Поиск по сайту

19 Мая 2019

«Ночь музеев - 2019»: как это было

Фоторепортаж


Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Текст и фото: Елена Азанова Текст и фото: Елена Азанова
Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Вчера в Екатеринбурге прошла 13-я по счету акция "Ночь музеев". Проект Управления культуры Администрации города Екатеринбурга с каждым годом набирает обороты: число участников-музеев и посетителей растет, программы становятся все интереснее и необычнее. Нам стало интересно проследить, как музей сегодня выходит за рамки привычного существования и ищет новые способы общения с посетителями. Рассуждения по этому поводу и атмосферные фотографии - в нашем материале!

Информационный центр «Ночи музеев в Екатеринбурге – 2019» 

В самом сердце Ночи музеев — Информационном центре возле Водонапорной башни — прошла не менее насыщенная программа. В нем горожане и гости города могли приобрести единый билет и памятные сувениры, отдохнуть с интересной книгой и поучаствовать в розыгрышах от партнеров акции. А портал «Культура Екатеринбурга» показал эксклюзивный видеопроект «Классики в городЕ». Из него посетители узнали, какой столицу Урала и ее жителей видели известные поэты и писатели. Самые внимательные зрители получили замечательные подарки: единый билет Ночи музеев на две персоны, эксклюзивную гадальную карточную игру «Музейный оракул», наклейки и значок с символикой портала и проекта «Классики в городЕ». Повторение нашего маленького шоу вы сможете увидеть и в следующие выходные — на празднике «Читай, Екатеринбург» в Литературном квартале.

Музей истории Екатеринбурга: Брить или не брить?!

Главной ночной премьерой в Музее истории Екатеринбурга и, по совместительству, одной из самых веселых выставок в городе стала экспозиция «Бородатый Екатеринбург». Как и многие другие уральские культурные проекты в этом году, она посвящена 140-летию Павла Бажова. Основную часть выставки составляет коллекция портретов знаменитых уральцев: самого Бажова, Дмитрия Мамина-Сибиряка, Николая Коляды, Миши Брусиловского и так далее. Объединяет их, помимо уральской прописки, одна деталь: каждый из них носил или по-прежнему носит бороду. Кто-то – пышную и окладистую, кто-то – так, щетину. За шуточным настроем экспозиции кроется глубокое исследование уральской идентичности: и по сей день мужчины здесь отращивают бороды и гордо их носят. 

Помимо самой выставки, в Музее истории Екатеринбурга проходил конкурс бород: горожане мужского пола бились за титулы «Самая широкая борода», «Самая длинная борода», «Самый молодой бородач и так далее». Их спутницам и просто посетительницам музея тем временем наносили макияж в стиле Хозяйки Медной горы. Наибольшей же популярностью пользовалась накладная борода Бажова: в сочетании с фирменной бажовской кепочкой она любого превращала в великого уральского сказителя. 

Кроме того, на протяжении вечера гости музея наслаждались экспозицией «Парфюмерная карта города», смотрели выступление данс-проекта «Лемниската Бернулли» по мотивам бажовских сказов и слушали группу «Котэндбург», участники которой – бородачи.

Екатеринбургская академия современного искусства: Фьюжн на районе

В целом немузейное пространство Екатеринбургской академии современного искусства на вчерашние вечер и ночь таковым стало. Здесь проводились выставки, мастер-классы и даже рок-концерт - все, как в самых передовых музеях Екатеринбурга и даже немного больше.

На входе в академию стояло Древо желаний, на котором каждый входящий мог оставить записочку с желанием. В галерее ЕАСИ работала выставка энтузиаста легендарной изостудии Центра культуры «Орджоникидзевский» Виктора Неуймина «Душа конструктора». 
 
В аудитории Индийского информационно-культурного центра проходила выставка индийского художника Арчана Наира «Digital India», работы которого представляют собой смесь поп-арта и абстракционизма. Студенты ЕАСИ создали для этой экспозиции видеоинсталляцию. Как никогда актуальна сегодня работа студентов ЕАСИ Валерии Ларионовой и Марии Ефименковой – арт-объект «Диван объединения и прогресса», символ открытости власти к диалогу с горожанами. 

Студентка академии Алекс Арутюнян проводила экскурсии по Центру культуры «Орджоникидзевский», с которым ЕАСИ находится в одном здании. Участники Ночи музеев имели возможность рассмотреть уникальную лестничную мозаику и побывать на мастер-классе, где создать мозаику своими руками. В рамках проекта «Забытые грамоты» можно было узнать историю Народного театра драмы, который существовал при ДК «УЗТМ», как раньше назывался «Орджоникидзевский», и послушать пьесу Горького «На дне» в исполнении студентки академии Кристины Снипич и учащихся гимназии №205. 

Во дворе академии состоялся рок-концерт. Для гостей выступили группы «Не Влада», ECHO, WEAK RADISEVA и PEACHY. А на бульваре Культуры – танцевальная программа от студентов профиля «Танец и современная пластическая культура».

Музей памяти воинов-интернационалистов «Шурави»: Музейные «подмостки»

В Музее памяти воинов-интернационалистов "Шурави" программа называлась "Музейные подмостки". Театральный акцент нетеатральному пространству придал сотрудник музея, ветеран войны в Афганистане Сергей Земцов. Он проводил мастер-классы "Школа юного десантника" так артистично, что в какой-то момент у каждого участника наверняка мелькнуло желание взять да и прыгнуть с парашютом. Каждый новоиспеченный десантник посидел на воображаемой скамеечке в самолете, выпрыгнул из него в правильной позе, посчитал "501, 502, 503", дернул кольцо и крикнул, глядя вверх: "Купол!" После "полета" каждый получил домашнее задание отточить навык, поворачивая воображаемые стропы в нужном направлении, чтобы не налететь на товарища в небе. В финале мастер-класса десантники выполнили построение и в ответ на поздравление с успешным прохождением курса парашютной подготовки дружно крикнули "Служу России!" В общем, все, как в театре. Даже правдоподобнее.

Музей наивного искусства

В Музее наивного искусства раскрывали феномен наивной живописи классическими способами - экскурсиями. Это нехрестаматийное искусство, которое не печатают в учебниках, как статую Ники, картины Леонардо и Ван Гога, требует подготовки к восприятию, чтобы все не сводилось к фразе «И я так могу». Но подготовка минимальна – надо только дать маленький ключик к пониманию наива.

Харизма Андрея Анатольевича Бобрихина, руководителя отдела наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, который в этот вечер выступал экскурсоводом, собрала вокруг себя множество людей и увлекла их в мир наива, как Нильс гусей.

Не так-то прост и наивен этот вид живописи. Художники не профессионалы, но все они, как правило, приходят к живописи в зрелом возрасте, со своим набором представлений о мире, его оценке. Они ироничны по отношению к навязываемой действительности, но при этом по-детски искренни во всех своих чувствах – от горя до радости.

Работы наивных художников трогают, потому что наиболее сопричастны к каким-то нашим бытовым, семейным – частным человеческим проблемам: эти авторы чаще всего работают с реконструкцией своей идентичности, рисуют детство по памяти, переживают и залечивают травмы, компенсируют то, чего нет.

Это вроде бы была простая экскурсия – традиционный музейный жанр, но призывы Андрея Анатольевича ощущать картины практически всеми органами чувств и проживать их (вроде «Хочется похрумкать снегом на этой картине», «Представим, что мы летим над этим пейзажем») добавили в этот вечер наивной живописи множество поклонников.

Те, кто ощущал себя продвинутым в знании наива, мог попробовать себя в игре «Примитивизм / Наив», определяя по фрагментам картин наивный или профессиональный художник перед ним. Игра сложная, но затягивающая. Побороться стоило хотя бы потому, что призом были открытки изображениями картин Альберта Коровкина.

Музейный центр «Гамаюн»: «На том же месте…»

 

В «Гамаюне» всем предлагали постичь «коренную тайность». Если обратиться к первоисточнику – Павлу Петровичу Бажову, то коренная тайность, это то, что позволяет одновременно иметь нравственную координату и постичь смысл жизни: «На память людскую надеяться нельзя, только и дела тоже разной мерки бывают. Иное, как мокрый снег не по времени. Идет он – видишь, а прошел – и званья не осталось. А есть и такие дела, что крепко лежат, как камешок да еще с переливом. Износу такому нет и далеко видно. Сто годов пройдет, а о нем все разговор. Бывает и так, что через много лет оглядят такой камешок и подивятся: «Вот оно как сделано было, а мы думали по-другому».

«Коренную тайность» в «Гамаюне» все постигали на своем доступном уровне: кому-то нужен был квест по музею, кому-то мастер-класс, кому-то просто пройтись по экспозиции и познакомиться с талантливыми художниками, кому-то посмотреть спектакль на основе античного мифа – откуда и пошло все искусство.

Если кто-то еще не знал, то в Музейном центре «Гамаюн» есть свой театральный коллектив! Любительской труппой музея была разыграна греческая драма на уральский лад «Храбрый Персей». Вроде бы стародавний миф, вроде бы дела давно минувших дней, а актуален и по сей день: прячущийся царь в богатом подвале своего дворца, пока жители города страдают («Ну вы знаете, власть иногда портит людей!»); народный герой, не ищущий славы, а желающий только отвести беду… Разыгран спектакль был, как и положено искусству наивному, с предельной ироничностью, юмором и добротой по отношению к своим героям.

Любительский театр – почти площадный, наиболее близкий к выражению народных настроений – оказался востребованным в этот вечер все по тот же причине, что и все наивное искусство, – понятно, близко, о наболевшем.

Центр городских практик «Дом Маклецкого»: «Семь жизней одного дома»

Одной из точек притяжения Ночи музеев стала новая площадка на культурной карте города – Дом Маклецкого. На протяжении всего вечера горожане ходили по его коридорам и лестницам, узнавая удивительную, местами жутковатую и полную трансформаций историю этого места. 

Изначально этот памятник архитектурного наследия был усадьбой Ильи Маклецкого – директора Сибирского торгового банка и видного уральского мецената. В страшные двадцатые годы в этом здании располагался Дом народных судей – здесь, в частности, выносились расстрельные приговоры. Следующие обличья дома – Областной институт охраны здоровья детей и подростков и детская поликлиника. Наконец, в 2019 году Дом Маклецкого вошел в состав Музея истории Екатеринбурга и превратился в культурный кластер – или, как его называют нынешние хозяева, центр городских практик. 

О первом этапе в жизни дома напоминают уютные гостиные, арочные окна и камин XIX века, о втором – мрачные темные комнаты, в которых проходили допросы, о третьем и четвертом – советские плакаты о детском здоровье и медицинский инструментарий (тоже, к слову, производящий гнетущее впечатление). Ну а настоящее Дома Маклецкого – это встречающиеся тут и там арт-инсталляции и разносящийся по этажам запах свежесваренного кофе.

Екатеринбургский театр юного зрителя: Интерактивная выставка «Играем в Театр»

В Екатеринбургском театре юного зрителя решили в этом году показать и рассказать изнанку театра, но не традиционной экскурсией по закулисью, а виртуальным путешествием. Виртуальность же достигалась не современными технологичными средствами – очками, медиа и прочее, а… коробками. Интерактивная выставка носила название «Играем в театр» и сделана была по мотивам театрального словаря с историями и заданиями «Театр», вышедшего в издательстве «Самокат».

Пожалуй, главная суть состояла даже не в том, что это многофункциональное и рассчитанное на разные возраста действо, а в том, что театр можно было узнать, почувствовать и попробовать. Сценарий каждой экскурсии складывался индивидуально, в зависимости от группы, – терпения и умения слушать, видеть, желания быть в свете софитов. Дети больше хотели пробовать сами – открывать и закрывать коробочки, надевать костюмы и читать стихи. Попутно они учились «держать зрителя» и ловить свет софитов лицом. Взрослым больше нравилось слушать экскурсовода Наталью Киселеву, которая рассказывала не только об устройстве театра, но и таких вещах, как, к примеру, страх сцены.

Художественный музей Эрнста Неизвестного: От Бажова до абсурда

Программа Художественного музея Эрнста Неизвестного старотовала тихо и мирно: с мероприятия «Литературная среда Свердловска 1930-х – 1940-х гг. История дружбы Павла Бажова и Беллы Дижур (к 140-летию со дня рождения П. П. Бажова)», экскурсий по музею, акустической музыкальной программы. Несмотря на камерное пространство, наполнялась площадка активно и плотно. Поэтому, когда на мостовой у музея начался перформанс "Деформация", а в самом музее наполовину погас свет и начали работать живые инсталляции, зрителей оказалось более, чем достаточно.

Реакция зрителей была самой разной: одни с негодующим бурчанием "что это за искусство такое" старались отстраниться от выступления артистов и поскорее покинуть стены музея. Другие же восхищенно разглядывали ползающего по музею "червя сомнений"; замирали около артистки, нещадно бьющей себя по щекам; завороженно смотрели на то, как другая актриса, перебирая руками опарышей, называет имена властных людей всех времен; осторожно переступали по устланному пузырчатой пленкой полу, стараясь не потревожить лежащего у стены и вскрикивающего от боли человека; а привязанного к перилам, как к распятию, худого молодого человека даже попытались освободить. 

Перформанс на улице тем временем продолжался и осмыслял саму суть участия актера в перформансе, его переживания. Облаченные в "коконы" из проволоки и ткани артисты то по-боевому разминались, как бы подначивая себя к участию в перформансе, то погружались в плывущее, медитативно-нежное состояние, то начинали откровенничать о своих переживаниях по поводу текущего момента. А в финале, сняв "коконы", дружно обнялись и стали иронично выкрикивать: "Самый бессмысленный вечер в моей жизни!", "То же мне артисты!", "Да кто это все придумал!". Получилось и вдумчиво, и весело, и интригующе.

Музей энергетики Урала: «Энергетика тоже искусство!»

В Музее энергетики Урала тоже вышли за пределы традиционной экскурсии по основной экспозиции, которая, кстати, поражает воображение тех, кто не знаком с законами физики (тех, кто знаком, поражает тоже).

На дворе для тех и других проходил "Энергоквест", где можно было на время вкрутить лампочки, залезть на скалодром как на опору линии электропередач и сделать много другого, чтобы проявить себя настоящим знатоком, способным починить розетку, не засунув в нее пальцы.

 

НЕМУЗЕЙ мусора: Ветер перемен

В Ночь музеев состоялось открытие Немузея мусора, который появился благодаря утилизирующей компании "Генерация Сервис". Компания работает в сфере переработки, утилизации отходов и выкупа старой техники более трех лет. За это время накопились экспонаты. А на создание экспозиции у авторов ушел месяц.

В музее есть зона сортировочного цеха: можно покопаться в микросхемах, разобрать телефоны...

Музей пытается донести до людей идею того, что мусора не существует: на экспозиции экспонатом становится то, что когда-то подлежало утилизации или оказывалось на свалке. Все это до сих пор можно переработать. Для кого-то мусор - это ценное сырье.

Ельцин Центр

Редакция журнала «Урал»: «Павел Бажов и все-все-все»

В редакции журнала «Урал» музей открывается только один раз в году – в Ночь музеев. Экспонатов тоже не много, но все они – история с корнями.

Вот, к примеру, тяжелая статуэтка, но за ней сюжет, в который трудно поверить. Не многие знают, но журнал «Урал» читала первая группа космонавтов: редакция журнала отказала в свое время в печати любительских стихов одному из конструкторов, но послала ему свежий номер, так «Урал» попал в руки Гагарину, который читал его до и после полета в космос. На память об этом у журнала есть статуэтка от первого космонавта. Все эти истории – трогательные: валенки Бажова, мяч «Уралочки», гипсовые трусы из фильма «Страна ОЗ»…

Кроме того, в выставочном зале редакции режиссер и художник Надежда Добрынина показала эскизы к анимационному фильму «Валенки Бажова». Сценарий к фильму написала Надежда Колтышева, заместитель главного редактора журнала «Урал», одним из главных действующих лиц (помимо П.П. Бажова и валенок) стала Валентина Артюшина – долгие годы возглавлявшая отдел прозы журнала «Урал» и редактировавшая тексты Бажова.

Кульминацией вечера стала читка главы из «Повести, которая сама себя описывает» Андрея Ильенкова под названием «Один день ягавой бабы» Верой Цвиткис. За полчаса актриса с минимумом выразительных средств показала всю пластику и глубину образа – от ведьмы до маленькой девочки Дарьки и обратно. Слово у актрисы стало зрительным, объемным, комната редакции вдруг превратилась в избу ягавой бабы на куриных голяшках, а зрители (слушатели?) еще раз убедились, как тонка грань между человечностью и ягавостью и что ягавость в нас будит тотальная окружающая нелюбовь.

Музей «Невьянская икона»: «Народная икона: живые и наивные образы любимых святых»

В Музее невьянской иконы сейчас выставляется народная икона – выставка масштабная и уникальная – последняя такая была лет 15 назад. Название выставки – «Народная икона: живые и наивные образы любимых святых». Экскурсии в Ночь музеев вел Евгений Вадимович Ройзман. И это было полное погружение в мир наивной иконы – час с лишним обстоятельной беседы с гостями, которых в музее было множество.

Бесхитростные иконы, написанные в разное время крестьянскими художниками-самоучками, при всей их простоте исполнены с чувством, очень выразительны и в лучших своих образцах не уступают творчеству профессиональных иконописцев. На выставке представлены 500 примеров народной веры, выплеснувшейся на доску, собранных по всей стране: Уралу, Сибири, Русскому Северу, Юго-Западной России и Поднепровью.

Попутно гости узнавали, почему сюжет Петр и петух так важен для Миши Брусиловского; почему Петр Великий был против образа Богоматери Троеручицы; за что надо благодарить Киршу Данилова, мастера Невьянского завода Демидовых, музыканта и сказителя, составителя первого сборника русских былин; какие привесы (фигурки-изображения больных органов из серебра, чаще всего) встречались на русских народных иконах и так далее.

Экскурсовод обращал внимание на легкость народной иконы: летящие позы святых, человечные лица, без малейшего напряжения. Вся народная икона – это светлая вера, вера заступническая, вера, близкая человеку, вера, которая с ним заодно.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов