Поиск по сайту

21 Июня 2019

В Екатеринбургской академии современного искусства отметили день рождения Баухауса


Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

В честь 100-летнего дня рождения Баухауса в Екатеринбургской академии современного искусства подготовили интересную программу в духе site-specific. Гости посетили круглый стол, прослушали авторскую экскурсию по Уралмашу, посмотрели выставки и задули 100 свечек на праздничном торте.

Справка

Баухаус — самая влиятельная школа прикладного искусства, дизайна и архитектуры начала XX века, которая была открыта в немецком городе Веймаре. За четырнадцать лет своего существования она произвела художественную революцию, стала тем местом, где художники и ремесленники разных стран пытались переосмыслить мир. Представители Баухауса стали основоположниками принципа практической полезности и рациональности форм, заложили новый подход к обучению, работе с городскими ландшафтами, мебелью и предметами быта.

Стиль Баухаус — это направление модернистской архитектуры, которое преобладало в 1930-х — 1960-х годах.

Вечер открылся круглым столом, где эксперты рассуждали о философии Баухауса, его исследованиях и о том, как его сохранить. Первой выступила проректор по научной и инновационной работе ЕАСИ Лариса Петрова. Она отметила, что для академии важно, что событие попало в программу мероприятий «Дней конструктивизма» в Екатеринбурге. Также Лариса Евгеньевна рассказала о подходе site-specific, который сегодня активно практикуют в ЕАСИ. В этом же формате решили отпраздновать юбилей Баухауса, ведь разговаривать о конструктивизме и тем более о школе Баухаус не на Уралмаше – странно.

Из трех заявленных спикеров первым выступил Леонид Салмин, дизайнер, культуролог и профессор Уральского архитектурно-художественного университета. Первое, на что обратил внимание Леонид, – это актуальность авангарда в наши дни. Сегодня у нас есть потребность в том, чтобы приспособить его наследие и, в частности, Баухаус к современности. Однако существует ряд проблем, с которыми сталкивается общество при сохранении памятников архитектуры. Одна из ключевых – непонимание того, зачем нужно такое наследие. И здесь нет вины современного общества. Скорее, это связано с тем, что в 1930-е годы у людей не было понимания того, зачем им такие здания. Ведь в первую очередь в них была заинтересована власть, стремящаяся подчеркнуть свое величие. Например, столовая на крыше «Фабрики-кухни» (ныне Центр культуры «Орджоникидзевский»), куда, по замыслу архитекторов, должно было выходить на обед руководство. «Так они как бы возвышались над всеми, над обществом. Согласитесь, не каждый мог себе такое позволить», – отметил Салмин.

Вторым на круглом столе выступал екатеринбургский архитектор Евгений Волков. Он рассказал об исследовании здания «Фабрики-кухни», проводимом русскими и немецкими студентами.

Эта история началась с путешествия немецкого культуролога Астрида Вольперта по России. Здесь он узнал, что Бела Шефлер – один из родоначальников уралмашевского Баухауса, и у него родилась идея провести исследование здания «Фабрики-кухни», в строительстве которого Шефлер участвовал лично. Поручить эту работу решили студентам – они приступили к ней в 2008 году.

Немцы изначально делали упор на детальное исследование чертежей, архитектуры, пространства и его предназначения. Им нужно было понять ценность здания. Вместе с русскими ребятами из Уральского архитектурно-художественного университета они нашли исторические фотографии, восстановили помещения «Фабрики-кухни» в 3D-модели. Екатеринбургские студенты организовали выставку в вузе, а немецкие – пошли дальше и устроили настоящий перформанс.

«Они решили провести экскурсию по зданию и даже нашли оперную певицу, которая пела здесь при жизни Шефлера. Заходя в концертный зал, люди ничего не видели, потому что было темно. Как вдруг раздавалось звонкое оперное пение и подсвечивалась сцена. Это было очень пугающе и круто!» – вспоминает Евгений Волков.

Спикер подчеркнул, что немцы помнят и чтят традиции школы Баухаус. Они готовы исследовать его в разных точках мира. Многие немецкие студенты из той группы продолжили изучать это направление, кто-то даже написал дипломные работы, посвященные соцгороду Уралмашу.

Последним выступил доцент кафедры социокультурного развития территории ЕАСИ Михаил Ильченко. Он углубился в философию и идеи Баухауса. Спикер отметил, что Баухаус – это больше, чем архитектура. Скорее, это стиль жизни людей, их мировоззрение. В прошлом столетии последователи Баухауса были фриками. Общество презирало их за позитив и беззаботность жизни. Ведь они строили новый мир на контрастах.

В архитектуре, по мнению Ильченко, Баухаус стал новой формой осознания пространства. В его принципах было заложено множество идей для улучшения повседневной жизни людей. Например, большое внимание уделялось паркам и скверам, несмотря на то, что один из главных принципов Баухауса – борьба с природой, демонстрация скорости, с которой человек приспосабливает под себя окружающую среду.

Круглый стол завершился дискуссией о наследии авангарда и его современном предназначении. Гости отметили, что сегодня, к сожалению, по-прежнему остро стоит вопрос сохранения памятников. В качестве варианта решения была озвучена старая, но перспективная идея – сделать авангард брендом Екатеринбурга.

После круглого стола группа перешла от теории к практике и отправилась на авторскую экскурсию Михаила Ильченко по Уралмашу. Михаил рассказал о том, как должен был выглядеть соцгород, показал первый двор Уралмаша, дом, в котором жил Бела Шефлер, и другие памятники Баухауса. Экскурсия закончилась у здания «Фабрики-кухни», откуда группа вновь отправилась в академию. Там гостей ждал еще один сюрприз – торт и 100 свечек в честь дня рождения школы строительства и художественного конструирования, художественного объединения Баухаус.

После небольшого перерыва группа посетила авторскую выставку Александра Костерина «Обретение гармонии» и «Bauhaus & архитекторы соцгорода Уралмаш (Оранский и Шефлер)». Вторую ЕАСИ подготовила совместно с Музеем архитектуры и дизайна. На ней можно детально ознакомиться с биографией архитекторов, чьими руками создавался знаменитый на всю Европу соцгород Уралмаш.  

 

Автор текста: Влад Изюменко

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры