Поиск по сайту

06 Июня 2019

«Хорошая фотография — это не техника, а ощущение»

В ЕМИИ показали амбротипы Алексея Серебрякова


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

Уже шестой год Екатеринбургский музей изобразительных искусств проводит фестиваль «Фотолето». Каждый раз на него приглашают фотографов, работающих в уникальной технике или с необычным материалом. Не обошлось без сюрпризов и на этот раз — фестиваль открылся выставкой «Амбротипия Алексея Серебрякова», художника, работающего с технологией создания фотоснимков XIX века.

Амбротипия — способ получения позитива изображения с помощью стеклянной пластины, коллоида и серебряного раствора. В результате химической реакции на стекле проявляется полупрозрачный кадр.  И если под изображение поместить подложку черного света или покрасить обратную сторону стекла черным цветом, то оно приобретает законченный вид и становится окончательно видимым для зрителя.

При всей сложности описания выглядит процесс алхимически волшебно. Сначала художник производит манипуляции с таинственными баночками и растворами, а затем вставляет смоченную пластину в громоздкий деревянный аппарат. Для того, чтобы запечатлеть изображение в вечности, модели приходится стоять неподвижно от двух до пяти минут. После, в полной темноте, фотограф продолжает колдовать над получившейся работой.

Зная о том, как создаются амбротипы, невозможно не восторгаться, вглядываясь в работы Алексея Серебрякова. На выставке их 121, и все они сделаны за четыре года насыщенной творческой жизни. Здесь изображения людей, пейзажи, натюрморты и различные композиции.

Капустные листы, в которых открывается целая вселенная; люди, застывшие для кого-то в слишком откровенных позах; перевернутые черепа животных; скромный букет ромашек; человеческие взгляды, пронизывающие зрителя. В выставке Алексея Серебрякова отражена жизнь. Флоры, фауны, человека вообще и человека, смотрящего на эти изображения здесь и сейчас. Для каждого по-разному преломится свет на серебре, каждый увидит что-то свое в деревьях за спинами знаменитых ходулистов Серебрякова. Или в маленькой заснеженной елочке – эта работа вызывает изумление, ведь от поливки специальным коллоидным раствором до проявки изображения должно пройти не более восьми минут — так быстро оно застывает. А здесь фото зимой, когда этот процесс ускоряется в несколько раз — удивительно, как быстро пришлось работать художнику.

Для того, чтобы мозаика из 121 кадра сложилась для зрителя в историю, фотограф и куратор выставки Дарья Черкасова разместили кадры так, чтобы у посетителя возникло особое ощущение от их просмотра. Ощущение — вот, что особенно важно для Алексея. «Хорошая фотография – это не техника, — отмечает он. — Мы должны чувствовать, слышать, представлять себе запах того, что изображено. В такие моменты понимаешь, что перед тобой стоящая работа».

Придя в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, можно увидеть не только амбротипы, но и тинтайпы (здесь стеклянная пластина заменена на металлическую), и отпечатки таких кадров на фотобумаге. Взглянув, например, на исходный амбротип с помидорами и его же распечатку, но в более увеличенном виде на фотобумаге, удивляешься качеству изображения — на помидорных стеблях видно даже мелкий пушок.

Но для чего же в век цифровых фотокамер пользоваться довольно сложной техникой коллоидного процесса фотопечати? Ни один другой способ фотографирования не может дать Алексею Серебрякову такой творческой свободы. «Уже более тридцати лет я занимаюсь фотографией и исследовал многие техники. Но только амбротипия позволяет регулировать зоны резкости. Работа не смотрится плоско. К тому же, амбротипия пользовалась популярностью лишь с 1851 по 1870 годы. Я пытаюсь в своих работах исследовать, на что способна эта техника, так как 20 лет — слишком мало для того, чтобы попробовать всё», — говорит фотограф.

Глядя на работы Алексея Серебрякова, можно не только прикоснуться к истории фотографии, но и задуматься о том, сколько интересных техник человечество могло потерять на пути прогресса. При выходе из залов с амбротипией кажется, что ненадолго заглянул в бездну вечности. Не холодной и жестокой, но мудрой и благородной.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов