Поиск по сайту

08 Июля 2019

Только что найденное искусство

В Музее ИЗО открылась выставка фотографии «Смотреть, чтобы видеть»


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Текст и фото: Максим Субботин Текст и фото: Максим Субботин
Мне нравится!

Вторая выставка сезона «Фотолето-2019» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств посвящена стрит-фотографии Вивиан дель Рио и пройдет до 4 августа при поддержке «Фуджифильм Россия».

Летний проект Екатеринбургского музея ИЗО продолжается работами Вивиан дель Рио, которая уже приезжала в музей с мастер-классом в 2017 году, поэтому среди других городов на фотографиях мы уже можем видеть и узнавать Екатеринбург. Кроме столицы Урала в кадре – Москва и Питер. Экспозиция объединят более 40 фотографий, созданных автором с 2006 по 2019 год, в том числе некоторые снимки, включенные в знаковые серии «Бессознательная живопись», «Озеленение», «Автомимикрия», «Нарисованный город», «Такие люди», «Ряженые», «Найденное искусство», «Красная площадь – метаморфозы», «Брандмауэр».

Художественно все, считает автор: следы протектора на асфальте, закрашенное матерное слово на заборе, трещинки в стене, голые деревья на фоне кирпича. Первое и очевидное, что бросается в глаза на этой выставке – красота простых вещей. Как, оказывается, ярок, композиционно гармоничен и насыщен смыслами окружающий нас городской мир! Это не пейзажи, не фоторепортажная съемка, не портретные фото и не документалистика – это особый замес, в котором растворились предметы и люди посредством художественного на них взгляда. Как будто каждая вещь, предмет, объект и даже человек на снимке Вивиан дель Рио имеют голос и говорят: «Вы уж на меня если и смотрите, но не видите, а у меня есть, что вам сказать», – и говорят голосом художника.

Назвать Вивиан дель Рио художником – не преувеличение. Она по специальности художник-график – окончила Университет печати – рисует и преподает, поэтому и взгляд из-за объектива у нее как у человека, мыслящего цветовыми масляными или акварельными пятнами, перспективой и рамкой листа или холста. Кстати, последнее явно помогает дель Рио искусно кадрировать снимки – так, что это является главным, а в каких-то фотографиях и единственным техническим приемом.

Кроме того, в ее фотографиях есть ритм, благодаря которому они практически звучат. Деревья на фоне терракотовой стены зимой звучат февральской завывающей метелью. Текстура из машин с отражающимися домами – городской какофонией, заглушаемой воплем сирены. Вылезающий из люка рабочий – звуком отбойника или лома по металлу…

Больше всего в этих фотографиях природы взгляда. Такого взгляда, когда город становится приближенным к человеку, соразмерным ему – словом, таким, каким его хочется любить.

 

О природе взгляда говорит и наш фотограф Максим Субботин, побывавший на прогулке (смотрите галерею внизу) с Вивиан дель Рио по Екатеринбургу, которая учила смотреть, видеть и находить искусство в городе:

– Когда меня зовут на какой-нибудь мастер-класс, я покрываюсь толстым слоем скепсиса. В большинстве случаев все мастер-классы транслируют какие-то догмы на манер «делай как я». Потратив время и деньги, разочаровываешься, получая пустышку вместо инструмента для творческого роста.

Прогулка с Вивиан не содержала в себе никаких академических замашек и претензий на «прокачку скиллов». Все походило больше на дружескую неспешную беседу. И это ценнее нескольких лайфхаков, хотя и им нашлось место в разговоре.

Меня заботило несколько вопросов о стрит-фотографии. Например, есть ли у этого жанра какие-то функции, цели. Со слов Вивиан, она бы вообще не стала выделять стрит-фото в какой-то отдельный жанр — это тоже фотография, способ творческого выражения, как и любой другой вид фотографии, и сам фотограф не нуждается в классификациях. Что касается целей, которые она видит перед собой, Вивиан обозначила несколько моментов. Во-первых, прогулки с фотоаппаратом — это один из способов примириться с окружающей действительностью, попытка находить что-то интересное и удивляться ему. Во-вторых, время очень скоротечно, но живя здесь и сейчас, мы не задумываемся о том, что какой-то вывески, здания, улицы завтра уже может не быть. Фотографией не удержать исчезновение или изменение каких-то привычных глазу деталей, но можно сохранить их для будущего, из которого можно будет рассмотреть и собрать по кусочкам картину прошлого. В-третьих, прогулки с фотоаппаратом очень хорошо тренируют наблюдательность и реакцию, а эти навыки пригождаются не только в фотосъемке.

Приблизиться к образу мыслей наставника — куда как лучше, чем получить готовые инструкции. И это про то, как проходят мастер-классы с Вивиан.


поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов