Поиск по сайту

04 Февраля 2019

Уральский пейзаж: возвращение легенды

В ЕМИИ открылась выставка утраченных картин Денисова-Уральского


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Четыре ранее недоступные работы великого уральского живописца теперь можно увидеть в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

Алексей Кузьмич Денисов происходил из рода камнерезов и знатоков уральских недр. С ранних лет он осваивал тонкости камнерезного дела, а уже в свои восемнадцать дебютировал на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года. Дальше – больше: Санкт-Петербург и Париж рукоплескали его ювелирным работам и коллекциям минералов, в поисках которых художник изъездил Урал вдоль и поперек. Путешествия через хребты вдохновили его на написание живописных работ, которые с не меньшим успехом экспонировались по России и за ее пределами. Словом, Алексей Денисов занимался примерно тем же, чем писатель Алексей Иванов в наши дни – всеми средствами популяризировал наши края, рассказывал миру об их самобытности. Свою вторую фамилию – Уральский – он решил взять по примеру своего друга Дмитрия Мамина-Сибиряка, чтобы закрепить важный топоним в имени своем.

В 2014 году Екатеринбургский музей изобразительных искусств представил масштабную выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения Денисова-Уральского. На ней были представлены десятки работ мастера из государственных собраний Россия. Пять лет спустя творчество автора возвращается в эти стены в совсем ином формате: «Возвращение» – камерная экспозиция, в ней всего четыре работы из собрания коллекционера Рифхата Хасанова. Между этими двумя выставочными проектами есть прямая взаимосвязь, о которой рассказала заведующая отделом декоративно-прикладного искусства, куратор выставки Людмила Будрина:

«Пять лет назад мы опубликовали маленькую фотографию из каталога 1911 года – это единственное изображение картины «Первый снег». Коллекционер Хасанов увидел каталог, узнал работу, состоялось наше знакомство, и на протяжении следующих лет он скупил на аукционах еще три картины. Две из них входят в число тридцати утраченных после Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Больше ста лет эти картины оставались в США, а сам Денисов-Уральский при жизни считал их безвозвратно утраченными».

Четыре полотна расположились в небольшом музейном зале. Четыре скромных шедевра – четыре разных настроения. На одной из картин ряд старых сосен, занесенных первым снегом, спускается к еще незамерзшей речке, на другой в пасмурный летний день Чусовая делает изгиб, а позади уходит вдаль горная гряда. Работа с лаконичным названием «Холмы и леса», возможно, затерялась бы на большой выставке, но здесь этот типичный уральский пейзаж как-то по- особенному цепляет сердце.

Самая интересная работа экспозиции носит имя «Моя лодка у высокого лесистого берега Чусовой». Денисов-Уральский нечасто изображал людей на своих работах, но здесь человек есть. Более того – это автопортрет самого автора. «Мастер запечатлел себя в процессе работы над подобными картинами: мы видим лодку с тентом, которая появлялась на фотографиях Метенкова, и нехитрый скарб, с которым художник путешествовал», – рассказала Людмила Будрина. А сам художник в своем каталоге сопроводил эту картину небольшим текстом, в котором призывает развивать внутренний туризм: «...Нанять лодку и спуститься по течению Чусовой на сотню верст – вызовет самые ничтожные расходы, а сколько доставит здорового удовольствия свежих впечатлений».

Эта небольшая, но важная выставка, помимо прочего, наглядно демонстрирует, как разные культурные институциимогут выстраивать друг с другом отношения и вместе делать нечто важное – например, спасать шедевры от забвения.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов