя обступают иллюстрации – несколько наивные, но подчас и весьма устрашающие…

Образ медведя, вбирающий в себя черты и идола, и сказочного героя, и нежного живого существа, и грозного хищника, и жертвы, – именно такой образ собрала в себе выставка «Медвежий угол» в «Доме Метенкова». Важно познакомиться со всеми ипостасями, ведь в каждой из них кроется повод проникнуться уважением к прекрасному и опасному животному, который сегодня как никогда нуждается в защите.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов