Поиск по сайту

14 Января 2019

«Тонечка, ты чистишь Рубенса!»

Выставка «Рубенс и его время» в галерее «Главный проспектЪ»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В минувшую пятницу в Художественной галерее «Главный проспектЪ» открылось сразу три выставки, в том числе – уникальная передвижная музейно-выставочная программа «Питер Пауэл Рубенс и его время. Живопись и гравюра европейского барокко» из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств.

Помимо этого, в лаунже галереи открылась выставка фотографий звезд кинематографа известного французского фотографа Франсуа Бертье, работающего в стилях fashion и celebrity. Атриум первого этажа занимает выставка «Обретение» художника Владимира Аксёнова, который в своем творчестве идет вслед за авангардистами начала XX века.

При знакомстве с тремя экспозициями мы советовали бы начать с авангарда – работы Аксёнова лучше всего смотреть свежим взглядом. Затем немного передохнуть, разглядывая портреты кинозвезд – и лишь потом погрузиться в художественный мир Рубенса, который долго не выпустит вас из залов галереи и будет овладевать мыслями даже после того, как вы покинете «Главный проспектЪ».

Кульминация выставки – живописный шедевр Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина и ее сестра Марфа» в окружении серии гравюр «Жизнь Марии Медичи», созданных по живописным полотнам художника. Как рассказал на пресс-конференции перед торжественным открытием генеральный директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств Валерий Карпов, выставка «Питер Пауэл Рубенс и его время. Живопись и гравюра европейского барокко» – единственная в своем роде. «Работы Рубенса есть в России лишь в трех музеях: Государственном Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Ирбитском музее. И наш музей – единственный, который отважился везти подлинного Рубенса по городам и весям, – рассказал Валерий Андреевич. – Мы были в Нижнем Тагиле, в Уфе, Челябинске, Каменске-Уральском, Тюмени, Кургане, Кемерово, Прокопьевске, Омске, а десятым городом стал Екатеринбург. Чтобы наиболее полно представить Рубенса, мы специально для уральской столицы дополнили программу выставкой из 26 работ – полным циклом гравюр «Жизнь Марии Медичи».

Листы печатной графики, представленные на выставке – особая гордость Ирбитского ГМИИ. Гравюры с живописных произведений Питера Пауэла Рубенса созданы в его мастерской лучшими мастерами резца под непосредственным руководством самого живописца; также на выставке можно увидеть гравюры, созданные уже после смерти мастера. Казалось бы, черно-белые изображения должны уступать колоритным живописным полотнам Рубенса, однако известно, что отчасти именно гравюрам художник обязан своей славой. Кроме того, именно гравюра позволяет зрителю понять не только то, насколько искусным живописцем был Рубенс, но и как тонко он почувствовал, насколько важную роль сыграет графика в культурной и общественной жизни XVII века.

Однако наибольшее внимание притягивает, разумеется, внушительное полотно «Кающаяся Мария Магдалина и ее сестра Марфа» – в торжественной церемонии открытия снятие красной завесы с шедевра вызвало наибольший ажиотаж. Не только потому что перед зрителем предстал подлинный шедевр Рубенса, но и потому, что установка подлинности картины – практически детективная история, громко прозвучавшая 15 ноября 2012 года.

Как рассказал Валерий Карпов, в Ирбитский музей картина пришла в 1976 году из Эрмитажа в составе большой коллекции, которую Эрмитаж передал на постоянное хранение – 10 картин и гравюрная коллекция XVII-XIX вв. Вся живопись считалась копиями и была в плохом, почти руинированном состоянии. «Кающаяся Мария Магдалина» вызвала у директора музея наибольший интерес, и на протяжении 30 с лишним лет Валерий Андреевич периодически возвращался к ней, вынимал из хранения, изучал, сравнивал с хорошими репродукциями Рубенса… Длительная работа привела к тому, что у директора сложилось ощущение, что перед ним – живопись высокого класса, вполне возможно – работы мастерской Рубенса.

Однако сделать окончательные выводы можно было лишь после реставрационных работ. Музей долго собирал довольно большие деньги на реставрацию, искал реставратора. Им стала Антонина Носенкина, мастер высшей квалификации из Нижнего Тагила. В начале работы Валерий Андреевич попросил ее «расчистить» небольшой квадратик – правый глаз Магдалины. «И я буквально запрыгал вокруг стола с криком: «Тонечка, ты чистишь настоящего Рубенса!», – вспоминает Карпов. – Она, конечно, не поверила. «Ты посмотри, как написан глаз», – убеждал я ее. Дело в том, что у Рубенса был свой прием, своя «фишка» в написании глаз. Никто из учеников не смог повторить его манеру. И когда процесс реставрации был закончен, в ноябре 2012 года мы презентовали картину в составе большой выставки «Дары Эрмитажа», к нам приехала делегация реставраторов музея во главе с Коробовым – главным реставратором Эрмитажа по старым мастерам. И он железно подтвердил нам, что перед нами, бесспорно, Рубенс».

А в мае 2013 года Ирбит посетила старший научный сотрудник, главный специалист и хранитель фламандской живописи Государственного Эрмитажа Наталья Грицай, которая подтвердила подлинность картины. Выяснилось также, что полотно писали три художника – великих гения Фландрии. Антонис ван Дейк писал юбку Магдалины и лицо Марфы, фигуру Марфы прописал Якоб Йорданс. А фигура Магдалины с руками – живопись самого Рубенса.

Путешествуя от гравюры к гравюре Рубенса, начинаешь понимать, почему директор Ирбитского музея изобразительных искусств сумел определить подлинность по небольшому участку картины. Глаза на полотнах мастера действительно привлекают к себе внимание в первую очередь. Подходя к гравюре, словно устанавливаешь зрительный контакт с прошлым. Глаза у Рубенса – самые «говорящие» составляющие произведения, и неважно, кому они принадлежат – взрослому или ребенку, Иисусу Христу или ангелу, льву или лошади… Так, будучи прикованным к картине незримыми узами, начинаешь вглядываться в детали – и сколько бы ни вглядывался, все равно рискуешь что-то упустить. Подойдешь к полотну дважды – непременно увидишь то, чего не замечал раньше.

Возможно, поэтому к Рубенсу хочется возвращаться снова и снова: в его рисунках, черно-белых или полноцветных, есть пульс, живое дыхание. Еще один совет – выбрать день, когда в «Главном проспекте» не будет ажиотажа, остаться с героями мастера наедине и вдоволь насладиться талантом художника.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов