Поиск по сайту

27 Мая 2019

В поле смыслов и функций

О втором дне Симпозиума Екатеринбургской академии современного искусства


Текст: Евгений Исхаков Текст: Евгений Исхаков
Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Текст: Владислав Изюменко
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В пятницу в Екатеринбургской академии современного искусства продолжилась программа Симпозиума «Искусство в городе: теория, практика, управление».

Как медиафасады меняют современный город?

Во второй день симпозиума в Уральском институте управления РАНХиГС состоялся круглый стол, посвященный медиафасадам и их влиянию на Екатеринбург. Модератором выступила проректор ЕАСИ по научной работе Лариса Петрова, среди участников – ректор академии Инна Ахьямова, архитекторы Сергей Борисов и Степан Петров, главный редактор паблика «Интересный Екатеринбург» Иван Колотовкин, заведующая лабораторией экологического образования Дворца молодежи Наталья Феофилова и сотрудники Уральского института управления РАНХиГС: начальник юридического отдела Артем Половников, заведующий кафедрой экономики и управления Александр Победин и начальник управления научной работой Мария Ворошилова.

Академическая наука в России не исследовала тему медиафасадов как инструмента урбанистического светодизайна в мегаполисах, и этот круглый стол – по сути, первый опыт такого осмысления. В ходе дискуссии поднимались вопросы о визуальной пользе и вреде медиафасадов, вариантах их использования и возможностях горожан управлять их контентом. В Екатеринбурге назвали три основные точки с медиафасадами: Ельцин Центр, башня Исеть и Екатеринбург-Арена.

Эксперты согласились с тем, что медиафасады положительно сказываются на имидже города, его туристической привлекательности. Но при этом они никак не интегрированы в общественную жизнь Екатеринбурга, часто становятся раздражителями для жителей соседних домов и к тому же могут манипулировать сознанием, что подтверждено специальными исследованиями в Европе.

Тема медиафасадов связана с проблемами визуальной экологии. Кроме того, избыточное освещение негативно воздействует на растения и животных. От него гибнут летающие насекомые, происходит торможение перелетной фазы птиц, поздний сброс листвы у деревьев и сбой биоритмов труда и отдыха у человека. Чтобы изменить ситуацию, необходим диалог с властью и бизнесом, а медиафасады помимо рекламной функции могли бы быть средством социальной коммуникации.

В Китае, например, на законодательном уровне закреплено, что только 30% времени на медиафасаде показывается реклама, остальной тайминг отдан социальным роликам и полезной для общества информации.

В будущем тренд на комфортную среду и динамическую архитектуру будет усиливаться, и медиафасады смогут стать частью умных вещей, которые реагируют на кинетику человека и помогают ему в решении проблем.

Сессия экспертных докладов симпозиума «Искусство в городе»

Екатеринбургская академия современного искусства провела симпозиум «Искусство в городе: теория, практика, управление», посвященный современному искусству, а точнее – паблик-арту. Симпозиум отличался от традиционных академических конференций ориентацией на реальную жизнь и практику, разнообразием активностей, кейсов и участников. Поэтому в сессии экспертных докладов непосредственные участники екатеринбургского паблик-арта раскрывали аспекты темы максимально практически.

Спикеры события – агенты, формирующие и меняющие городскую среду: общественные деятели, представители локальных сообществ, органов власти и академических структур, урбанисты, активисты, художники. Модератором сессии выступила Анастасия Егорова, кандидат культурологии, доцент кафедры актуальных культурных практик Екатеринбургской академии современного искусства.

Участники и слушатели сессии услышали два приветственных слова. Лариса Петрова, организатор симпозиума, проректор по научной и инновационной работе академии, первая обратилась к участникам.

«Наше научное событие основывается на нашей ответственности, – обозначила столпы подхода академии к симпозиуму Лариса Евгеньевна. – Мы отвечаем за город и Уралмаш, за то, как культура делает территорию, окружающее нас пространство гуманным; мы объединеняем разных агентов социального взаимодействия вокруг той проблемы, которую делаем объектом научного анализа. У нас есть инвариантный набор: помимо ученых мы собираем бизнес, власть, художников, активных общественных деятелей, потому что считаем, что научные исследования должны пригождаться и нести практический смысл».

Вторым приветственное слово взял Максим Докучаев, председатель Комитета по внешним связям Администрации города Екатеринбурга: «Я сам пришел на сессию как слушатель, чтобы больше узнать и познакомится с повесткой дня: какой сейчас в городе накоплен опыт и как он применяется, как представлять культуру Екатеринбурга за пределами страны, а наших иностранных партнеров – у нас. К примеру, сейчас мы ведем переговоры с Австралией, которой, в том числе, было бы интересно продвигать свои культурные технологии в Екатеринбурге. Почему бы не использовать для этого паблик-акт – те же медиафасады. Этот симпозиум для меня о том, как важно не только брать, но и делиться».

Сессия экспертных докладов началась с доклада Евгении Нестеровой, представляющей Центр городских практик «Дом Маклецкого». У Евгении большой опыт организации проектов практически с нулевым бюджетом и большим постэффектом – культурным, социальным.

Евгения поделилась полезным алгоритмом работы с партнерами, которые могут помочь ресурсами для реализации проектов.

Алгоритм выглядит так:

1. Исследование рынка: кто, сколько, зачем.

2. Тщательный выбор партнеров (чтобы они не конкурировали между собой, репутация и соответствие миссии).

3. Максимально прозрачная презентация проекта.

4. Брифинг – встреча с партнером. Цель встречи – выяснить, что будет успешным для компании.

5. Создание уникального предложения для партнера.

6. Дебрифинг для уточнения деталей и назначения ответственных за коммуникации (с двух сторон) между организаторами и партнерами.

7. Интеграции в проект.

8. Отчетность (в том числе, социальный эффект).

9. Благодарности (нельзя прекращать коммуницировать после проекта).

Евгения акцентировала внимание, что надо всегда думать и говорить партеру, что поддержка этого проекта может дать ему аудиторию и паблисити: эффект не материальный, но значимый. Кроме того, она обозначила, что в этом году чаще всего горожане инициируют именно экологические проекты, а в городской риторике появилось слово «сообщества», что говорит о том, что люди начали объединяться вокруг действительно актуальных для них проблем.

Дмитрий Безуглов, руководитель образовательной программы Уральской индустриальной биеннале современного искусства и переводчик, продолжил тему сообществ темой доклада «Молчаливый университет, бараки и «Дом грузчика»: зачем городу нужны совместности (commons) и как этому помогает современное искусство

Дмитрий рассказал о книге, которую сейчас переводит, – о «совместностях» (commons – на английском), так называемом общем (в том числе интеллектуальном) ресурсе на общее благо. Доклад был на стыке экономики, права, искусствоведения, философии и урбанистики. Основа – 8 принципов управления общими ресурсами, сформулированные Элинор Остром. Теоретически любой человек может осуществить проект, основываясь на этих принципах. Главное, чтобы проект был направлен на общее благо (пример – устройство «Википедии», благом которой можно пользоваться, и можно помогать – финансово и редактируя информацию). Дмитрий приводил в пример Парк-ам-Гляйсдрайк в Берлине, который прошел этапы: никому не нужная заброшенная территория, захват администрацией под сомнительные проекты, активистские движения по защите, консолидация групп активистов, организация совещательной системы с активистами по дизайну парка, общественный совет из активистов при существующем и уже успешном парке. Пример ближе к нам – «Дом грузчика» в Перми, который вернули к жизни свободные активные художники города.

Об опыте паблик-арта, проблемах его поддержки государственными структурами, отсутствии внятной стратегии и отношения к нему рассказывал Тарас Кучинский-Паровой, заведующий Музеем Белорусской государственной академии искусств (Минск). Тема его доклада – «Паблик-арт как один из факторов развития городских территорий (на примере Минска)». Для начала Тарас пояснил, что юридическая особенность в Минске – учреждению принадлежит только метр по периметру от здания, все остальное – зона ответственности государственных структур, даже если у заведения есть внутренний дворик. Тарас рассказывал о примере старого промышленного района города Ляховка (конец XIX века), на территории которого совместно с Бразилией проводился фестиваль стрит-арта. Постепенно территория стихийно начала трансформироваться в культурный хаб.

«Зачем музеи выходят на улицы?» – задавала вопрос и отвечала на него Дарья Костина, старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета, независимый куратор, исследователь стратегий и тактик работы музеев с общественными пространствами. Дарья рассказывала и приводила примеры трех тактик, используемых музеями в работе с пространством (экспансия, интенсификация, реорганизация и перепрофилирование). В качестве примеров приводились и практики екатеринбургских музеев – баннеры с цитатами писателей Объединенного музея писателей Урала, «Музей наизнанку» Музея истории Екатеринбурга (на время реконструкции в 2004 году) и т.д.

Основная функция выхода музея на улицу – открытое транслирование своих базовых ценностей, принципов взаимодействия с наследием. Это популяризирует коллекцию, а также создает эффект, что музейные сокровища близко: надо всего ничего – дойти до музея. Главные эффекты выхода музеев за свою территорию: пиар, диверсификация, новая аудитория, прорастание музея в ткань города, открытость музея, демонстрация в нем игрового начала.

Елена Кочухова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН (Екатеринбург) читала доклад на тему «Вспоминать и показывать: стратегии работы уличных художников с деревянной архитектурой». Елена сравнивала стратегии двух городов в отношении деревянной архитектуры и работы с ней художников – Томска и Нижнего Новгорода. Стрит-арт в обоих случаях – это активизм для привлечения внимания к сохранности деревянной архитектуры. В случае с Томском художникам не удалось после события создать сообщество вокруг проблемы, тогда как в Нижнем Новгороде все сложилось удачнее. В связи с этим Елена подняла ряд вопросов: к кому надо обращаться стрит-артеру в работе – к жильцам дома, к власти, к обществу: художники – это защитники домов или архиваторы на память; чего больше в стрит-арте – легального или маргинального. Кроме того, Елена подняла вопрос о неизученности российского стрит-арта: если работы искусствоведов есть, то они о зарубежных художниках.

Личным опытом изучения городской среды делился Александр Янг, программист, а в свободное от работы время – охотник за стрит-артом, автор проекта Street Art Hunter. Тема его доклада содержала основной вопрос, который ему задают на улице прохожие: «Ты зачем это фотографируешь?» На сессии Янг отвечал на этот вопрос так: во-первых, ему это интересно (в юности он сам рисовал, когда жил в Ноябрьске, и даже организовывал первые фестивали уличных художников); во-вторых, это выплеск современности на стены (заборы и прочие поверхности), по которым можно понять, что актуально сейчас в обществе. Александр рассказывал, что аудитория стрит-арта активная – его подписчики поправляют его и даже присылают новые, только что отрисованные художниками работы быстрее, чем сами художники выкладывают их в интернет. Основной вопрос, который он задает современным художникам: «Где ваши зубы?» – стрит-арт не должен украшать, он должен провоцировать. Точно также, как, по мнению Александра, не надо сохранять стрит-арт: горожане сами урегулируют, какие работы сохранять, какие восстанавливать.

Стриминговый доклад представили Тиаго Хесус (Thiago Jesus), креативный продюсер, исследователь, куратор, старший менеджер проектов People’s Palace Projects, Queen Mary University of London, и Рената Пеппел (RenataPeppel), старший менеджер проектов People’s Palace Projects, Queen Mary University of London (Лондон, Великобритания). Queen Mary University of London, как и ЕАСИ, – муниципальный вуз; проект People’s Palace Projects – международный социально-культурный проект вуза (ребята из Лондона ездят в Бразилию и ведут там социокультурную деятельность, в том числе, по работе с подростками, попавшими в трудные жизненные ситуации). Тема их доклада – «Ologiko»: художественная резиденция в деревне коренных народов».

Этой сессией докладов на симпозиуме Екатеринбургская академия современного искусства еще раз доказала, что научная база должна прорастать в практическое поле смыслов и функций – иметь реализацию и быть помощью обществу здесь и сейчас.

О плейсмейкинге, вандализме и стрит-арте как проявлении бессознательного

После сессии экспертных докладов началась работа секций. Одновременно в нескольких аудиториях Екатеринбургской академии современного искусства студенты и преподаватели рассуждали об уличном искусстве, его роли в городской среде и благоустройстве окружающего пространства.

Студентка Уральского федерального университета им. первого президента Б.Н. Ельцина Полина Фищенко рассказала о плейсмейкинге – методе обустройства городского пространства, в котором участвуют как профессионалы, так и обычные жители. Объектами плейсмейкинга могут стать места общественного пользования: парки, набережные, даже дворы. Основная идея заключается в повышении качества жизни горожан. Таким образом, у плейсмейкинга появляется ряд функций. Во-первых, он помогает вызвать эмоциональную привязанность к определенным пространствам. Во-вторых, у мест появляется история и концепция развития. В-третьих, такие площадки инициируют создание активной социальной среды. И главное – разнообразный выбор пространств дает жителям больше возможностей для отдыха, формирования определенного круга общения и в результате положительного отношения к городу.

Кандидат философских наук Уральского государственного педагогического университета Ирина Симонова подняла в своем докладе вопрос, кто хозяин в городе. Тема была рассмотрена в контексте взаимодействия молодежи с городской средой. Спикер отметила, что в результате опросов выяснилось: молодые жители Екатеринбурга не считают себя хозяевами города и не думают, что могут влиять на его развитие. Именно поэтому они используют стрит-арт как способ коммуникации, адаптируя пространство под себя.

 

Алена Оболенская, кандидат экономических наук Уральского государственного педагогического университета, продолжила тему исследования молодежной среды Екатеринбурга. Ее доклад вызвал бурное обсуждение, поскольку она говорила об уличном искусстве как акте вандализма. По словам Алены, исследования показали, что «романтические», действительно качественные граффити занимают менее одной трети всех художественных проявлений современной молодежи. Более половины – реклама социально-бытовых услуг, мелкого ремонта и наркотических средств. Алена пришла к выводу, что на вандальное поведение граждан влияет благополучие, в том числе, бытовое. И наоборот: вандализм влияет на общество, вызывая агрессию.

Последним выступил проректор по развитию Екатеринбургской академии современного искусства Алексей Боталов. В своем докладе он рассуждал о том, что искусство начинается с города, в котором он возникает, город сам по себе является актом искусства. Яркий пример – Вашингтон. Если посмотреть на него с высоты птичьего полета, форма его напоминает крест, в центре которого находится древний египетский символ – обелиск. При этом на каждой стороне креста расположена какая-то достопримечательность. На одной стороне – памятник Аврааму Линкольну, на другой – Капитолий, здание конгресса США, и, наконец, Белый дом. В любой градостроительной стратегии заложена политическая составляющая, а все уличное искусство –бессознательное политическое послание.

Фидбэк

В последний день симпозиума мы задали несколько вопросов его организаторам и экспертам.

Лариса Петрова, проректор по научной работе Екатеринбургской академии современного искусства:

– Основные цели, которые мы перед собой ставили, достигнуты. Нашей целью было привлечь внимание исследователей, ученых, членов академического сообщества к проблемам теоретического осмысления, управления и самой практики уличного искусства. Я знаю: все, кто приходят к нам на конференции, приезжают на симпозиум, говорят, что наши научные события отличаются от научных событий в других вузах тем, что мы очень и очень открыты.

Дмитрий Безуглов, руководитель образовательной программы Уральской индустриальной биеннале современного искусства, переводчик и публицист:

– Симпозиум – это крепко сбитая программа, в которой сходятся участники с далеких полюсов. Второй день, в рамках которого я читал экспертный доклад и слушал доклады других выступающих, собрал потенциально непримиримых экспертов, которые благодаря усилиям модераторов смогли оппонировать друг другу тактично и содержательно.  

Тарас Кучинский-Паровой, заведующий Музеем Белорусской государственной академии искусств:

– Самое главное отличие симпозиума «Искусство в городе» – смелое объединение представителей академической, около академической и не академической среды. Не скажу, что данный формат является панацеей при решении проблемных вопросов, но он действительно расширяет горизонты и позволяет увидеть совершенно неожиданные детали в общей картине, новые интерпретации поднимаемых проблемных вопросов.

Игорь Поносов, московский художник, независимый куратор и исследователь уличного искусства, лауреат премии Сергея Курехина:

– Мне понравилось, что все сбалансировано. Порадовало, что академическая среда обращает внимание на тему искусства в городском пространстве. Сегодня не хватает исследований в этой области. Конечно, не все представленные доклады проработаны, но это первый шаг. Посмотрим, как они будут развиваться. И мне понравилась модерация! Она была в меру жесткая и очень гуманная. На самом деле, профессионального модератора сложно встретить. Спасибо за приглашение, было очень приятно!

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры