Поиск по сайту

06 Февраля 2019

Культурная азбука: А – авангард

Просветительский проект для начинающих и продвинутых любителей искусства


Мне нравится!

В начале года 2019 года нас посетила вдохновляющая идея – создать просветительский проект, посредством которого мы бы просто и сложно, шутливо и серьезно рассказывали вам о значимых явлениях культуры и искусства. Научили бы вас отличать кубизм от примитивизма и грамотно готовиться к просмотру пластических спектаклей; рассказали бы о самых интересных опытах в сфере инклюзивного театра и объяснили, почему на пороге Музея наивного искусства лучше оставить весь свой скепсис. Мы очень надеемся, что «Культурная азбука» будет вам не только интересна, но и полезна. Получится у нас или нет – решать только вам!

Первый выпуск «Культурной азбуки» мы решили посвятить авангарду. С одной стороны, авангард – понятие до того широкое, что запутаться в его направлениях не представляет труда. А значит, стоит раз и навсегда разложить разрозненные знания по полочкам. С другой, авангард – явление актуальное и Екатеринбургу очень близкое. А значит, авангард не может оставаться чем-то далеким и неважным – он вокруг нас. Начинаем знакомство!

Что такое авангард?

Слово «авангард» пришло в русский язык из французского: дословно «avant-garde» означает «передовой отряд». В годы Французской революции это слово стало метафорой – тогда политический смысл начал замещать изначальный военный. Слово взяли на вооружение французские социалистическе утописты – в их текстах оно обрело художественный смысл. Так, основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон в статье «Художник, учёный и рабочий» в союзе художника, учёного и рабочего отвел ведущую роль художнику: «Это мы, художники, будем служить вам авангардом».

В русский язык термин ввел художник и критик Александр Бенуа – в рецензии на выставку Союза русских художников 1910 года он разделил всех участвовавших в ней живописцев на арьергард, центр и авангард. К последней категории Бенуа причислил нескольких молодых москвичей во главе с Михаилом Ларионовым – по мнению автора, эти художники «слишком далеко зашли вперед по пути разрушения принятых норм в искусстве».

На данный момент под термином «авангард» понимается обобщающее название течений в мировом искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.

Авангард в изобразительном искусстве

Классика (для сравнения)

 

По нашей просьбе художница Юлия Ярошевская, автор проекта KRIVULI, изобразила медведя в стиле разных направлений живописного авангарда.

Абстракционизм

В основе жанра – отказ от приближённого к действительности изображения форм. Объект абстрактного искусства – инструментарий художника: цвет, линия и форма. Создатель первых абстрактных произведений – Василий Кандинский.

Супрематизм

Разновидность абстракционизма, сосредоточенная на комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. Основатель жанра – Казимир Малевич.

Футуризм

Больше, чем просто жанр – общее название авангардных художественных практик 1910-х в Италии и России. Футуризм в живописи – скорость, движение, энергия, выраженные в виде мелькающих форм.

Кубизм

Жанр сформировался во Франции осенью 1908 года, его первопроходцами были Жорж Брак и Пабло Пикассо. В основе кубизма –  стремление художника разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении.

Примитивизм

Ключевой стиль раннего русского авангарда: инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Виднейшие представители – Михаил Ларионов, Анри Руссо, Нико Пиросмани.

Авангард в музыке

Ключевым звеном авангардной музыки является творчество композиторов Новой венской школы. Главным действующим лицом этой школы был Арнольд Шёнберг – композитор, который изобрел принципиально новую технику построения музыкальной композиции – додекафонию.

Своеобразным противовесом строгой, математически выверенной технике Шёнберга выступила алеаторика – техника, допускающая очень свободные отношения между элементами музыкальной ткани и формы. В основе алеаторики – случайность, возможность исполнителя выбирать, варьировать и менять фрагменты нотного текста, ее темп, динамику, гармонию и так далее. Основоположник этого метода – немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен – его «Пьесу для фортепиано XI» во время концерта обычно исполняют несколько раз в разных вариантах.

Говоря об алеаторике, нельзя не упомянуть Джона Кейджа – крупнейшую фигуру послевоенного музыкального авангарда и, возможно, самого значимого композитора XX столетия. Его «музыка перемен» – ранний пример алеаторики, он изобрел «препарированное фортепиано» (между струн инструмента помещаются различные предметы, из-за чего меняется звучание), но самое известное произведение автора – «4’33», своеобразный «Черный квадрат» от музыки. Особенность пьесы в том, что во время ее исполнения участники ансамбля не извлекают из своих инструментов ни единого звука.

Еще один вид музыкального авангадра – musique concrète, то есть «конкретная музыка». Представители данного направления записывали звуки и шумы природного происхождения на магнитофонную пленку, которую потом подвергали микшированию и воздействию различных эффектов. Авангардный прием взяли на вооружение поп-звезды: так, Джон Леннон на битловском «Белом альбоме» представил слушателям девятиминутное произведение «Revolution 9» в этом жанре – к ужасу большинства фанатов.

Сегодня термин «авангардная музыка» может быть применён к любой музыке, эстетика которой радикально инновационна.

Авангард в архитектуре

Ключевой авангардный архитектурный стиль – конструктивизм. Жители Екатеринбурга знакомы с ним не понаслышке: столица Урала признана мировым архитектурным сообществом как город, претендующий на звание российской столицы авангарда. Екатеринбург богат зданиями эпохи конструктивизма: гостиница «Исеть», типография «Уральский рабочий», Екатеринбургская академия современного искусства на Уралмаше, Белая башня… Подробнее об уральском конструктивизме рассказывает директор Музея архитектуры и дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета Елена Штубова.

Авангард в кинематографе

В большинстве энциклопедий авангардным кино считается конкретное направление во французском кино 1920-х годов. Кино тех лет было продолжением деятельности французских киноимпрессионистов, которые первыми подняли бунт против коммерческого кинематографа. Жермен Дюлак, Абель Ганс, Марсель Л’Эрбье и Жан Эпштейн противопоставляли кино литературе и театру, считали, что фильмы должны разговаривать со зрителем на собственном языке – языке кадра и монтажа.

Развитием их идей стало «чистое кино». Какое-то время в этом направлении работал будущий изобретатель мюзикла Рене Клер – в его короткометражке «Антракт» под музыку Эрика Сати показывается нарезка кадров с парижскими крышами и улицами, художниками-авангардистами того времени, водой, заливающей шахматную доску и балериной в очках. Эпизоды картины связаны между собой на чисто ассоциативном, эмоциональном уровне.

Настоящая веха в истории авангардного кино – «Механический балет» Фернана Леже. Зритель картины наблюдает танец предметов и зубчатых колес под аккомпанемент симфонии Джорджа Антейла. Настоящая ода прогрессу.

Главный представитель сюрреализма в кино – Луис Бунюэель. При упоминании его имени первым делом в голову приходит «Андалузский пес» – культовая короткометражка, которую режиссер создал совместно с Сальвадором Дали. Действие выстроено в соответствии с логикой сновидений, перед зрителем проходит череда загадочных образов, самым известным из которых стало лезвие, разрезающее глаз.

Главным русским киноавангардистом стал Дзига Вертов – вспомним его документальную работу «Человек с киноаппаратом». Здесь лучше привести цитату самого автора: «Вниманию зрителей: настоящий фильм представляет собой опыт кино-передачи видимых явлений. Без помощи надписей (Фильм без надписей), без помощи сценария (Фильм без сценария), без помощи театра (Фильм без декораций, актёров и т. д.). Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы».

Что еще следует знать об авангарде?

В Екатеринбурге авангардное искусство – в большом почете, здесь его любят и ценят. Если хотите быть в контексте важнейших событий, но пропустили, например, выставку «Ясновидцы грядущего» или премьеру оратории «Огни Урала» – самое время восполнить пробелы. Наши тексты вам в этом помогут!

Для начала отправляемся в сентябрь 2017 года в Центр культуры и искусств «Верх-Исетский» – прямиком на премьеру site-specific оратории «Огни Урала»

Знакомство с уральским и русским музыкальным авангардом продолжаем на лекции московского музыковеда Веры Серебряковой

Еще одно стоящее внимание путешествие во времени – в октябрь 2017-го. Отправляемся в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, для которого 100-летие Октябрьской революции стало долгожданным поводом представить свою коллекцию авангарда и собрать под одной крышей экспонаты из собраний Государственного музея В.В. Маяковского, Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова, Пермской художественной галереи, Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Нижнетагильского музея изобразительных искусств и Нижегородского художественного музея. 

Выставка «Ясновидцы грядущего» вызвала в Екатеринбурге огромный резонанс и повлекла за собой ряд интересных мероприятий. Например, экскурсию по ключевым работам выставки и встречу под названием «Авангард подлинный и поддельный»

Прочитали? Заинтересовались? Вздохнули, что такие интересные события остались в прошлом? Не расстраивайтесь – отправляйтесь в Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ, где недавно открылась компактная, но чрезвычайно любопытная выставка «Bauhaus & архитекторы соцгорода Уралмаш». Настоятельно советуем заглянуть хотя бы ненадолго – и, возможно, вам не захочется уходить.

Проект «Культурная азбука» будет выходить дважды в месяц. Мы надеемся на то, что он будет совершенствоваться, а для этого нам очень нужна ваша помощь. Пожалуйста, напишите в комментариях, был ли этот выпуск вам полезен и интересен, какие форматы, на ваш взгляд, выбраны наиболее удачно, а также  о каких культурных явлениях вам хотелось бы узнать больше и подробнее.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Наталья / 06 Февраля 2019 в 20:33

Спасибо! Спасибо за свет, доброту, отзывчивость и открытые сердца!

Эрика / 06 Февраля 2019 в 20:57

Очень интересная статья, а медведи просто супер! Надеюсь, весь проект будет с такими иллюстрациями. Жду продолжения!

Павел / 06 Февраля 2019 в 21:03

Отличные примеры стилей!

Надежда / 08 Февраля 2019 в 22:41

Замечательная статья! А иллюстрации просто супер! Теперь с авангардом все понятно. Екатеринбург не подкачал в этом направлении. Буква А удалась, азбука работает. Огромное спасибо! Хочу выучить следующие буквы)

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов