Поиск по сайту

12 Марта 2019

В Екатеринбурге открылась «Музейная академия»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В Екатеринбурге при поддержке Управления культуры Администрации города Екатеринбурга начала свою работу «Музейная академия». Ее организаторами выступают директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин, директор Музея Б.Н. Ельцина Дина Сорокина и директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский. Координатором проекта стал исполнительный директор эндаумент-фонда ведущей организации в сфере музеев ИКОМ Бьерн Стенверс. Вчера (11 марта 2019 года) в Музее ИЗО состоялась первая встреча, на которой представители музеев обсудили проблемы охраны и безопасности в выставочных пространствах.

Поприветствовав участников беседы, директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин подчеркнул, что формат «Музейной академии» – это свободное, неформальное общение на общие для музейщиков темы. Встречи будут проводиться раз в месяц по понедельникам на трех площадках: в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Музее истории Екатеринбурга и в Ельцин Центре. Выступающий координатором проекта Бьерн Стенверс, который стоял у истоков целого ряда музейных академий (в Амстердаме, на Арубе, в Москве, Ростове Великом, Республике Алтай), призванных содействовать повышению уровня подготовки музейных сотрудников, будет появляться в Екатеринбурге примерно четыре раза в год.

На первой встрече в свете не так давно отшумевших событий, произошедших в Третьяковской галерее, организаторы решили поднять вопросы безопасности в выставочных пространствах. Какие существуют рубежи охраны и на какие из них делают сегодня ставку, как расширяются сегодня функции смотрителя, какие современные системы обеспечивают безопасность экспонатов – обо всем этом шла речь в узком круге музейщиков.

Так, директор Музея Б.Н. Ельцина Дина Сорокина рассказала о весьма строгих критериях отбора смотрителей, которые позволили сформировать штат заинтересованных, нацеленных на общение с посетителем сотрудников. При весьма большом ежедневном потоке посетителей в штате числится всего 12 консультантов и три старших смотрителя. Большинство из них – молодые люди, которые рассматривают работу в музее как старт своей профессиональной карьере. Несколько раз в неделю для смотрителей-консультантов проводят обучающие мероприятия: образовательный курс по истории, лекции и семинары, занятия по изучению экспозиции, индивидуальные занятия и регулярные планерки, тренинги от приглашенных специалистов.

Дина подчеркнула, что у смотрителя в Музее Б.Н. Ельцина три основные функции: общение с посетителями, контроль порядка и слежение за сохранностью экспозиции. Охрана неслучайно занимает третье место: смотритель здесь нацелен прежде всего на контакт, диалог. «Нам интересно узнавать реакцию посетителей на наш музей», – подчеркнула Сорокина. Очевидно, что у руководства есть понимание того, что впечатление от смотрителя во многом формирует у посетителя общее впечатление о музее. Интересно, что Положение о смотрителе предусматривает все до мелочей – от безупречного внешнего вида (сотрудникам предоставляют униформу и внимательно смотрят, чтобы те выглядели опрятно) до… перемещений по залам: смотрителям строго запрещается не только сидеть, но и долго стоять на одном месте. Таким образом, смотрители Музея Б.Н. Ельцина не являются смотрителями в классическом понимании: охранные функции главным образом ложатся на плечи сотрудников охраны. Однако у смотрителей есть специальная «аптечка» – на случай внезапного повреждения экспонатов. Смотрители-консультанты точно знают, какие действия лучше предпринять в экстренных случаях, а чего ни в коем случае не стоит делать без реставраторов.

О рубежах охраны, существующих в галерее «Главный проспектъ», рассказал ее основатель Олег Гусев. Он отметил, что смотрители в галерее сидят как на входе в зал, так и в непосредственной близости от некоторых экспонатов. При этом охрана экспонатов не входит в задачи смотрителя (за исключением экспозиции Камнерезного дома Алексея Антонова). В приоритете – видеонаблюдение и разбор последствий происшествий.

Что касается разбора последствий, то основатель галереи привел в пример случай, произошедший в ноябре 2018 года, когда посетительница по неосторожности повредила картины Сальвадора Дали и Франсиско Гойя. Олег Гусев отметил, что подобные случаи не всегда можно предупредить, однако если происшествие уже случилось, важно разобрать ситуацию до конца: получить решение правоохранительных органов и довести до широкой аудитории, что подобные вещи не остаются безнаказанными – таким образом запускается процесс воспитания посетителя. В идеале этот процесс нужно подкреплять предупреждениями в самом музее: правила поведения в экспозиции должны висеть на видном месте.

Эксперт по выставочному оборудованию Надир Ситдиков рассказал о том, что существует три рубежа эффективной охраны:

1)      охрана картин, витрин и отдельных экспонатов,

2)      охрана объема экспозиционного зала,

3)      охрана периметра здания.

Надир презентовал музейщикам готовые решения от японской компании Arakawa – механизмы, которые доказали свою эффективность в охране конкретных экспонатов. Защищают крепления не только от грабителей, но и от природных катаклизмов (недаром производитель – японская компания; в стране восходящего солнца необходимо думать и защите объектов при землетрясениях). Такие крепления, кстати, используются в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, а также в ведущих российских и мировых музеях (например, в ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Об опыте общения экспонатов и посетителей поведал и представитель Музея военной техники УГМК в Верхней Пышме. Он рассказал, что в дни наибольшего наплыва людей с детьми (главным образом в майские праздники) сохранить неприкосновенность объектов трудно. У посетителей даже сложились определенные традиции – например, открыть люк у одного из танков. Несмотря на то, что музей находится под наблюдением частной охранной структуры и смотрителей, самым эффективным средством слежения остается все же видеонаблюдение. Еще одна хитрость, к которой музей планирует прибегнуть в ближайшее время, – выставить на открытой площадке доступный для контакта объект, тем самым «переключив» внимание с тех экспонатов, которые трогать запрещено.

Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский рассказал о том, что продумывает возможность перевести часть смотрителей на должности гидов и экскурсоводов, а охранные функции полностью возложить на систему видеонаблюдения. Работа смотрителей станет энергозатратнее, но интереснее.

Подводя итог всему сказанному на первой встрече, Никита Корытин сформулировал несколько смысловых пунктов.

– В воспитании смотрителя важна мотивация и дополнительные возможности развития (к примеру, возможность водить экскурсии и общаться с посетителями). Можно вкладываться в этот путь, уходя от современных музейных «болезней»: хамства смотрителей, их нежелания отвлекаться от кроссвордов и т.д.

– Метод видеонаблюдения, на который делают упор две крупные институции – «Главный проспект» и Музей военной техники, на практике оказывается удобнее и, возможно, дешевле. Однако следует помнить о том, что видеонаблюдение не вернет обратно поврежденный экспонат, тогда как смотритель может такой случай предотвратить.

— «Чудесной таблетки», которая обеспечит безопасность экспонатов на 100%, не существует. Однако применяя комплекс мер, этот процент можно постараться приблизить к максимуму.

О следующих встречах «Музейной академии» организаторы проекта будут сообщать в закрытых сообществах в соцсетях – так будет сформировано сообщество неравнодушных представителей музейной сферы, готовых обсуждать актуальные проблемы и вместе думать о путях их решения.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов