Поиск по сайту

27 Мая 2019

О фото как о части истории

В «Доме Маклецкого» прошла лекция Артёма Берковича


Мне нравится!

В Центре городских практик «Дом Маклецкого» состоялась лекция по истории фотографии «Праздничный канон» в рамках проекта «Ученые головы». Лектор – куратор Центра фотографии «Март» Артём Беркович – вместе с публикой обсудил, как происходит репрезентация праздника через искусство фотографии.

Небольшая аудитория, обложка презентации, стол и главные участники диалога – лектор и его слушатели. Спустя несколько минут начинается глубокое погружение в тему.

Первое, что сделал лектор – предупредил о том, что его информация не будет краеведческой: лекция посвящена истории фотографии. Обозначив вектор своих мыслей, Артем Вячеславович выделил два измерения праздника: наша личная жизнь и то, что связано с жизнью общества. В данном случае с социумом переплетаются советские праздники, являющиеся частью государственной идеологии. Например, 7 Ноября, 1 Мая и т.д.

Далее лектор подчеркнул, что фото – это исторический документ. Историк, когда смотрит на фото, отвечает себе на два вопроса: что он видит на фото и как оно сделано.

По такой методологии Артём Вячеславович рассказывал собравшимся, что он видит на демонстрируемых фотографиях. Так, например, в работе одного неизвестного автора запечатлена сцена майской демонстрации, происходившей в 60-е годы XX века: на фоне толпы две танцующие девушки стали отражением атмосферы праздника.

Советский символ, а именно пятиконечная звезда, на фоне массового шествия – сюжет известного фотографа Александра Родченко. Толпа людей несет огромный государственный символ – фотография выполнена во время праздничной демонстрации в Москве.

Запечатлев двух рабочих на крыше, наблюдающих за демонстрацией, Владимир Воробьев создает «десакрализацию события», т.е. сочетает событие с реальной «брутальной» жизнью. Как он это делает – вопрос, на котором долго останавливает внимание Артём Вячеславович. Чтобы создать эту самую «десакрализацию», фотохудожник немного отходит от происходившего события и становится на место зрителя. В данном случае, обычного рабочего. Тем самым автор ставит обыденное наблюдение выше праздника, прославляющего советское государство. В этом и заключается десакрализация, которая отражает потерю значимости главного события – шествия на площади.

Обезличенную толпу у Ивана Шагина Артём Беркович упоминает как пример изображения, где один человек – ничто, только в составе толпы он является составляющей великой силы.

Правильно выбранный ракурс, благодаря которому памятник Ленина «идет» во главе марширующего народа, есть у фотографа Юрия Садовникова.

В процессе анализа лектор делает акцент на том, что почти все снимки были с похожим содержанием: государственные символы, плакаты с лозунгами, портреты и памятники вождю. Это показывает, что существовали определенные каноны для подобных праздничных съемок, что скрывает авторскую индивидуальность.

Говоря о шествиях, лектор пояснил разницу между тем, что происходило в разные десятилетия. Например, в 30-е годы люди шли без каких-либо положительных эмоций. В 50-е демонстрации стали настоящим карнавалом, праздником. Вероятно, это было связано с тем, что в послевоенное время жизнь советского народа стала налаживаться. А уже в 80-е подобная практика на праздниках обрела будничный характер.

В конце своей речи лектор поделился мнением, что суть советской власти четко агитировалась именно через фотографии.

Текст: Анастасия Сбродова. Фото: из архива Музея истории Екатеринбурга, Павла Абакумова, Государственного архива Свердловской области.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов