Поиск по сайту

17 Декабря 2018

«Искусство – это когда меняются разговоры»

В Екатеринбурге и Первоуральске прошла конференция о цифровом искусстве


Фото: Анна Храновская Фото: Анна Храновская
Мне нравится!

В минувшие выходные состоялась I Международная научно-практическая конференция «Цифровое искусство в городском общественном пространстве как фактор гуманитарного развития территории», одним из организаторов которой выступила Екатеринбургская академия современного искусства.

История этого проекта восходит к 2012 году, когда в Екатеринбурге впервые прошел фестиваль светового искусства «Не Темно». За прошедшие годы фестиваль стал знаковым культурным событием: если в первый раз его зрителями стало порядка нескольких десятков человек, то в 2017-м он собрал уже несколько тысяч зрителей.

В ноябре 2018 года фонд «Культурный транзит» в партнерстве с Екатеринбургской академией современного искусства (ЕАСИ) и первоуральским Инновационным культурным центром получили поддержку Фонда Президентских грантов, благодаря чему фестиваль получил мощную научную базу. В ноябре состоялась лекционная сессия, а полномасштабным продолжением стала конференция, проходившая 14-16 декабря.

«У ЕАСИ есть три принципа организации научных событий, – поделилась проектор ЕАСИ по научной и инновационной работе Лариса Петрова. – Первый – наша социальная ответственность. Тема научной работы ЕАСИ: «Культурная индустрия в пространстве современного Екатеринбурга». Второй – принцип коллаборации. Мы никогда не проводим конференции в одиночку, всегда ищем партнеров, и мы всегда совмещаем научную и образовательную стороны, потому что наука должна быть полезна, интересна и высоко оценена всеми. Третий – медиа. На своих ивентах мы рассматриваем вопросы, которые привлекают медиа, что, в свою очередь, помогает в решении этих вопросов».

Глобальная цель конференции – осмысление потенциала фестиваля цифрового искусства для гуманизации и ревитализации, то есть оживления и восстановления городских общественных пространств.

В первые два дня основной площадкой стал Инновационный культурный центр. Темой первого дня стала среда обитания. О том, позволяет или не позволяет световому искусству развиваться среда, рассуждали профессор УрГАХУ Леонид Салмин, проектный аналитик агентства Streetart Александр Зиновьев, куратор Индустриальной платформы Уральской индустриальной биеннале Дмитрий Безуглов и другие спикеры. В частности, обсуждалось то, что жители небольших населенных пунктов не готовы принимать световые арт-объекты, потому что редко оказываются вовлечены в городские процессы, им не хватает партисипаторности, то есть вовлеченности в городские процессы. В связи с этим нужно искать пути взаимодействия. К слову, движение фестиваля «Не Темно» в этом году захватит и другие города: в частности, в Первоуральске в течение зимы пройдет несколько мероприятий с участием светового искусства.

Тема второго дня – инструменты развития, спикеры: немецкий художник Макс Зюдус, создатель галереи «Свитер» Степан Тропин, представители Тюменского государственного университета и другие. Центральным образом дискуссий стал «светодиод Собянина» (по аналогии с «лампочкой Ильича»): вся Москва в этих светодиодах, они создают настроение, но они не имеют к искусству отношения, потому что не несут никаких смыслов. Другой важной темой стало цифровое искусство: к его исследованию искусствоведы применяют ту же методологию, что и к аналоговому, но на самом деле оно требуют новых способов исследования.

Третий день конференции прошел на базе Екатеринбургской академии современного искусства под названием «Творцы и проектанты». Первым слово держал Эдурад Хайман, представитель Дальневосточного федерального университета. Он рассказал об искусстве в эпоху дигитоцена, то есть о трансформации творчества в пост-информационный век. «Мы должны работать с экологией как с неотделимым от нас», – подчеркнул спикер.

Центральным событием дня стало портфолио-ревю молодых художников Екатеринбурга. Оценивала работы профессор Бременского университета Беттина Пельц. В своем докладе она изложила краткую историю цифрового искусства, истоки которого лежат во временах Второй мировой войны, и поведала основные принципы грамотного куратора: открытость, коммуникабельность, равное отношение ко всем студентам, знание своей техники, ответственность и надежность.

«Мы не просто реализовали программу, но и добились целей, – подвела итог Лариса Петрова.  –Наша мечта была в том, чтобы собрать теоретиков, практиков, студентов, представителей муниципалитета. Все пришли, и состоялся диалог ученых и практиков. А искусство – это когда меняется не только город, это когда меняются и разговоры».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов