Поиск по сайту

25 Января 2019

Поймать и не отпустить

Ощущения от новой выставки Дома Метенкова


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

24 января открылась выставка Михаила Китаева. Член «Фотохроники УПИ», один из создателей слайд-клуба «Монокль», он оставил после себя большое количество фотоснимков, способных рассказать нам об одной из граней уральского фотоискусства.

На невысоких серых продолговатых столах — личная коллекция пластмассовых машинок Михаила Китаева. Тех, что в 80-е могли составить счастье любого мальчишки. Яркие и цветные, они очень красиво сочетаются с расположенными на стенах черно-белыми фотографиями.

Машинки — будто свидетельство живого и смешливого характера самого Михаила Китаева. Он же отражается и в фотоснимках, ведь пойманные моменты многое говорят не только о запечатленном, но и о самом художнике. Вот малыш с очень выразительным прищуром смотрит в кадр, а здесь смачно и тягуче зевает полная женщина, рядом с которой сидит не по-детски серьезная девочка.

Однако забавные сюжеты — это не все, что может нам предложить экспозиция. Гораздо ценнее в фотографиях Михаила Китаева становится запечатленный на пленку город с его торговлей, спешащими на работу жителями и тонким налетом эпохи. Для человека любого времени, будь он выходцем из тех самых 80-х или появился на свет гораздо позже, архив даст обширную пищу для размышлений.

Знакомые нам места, но без новостроек и людей с гаджетами в руках — способ взглянуть на повседневную жизнь совсем другими глазами. Представить, что когда-то люди носили хлеб без полиэтиленовых пакетов, прямо в авоськах (здесь нужно пораженно воскликнуть об антисанитарии и дорожной пыли), увидеть, как изменилась (или не изменилась) мода, рынки, прически, макияж и многое-многое другое.

И все-таки экспозиция «Михаил Китаев. Архив» — не про время и не про хронологию, а про творческий порыв. Именно он делает документальные изображения живыми и динамичными, способными подтолкнуть не только к ностальгии, но и к глубоким рассуждениям о человеческой природе и существующим где-то рядом с ней миром вдохновения. Как, например, в представленных на выставке размноженных коллажах. Глядеть на них — словно в глазок наблюдать за изменениями драгоценных камней в калейдоскопе, только вместо цветного паттерна — фотоизображение.

Работу фотографа со слайдами иллюстрирует самый маленький зал выставки. Свет в нем приглушен для того, чтобы ярче выделялись световые боксы с цветными абстрактными изображениями. В помещении также стоит подсвеченный стол, на котором россыпью лежат слайды в пластмассовых рамках. За их разглядыванием можно провести много времени. Пытаешься ли угадать, что именно на нем изображено, или внимательно всматриваешься в очень яркие оттенки снимка — такой процесс напоминает медитацию.

Еще большего погружения можно достичь, надев наушники (их можно найти в правом углу малого зала). Там под звук, одновременно напоминающий космос и шуршание электрического тока, демонстрируются фотографические эксперименты Михаила Китаева. Они неспешно сменяют друг друга, напоминая зрителю о легендарном слайдшоу «Оксижен», который создали члены клуба «Монокль».

Многим кажется, что фотографические выставки стоит посещать лишь фотографам и тем, кто знаком с историей фотографии или личностью автора. Очень хочется опровергнуть такие суждения, ведь сейчас в моду все больше входят старые пленочные фотоаппараты, изображения на которых могут быть размытыми или не получившимися, но всегда более теплыми и душевными. Выставка Михаила Китаева именно такова: она неспешно и легко может перенести вас в уютную и спокойную обстановку для того, чтобы вы могли соприкоснуться с собственными чувствами и размышлениями.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов