Поиск по сайту

01 Марта 2019

Культурная среда по четвергам

В ЕАСИ провели первый «Финальный четверг» – получились диалоги об искусстве


Мне нравится!

В последний день зимы – 28 февраля – в Екатеринбургской академии современного искусства состоялся первый опыт «Финальных четвергов» – мультижанрового проекта, цель которого – расширение культурного влияния, интеграция искусства, в основном современного, в среду – института, района, города.

Первый «Финальный четверг» отличился правильным миксом теории и практики. В начале состоялась презентация доцента кафедры актуальных культурных практик академии, кандидата культурологии Анастасии Егоровой, посвященная итогам ее поездки по Британии, изучению британского опыта взаимодействия академических и социальных институций, креативных инициатив и локальных сообществ. Вторым этапом стало открытие сразу нескольких выставок на стенах академии: Николая Шушалыкова «Дорога к дому» и Александра Нама. Кроме того, можно было посмотреть выставку фотографий Аси Будаковой «Итальянские каникулы» и результаты работы социологов «Уралмаш глазами рабочих», сведенных в инфографику. В своей презентации Анастасия Егорова делилась тем, какой опыт введения культурных практик и искусства в городскую и университетскую среду она увидела в городских вузах Англии и Шотландии. Ее рассказ был наполнен массой идей и готовых кейсов, которые можно брать на вооружение.

Трендом можно назвать тот факт, что любое из образовательных учреждений пытается «прорасти» в местное сообщество, в чем-то даже выйти на улицу – обратиться не только к студентам со стен коридоров, но и к горожанам, походящим мимо вуза каждый день. Так, одной из частных практик можно назвать наличие и оформление выставок в витрине вуза, обращенной на улицу города.

Второй общий пункт – оцифровка коллекций вузов. Если учесть, что большинство из них существует не одно и даже не два столетия, то фонды огромные. Самое главное понимание, которое есть у британских учебных заведений, – это то, что все наследие должно не лежать где-то в запасниках, а активно использоваться студентами. Оцифровка – как раз способ сохранить и при этом активно использовать. К примеру, старинные книги можно включать в практики при создании новых шрифтов, паттернов для тканей, граффити, декораций для спектаклей и пр.

Третий общий пункт – ничего из нужного не выбрасывается. Что может оказаться нужным? Все то, что может вдохновить на создание нового произведения искусства или художественной практики – перформанса, инсталляции. К примеру, в одном из вузов выставлены на стене портреты всех ректоров с XVII века – без политической цензуры.

В Университете Эдинбурга есть специально обученный человек, который занимается внедрением публичного искусства в пространство вуза, к тому же следит за тем, чтобы все на территории образовательного учреждения выглядело достойно и не противоречило друг другу – не только объекты искусства, но и вывески, таблички на кабинетах, доски объявлений. Что-то вроде «полиции нравов» в сфере дизайна и красоты.

В хранилище Central Saint Martins (University Of the Arts London), как рассказала Анастасия, существует богатая коллекция. Сейчас они активно работают на то, чтобы она не лежала и использовалась студентами. До 2012 года ее еще и пополняли работами современных художников извне за счет бюджета вуза, а с 2012 года – только работами студентов, выпускными работами. В этом есть социальная функция вуза: кого вырастили, того и получили в коллекцию. Central Saint Martins есть, чьими работами гордиться: в коллекции выпускные работы Гальяно, Маккуина и пр.

Интересным был рассказ Анастасии Егоровой о выставке в The Royal Institute of British Architects. Этот вуз активно работает не только на ниве искусств, но и с общественными инициативами. На момент посещения вуза Анастасией в нем работала выставка осуществленных студентами кейсов по благоустройству городской среды. Насколько мы поняли, студенты поддерживают социальные общественные инициативы. Главное условие – наличие инициативной группы жителей вокруг какой-то проблемы. К примеру, история вокруг одной из библиотек Лондона в депрессивном квартале. Власти хотели ее закрыть, но местное сообщество отстояло, и при помощи студентов вуза в нее вдохнули новую жизнь: библиотека стала многофункциональным культурным центом для этого микрорайона – дополнилась мастерскими по типу коворкинга для художников, компьютерной комнатой для пожилых людей, осталась и основная функция – библиотека. Таких историй на выставке – множество. Они расказывают о реальных кейсах преобразования среды студентами с учетом мнения жителей города – примерами побед гражданского общества.

Эти и прочие примеры полезны в обогащении опыта ЕАСИ, которая, по сути, призвана решать те же проблемы: генерировать опыт вовлечения общественности в активную городскую жизнь, включать академическую среду в городские процессы, давать «прорастать» искусству и культуре в повседневности городского жителя.

Кроме того, Анастасия Егорова поделилась советами, как вообще можно оформить заявку на индивидуальный грант Отдела культуры и образования посольства Великобритании в Москве, кто может на него рассчитывать, как важны такие гранты в плане профессионального развития для работников культуры.

Практической частью «Финального четверга» стал вернисаж двух выставок – Александра Нама и Николая Шушалыкова. «Мы готовим профессионалов в области культуры, поэтому нам важно представлять именитых художников, показывать их студентам, чтобы они каждый день прикасались к актуальному искусству», – обозначила цель проекта Лариса Петрова, проректор по научной и инновационной работе ЕАСИ.

«Бесконечный арт-диалог» – так назвала процесс, происходящий этим вечером, Валентина Александровна Самкова, координатор проекта, доцент кафедры социокультурного развития территории Екатеринбургской академии современного искусства.

Две выставки – две художественные вселенные, с которыми надо самостоятельно познакомиться (нет смысла их пересказывать), и сейчас у всех желающих есть эта возможность в стенах академии, потому что вход свободный. Суть проекта – создать ситуацию диалога, не только художников, их методов, тем, лейтмотивов, но и посетителей друг с другом: на «Финальные четверги» приглашаются и будут приглашаться профессионалы, практики и теоретики культуры и искусства города – художники, меценаты, коллекционеры, галеристы, кураторы и так далее.

Первый опыт получился удачным – диалог состоялся.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры