Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

10 Июня 2019

Воображаемая Япония как метод

#АртЛекторийВкино – проект TheatreHD – продолжился циклом «В поисках нового искусства»


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Мне нравится!

В воскресенье в кинотеатре «Синема Парк Алатырь» показали премьеру фильма «Ван Гог и Япония» (режиссер Дэвид Бикерстафф), посвященную одноименной выставке в Музее Ван Гога в Амстердаме, где демонстрировались картины художника, его коллекция японских гравюр и работы, в которых он отрабатывал приемы японских гравюр и свои идеи.

Художник никогда не был в Японии – это была его недостижимая мечта, но изучал искусство этой страны и даже больше – перенимал методы, темы, композиционные приемы, черпал вдохновение и понимание смысла живописного искусства этой страны, а точнее – такого направления в изобразительном искусстве, как укиё-э («плывущий мир»). В одно время Ван Гог начал коллекционировать японские гравюры, которых собрал около 660, изучал их, читал книги и журналы о Японии, и все это помогло ему по-другому взглянуть на окружающую его реальность, найти сначала «свою Японию» в окружающей действительности – в Провансе, затем так называемое «новое искусство», а с ним и новые смыслы для себя.

Авторы фильма показывают рост и становление Ван Гога как художника, детали его биографии, влияние японского искусства на его композиционные приемы, работу с цветом, контрастом, сначала имитирование японских приемов, копирование ради обучения, затем декларирование новых принципов на основе освоенного. Одна из основных мыслей авторов (и режиссера, и сценариста, и искусствоведов, участвующих в съемке) – Ван Гог создал свою идеализированную Японию и использовал ее как художественный метод.

На экране мы видим тщательный анализ принципов построения картин Ван Гога: так называемого взгляда на картину с высоты птичьего полета, а также внимание к деталям; изучение работы с цветом и контрастом: четких контуров, ровных цветовых полей; разбор тем, образов и смыслов, занимающих художника, – чаще всего обыденную жизнь, простых людей, детали повседневности, частные детали природы.

В фильме достаточно много качественных макросъемок картин Ван Гога и японских гравюр, но размышления о творческом методе, отрывки из писем художника к брату, где он рассуждает о вдохновляющем его японском искусстве, идут под видеоряд первооснов – объектов, которые были изображены на картинах художника и японских гравюрах. К примеру, не нарисованные ирисы (Ван Гога и в традиции укиё-э), а настоящие ирисы, или ветки кедра и цветущие вишни не на рисунках, а настоящие и так далее. Зрителю показывают красоту в несовершенных деталях – ирисы чуть увяли, а ветки корявые. И это не просто объекты для изображения, а художественный манифест – изображать жизнь обычных людей, изображать скромные элементы мироздания, его детали, что соответствует принципам и традициям укиё-э и интересам Ван Гога. Так, постепенно у зрителя появляется мысль, что увлечение японскими гравюрами дало художнику чуть больше, чем средства и приемы: он почерпнул там собственные идеалы.

В фильме есть комментарии искусствоведов: Криса Уленбека, Нинке Баккер, Цукасы Кодеры. Есть цитаты из писем Ван Гога брату Тео. Но инсайты ожидают зрителей как раз в молчаливой части фильма, когда сменяют и накладываются друг на друга кадры съемок картин художника, японских гравюр и природы под музыку композитора Асы Беннетта. Без слов начинаешь понимать природу вдохновения, природу поиска себя и своего метода, химическую реакцию, возникающую при взгляде художника на будущий объект своего творчества.

Одинаково ли мы воспринимаем то, что видим? Этот вопрос когда-то занимал Ван Гога, актуален он и сегодня. Съемочной команде фильма «Ван Гог и Япония» удалось, пожалуй, зафиксировать момент неодинаковости воспринимаемого нами мира (даже если мы смотрим на один предмет одновременно), момент, когда какой-то объект воспринимается сознанием художника через призму охватившей его идеи, момент реализации на холсте этого объекта, пропущенного через внутреннее сито – художественный взгляд. Это самое ценное, что есть в фильме Бикерстаффа, то, что трудно передать в документальном кино, но у него получилось – без слов.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Прямая линия
Управление культуры
Места
База тегов
Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша