Поиск по сайту

12 Марта 2019

Бой с собой

Ведуньи, колдуньи, модели и богини на выставке «(Вне) себя»


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В Доме Метенкова открылась выставка петербургского фотографа Яны Романовой.

Вы можете не знать, кто такая Яна Романова, но наверняка видели работы из ее серии «Ожидание»: в 2009 году она запечатлела, как спят четыре десятка семейных пар, ждущих детей. Другие проекты художника, такие, как «Швилишвили», «Растворение» или «Экзотариум», тоже раскрывают вопросы семьи и быта на постсоветском пространстве. Романова – успешный и востребованный автор, за рубежом ее выставке проходят чаще, чем в России. Большой проект в Доме Метенкова – огромная удача для Екатеринбурга.

Выставка «(Вне) себя» состоит из четырех проектов Яны Романовой. Красной нитью через экспозицию проходит серия работ «Теряя 31 августа», находящаяся на грани фотографии и перформанса. На протяжении года художница теряла вес, используя всевозможные методики, от упражнений и ходьбы до самых невообразимых диет и обертывания в полиэтилен, и каждый день документировала процесс, делая однотипные фотографии. На каждой из них Романова стоит с набором предметов из домашнего обихода, от книг до синтезатора, и с неизменно невозмутимым выражением лица. Суммарный вес предметов составляет собой то количество килограммов, которое художнице удалось сбросить на текущий момент. Череда из сотен небольших фотокарточек растянулась по всему выставочному пространству, в целом складываясь в исследование одержимости, которой подвержены люди в погоне за принятыми в современном обществе стандартами красоты.

К схожим темам художница обращается в проекте «W». На фотографиях запечатлена она и отобранные ей модели. На фоне типичных российских дворов героини принимают самые эффектные и, как следствие, самые распространенные позы в современном женском фото. Источником этих поз становятся глянцевые журналы и рекламные проспекты, диктующие высокие требования к женскому телу.

От социальной критики – к внутреннему диалогу: проект «Близкое отношение» являет собой серию парных портретов, обеими участницами которых становится сама художница. Совместный сон, обед вдвоем, сидение в ванной, попытка поцелуя: на каждой из работ Яна Романова пытается стать ближе к самой себе, но каждый раз не хватает какой-то мелочи. Этими работами художница показывает невозможность полного постижения своего «я».

Вновь тема одержимости появляется в самом дальнем зале экспозиции, где выставлены работы серии «Инструкция для богини». Проект стал итогом исследования художницей курсов по «развитию женственности». Героини фотографий – ведущие тренингов, ведуньи, колдуньи, словом, адепты различных практик. Вдобавок к фотоработам – культовые для этих героинь объекты: свеча пчелиных сот, помогающая четче формулировать желания, пирамида из янтаря, привлекающая деньги и удачу, кружевной платок, способный стать гарантом крепких отношений. Как и другие проекты на выставке «(Вне) себя», «Инструкции для богини» повествуют о стремлении человека стать счастливее, только на этот раз – при помощи магии, некоего бытового оккультизма.

Все четыре представленных проекта складываются в одну тотальную инсталляцию. Гуляя по ней, невольно задаешься самыми разными вопросами: что есть тело, что есть счастье, как ты видишь себя сам, и как на тебя смотрит общество, как быть в ладах с окружающим миром и самим собой. Четких ответов тут не найти, ведь жизнь дается без инструкций всем нам, в том числе и художникам. Но определенная созидательная энергия есть в каждой из работ Яны Романовой: возможно, кому-то они помогут принять себя самого, а кого-то побудят отправиться на поиски.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов