Поиск по сайту

19 Июля 2019

Талант против таланта

О лекции «Художник и вражда» в «Доме Маклецкого»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

Вчера в Центре городских практик «Дом Маклецкого» состоялась лекция из цикла «Художник и отношения» от проекта «Курилка Гутенберга». Всего таких лекций будет три: вчерашняя была посвящена художникам и вражде, через неделю, 25 июля, узнаем о художниках и любви, третья поведает о дружеских отношениях творческих натур. Рассказывает о том, как человеческие отношения вплетаются в творчество, научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств Дарья Черкасова.

Лекция – тот формат донесения информации, 50 процентов успеха которого зависит от лектора. Монотонный полуторачасовой диалог слушать мучительно и невесело, тем более когда за окном – короткое уральское лето. Дарья Черкасова, к счастью, – именно тот лектор, который с легкостью увлекает слушателей занимательными историями, говорит живо и горячо, умеренно приправляет рассказ шутками. И не скрывает собственного интереса к исследуемому предмету. А потому лекция получается стремительной, захватывающей и бодрящей ум.

В часовой рассказ вошли четыре истории о художниках разных стран и эпох. Дарья призналась, что отбирала их так, чтобы повествование коснулось деятелей как широко, так и не слишком известных. Сыграла роль и личная заинтересованность в предмете: спикер специализируется на зарубежном искусстве, и потому из четырех историй всего одна посвящена отечественным художникам. Еще один принцип отбора – стремление показать разные типы вражды и неприязни между художниками.

История первая. Владимир Татлин и Казимир Малевич

Эта история начинается в 1913-14 годах, когда Малевич и Татлин недолго, но мирно сосуществовали, работая в Лаборатории радикальных художников. Вражда же случилась на почве творчества. Малевич – главный локомотив супрематизма, Татлин – один из главных деятелей конструктивизма. Малевич отдает первенство цвету и форме, Татлин же визуальному восприятию не доверяет, предпочитая ему осязание. Татлин предельно материален – Малевич предельно оторван от материальности.

Расхождение в идеях – лишь причина вражды. Подогревали же ее сами художники. До сих пор неясно, что из их рассказов о том времени правда, а что – выдумка, ведь оба любили рассказывать своим ученикам небылицы. Малевич, к примеру, говорил, что его выгнали из Академии художников за то, что тот нарисовал натурщика зеленым – тогда как на самом деле он никогда в Академии не учился.

Оба художника так боялись, что один украдет у другого идеи, что на окнах их мастерских в 1915 году появились черные шторы. Ходит легенда, что Татлин раздавал ученикам топоры: завидев под окнами мастерской Малевича, те должны были немедленно уничтожить свои работы.

Еще одним камнем преткновения стал проект Башни III Интернационала, которую Татлин считал провозглашением новой эпохи. А вот Малевич, увидев проект, высказался о том, что Татлин слишком транжирит деньги.

Апогеем и финалом истории стали похороны Малевича. Пришедший на них Татлин, увидев гроб прямоугольной формы, оформленный в духе супрематизма, непримиримо заявил: «Притворяется».

История вторая. Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти

Трех величайших флорентийских художников Возрождения объединял не только гений, но и непростые отношения. Неприязнь между Леонардо и Микеланджело зародилась в 1504 году. На тот момент Леонардо уже был признанным авторитетом и начинающим художником, Микеланджело же только начинал себя проявлять. Так, именно Микеланджело выполнил одну из 12 скульптур ветхозаветных персонажей, которые должны были украсить Соборную площадь перед главным кафедральным собором Флоренции – Санта-Мария-дель-Фьоре. Когда он закончил работу над знаменитым «Давидом», собрался городской совет (в него входил и Леонардо), который решил, что место скульптуры – не на Соборной площади, а в лоджии Ланци, где заседал совет. Микеланджело не был в восторге от этого решения и надолго затаил обиду.

Не сложились у Микеланджело отношения и с Рафаэлем. Буонаротти считал, более молодой Рафаэль слишком много повторяется – здесь Дарья Черкасова акцентировала внимание слушателей на том, что школа живописи Возрождения строится на копировании работ известных мастеров, и нет ничего удивительного в том, что Рафаэль копировал работы Микеланджело и Леонардо, которых считал своими учителями.

«Вы, наверное, уже поняли, кто был главным смутьяном», – заметила Дарья, подчеркнув, что у Рафаэля и Леонардо никогда не было никаких конфликтов. Микеланджело же славился дурным характером. Чего стоит случай, когда, выслушав упреки церемониймейстера папы Римского о росписи западной стены Сикстинской капеллы, Микеланджело вписал в роспись своего недоброжелателя, изобразив его с ослиными ушами и оплетенным змеей. И такой случай – далеко не единственный.

История третья. Герард Рихтер и его внутренний конфликт

Предпоследняя история оказалась короткой, но не менее любопытной, чем предыдущие. В 1960-е годы художник Герард Рихтер, увлекавшийся гиперреализмом и абстракцией, рисовал живописные полотна с фотографий. Чуть позже он разочаровался в этом методе и уничтожил абсолютно все полотна… после того, как их сфотографировал. Впрочем, от приема художник не отказался, а в 2012 году даже разрешил своему фонду опубликовать те самые снимки. Состоялась выставка «Рихтериана», после которой один из художников нарисовал картины по фотоснимкам.

«Таким образом, весь цикл завершился, – отметила Дарья Черкасова. – Рихтер нарисовал с фотографий картины, которые сфотографировал, и с которых снова нарисовали картины». Таким образом, внутренний конфликт художника обернулся интереснейшим явлением в искусстве.

История четвертая. Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон

История художников Лондонской школы – пример того, как дружба может перерасти в холодное отчуждение. Фрейд и Бэкон знакомятся в 1945 году, и вскоре знакомство перерастает в тесную дружбу – несмотря на то, что их подходы к творчеству были тотально разными (это можно увидеть, сравнив написанные ими портреты друг друга) и разницу в положениях (Бэкон на тот момент широко известен, Фрейд только начинает свой путь).

Люсьен Фрейд. Портрет Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон. Портрет Люсьена Фрейда

Дружбу, которой не помешали разные взгляды на творчество и разница статусов, разрушили личные отношения: каждый из художников обзавелся семьей, они стали реже видеться и в конечном счете поссорились. Тем не менее, Фрейд горячо переживал, когда в 1988 году портрет Бэкона был украден во время выставки в Берлине, и разыскивал его в начале 90-х, считая, что без этой работы предстоящая ретроспективная выставка в галерее Тейт окажется неполной. Увы, портрет так и не нашли, хотя объявления были расклеены по всему Берлину.

Завершая лекцию, Дарья Черкасова пригласила присутствующих на встречу через неделю. Разговор пойдет о художнике и любви и обещает быть не менее интересным, чем первый.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов