Поиск по сайту

26 Июля 2019

Музы, жены, попутчики, легенды

О лекции «Художник и любовь» в Доме Маклецкого


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Проект «Курилка Гутенберга» продолжает рассказывать о том, как отношения художников повлияли на их творчество. В прошлый раз речь шла о разных видах вражды, вчера же научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств Дарья Черкасова рассказала несколько романтических историй, героями которых стали художники разных стран и эпох.

Как и в прошлый раз, Дарья Черкасова включила в лекцию четыре рассказа, которые раскрыли самые разные стороны любви. В истории под условным названием «Муза» речь шла о Данте Габриэле Россетти и Элизабет Сиддал. Будучи прерафаэлитом (прерафаэлиты – английскиехудожники и писатели, опиравшиеся в своем творчестве на искусство раннего Возрождения – до Рафаэля), Россетти задумывался об отказе от академизма, возвращении к искусству до Рафаэля. Художник нередко обращался к литературному наследию, в том числе рыцарскому роману, в котором важная роль отводится образу прекрасной дамы. Такой прекрасной дамой стала для него натурщица Элизабет Сиддал.

И не для него одного. В Элизабет Сиддал, девушке из простой семьи, прерафаэлиты увидели свой женский идеал – тип женщины кватроченто, эпохи итальянского искусства XV века. Вот, к примеру, картина Джона Милле «Офелия», для которой позировала Элизабет. Интересно, что художник так стремился к достоверному изображению, что попросил Сиддал позировать ему… в ванне.

Джон Эверетт Милле. «Офелия». 1852 год

Именно в мастерской Милле и познакомились Россетти и Сиддал. Элизабет стала не только возлюбленной, но и постоянной моделью Россетти: он изобразил ее на картинах «Паоло и Франческа да Римини», «Любовь Данте» и других. Художник создал чистый, возвышенный, романтический образ Элизабет на полотнах – и точно так же воспринимал свою возлюбленную в жизни.

Данте Габриэль Россетти. «Паоло и Франческа да Римини». 1855 год

Смерть Сиддал от передозировки опиума стала для Россетти страшной трагедией. После ее смерти художник написал картину «Блаженная Беатриче» по своим эскизам и рисункам. Россетти вернулся к живописи, и все его натурщицы были похожи на Элизабет.

Данте Габриэль Россетти. «Блаженная Беатриче». 1870 год 

История, озаглавленная «Жена», повествует о Пабло Пикассо и его жене Ольге Хохловой – русской балерине. Они познакомились в 1917 году: Дягилев ставил балет «Парад», в котором была занята Хохлова, а Пикассо выступал художником-декоратором. С этой любовной историей связан исторический анекдот: Дягилев якобы сказал Пикассо, что русских девушек нельзя просто любить – на них нужно жениться. Через некоторое время так и случилось.

В этот период кубизм остался для Пикассо в прошлом. Он постоянно рисовал Хохлову и ради нее даже вернулся к классическому стилю: возлюбленная хотела узнавать себя на портретах. На его картинах возникают счастливые пары, сюжеты о материнстве, сын Пауло…

Пабло Пикассо. «Пауло на ослике ». 1923 год

В середине XX века реалистический период в творчестве Пикассо завершается, а отношения с женой портятся. У Пикассо появляется любовница Мари-Терез, которая позже рожает ему сына. Несмотря на это, Пикассо не собирается разводиться с женой: в этом случае ей досталась бы половина его картин. А еще он продолжает ее рисовать – но эти картины совсем не похожи на те, что рисовал Пикассо в то время, когда только зарождалась их с Хохловой любовь.

Слева – «Портрет Ольги в кресле», 1917 год. Справа – «Обнаженная в кресле», 1929 год

Марина Абрамович и Улай – герои истории «Попутчики». Их романтические отношения оборачиваются плодотворным сотрудничеством: за совместную жизнь они создали с десяток перформансов. Все они были посвящены отношениям между людьми. Это и «Смерть себя», и «Невесомость», и «ААА-ААА», и «Энергия покоя», и многие другие.

Самым известным перформансом стала «Великая Китайская стена». Изначально он задумывался как акция, во время которой Марина и Улай должны были пожениться, встретившись на середине стены. Разрешения от китайских властей пришлось ждать восемь лет, и за это время изменились и отношения между перформерами, и смысл задуманной акции. Двигаясь навстречу друг другу, художники должны были решить, стоит ли им продолжать романтические отношения. Каждый продеалл 2,5 тысячи километров – а встретившись, они расстались навсегда.

Однако у истории есть продолжение. 22 года спустя в музее MoMa состоялся перформанс Марины Абрамович «В присутствии художника». На протяжении двух месяцев Марина ежедневно по несколько часов сидела на стуле и смотрела в глаза каждому, кто садился на против – это мог быть любой посетитель. Одним из таких посетителей стал Улай, и минутный безмолвный диалог стал самым волнительным моментом перформанса. Наличие профессиональной записи этого момента, как справедливо подметила Дарья Черкасова, наталкивает на мысль, что появление Улая на перформансе было неслучайным. А романтический флер вокруг этой истории развеивают судебные тяжбы за обладание авторскими правами на совместно созданные перформансы.

Рассказ «Миф» о Рафаэле и Форнарине закольцовывает лекцию. Роман одного из величайших художников эпохи Возрождения с его моделью, дочерью пекаря, окутан легендами. По одной из них, Рафаэль любил Форнарину с момента случайного знакомства до самой смерти, сделал ее своей главной натурщицей и всегда был ей верен. Форнарина же верностью не отличалась. По другой версии, девушка любила Рафаэля так же самозабвенно и преданно, как и он ее, и после его смерти постриглась в монахини.

Жан Огюст Доминик Энгр. «Рафаэль и Форнарина». 1814 год

То, что никто и никогда не знал, насколько достоверны эти легенды, не мешало художникам разных эпох, вдохновленным историей любви художника и его модели, использовать эти образы в своем творчестве. Екатеринбуржцы могут убедиться в этом, заглянув в Музей изобразительных искусств: в постоянной экспозиции представлена скульптурная группа «Рафаэль и Форнарина» итальянского мастера XIX века Фердинандо Вики. И, конечно же, образ Форнарины встречается у самого Рафаэля – на картинах «Дама с вуалью», «Форнарина». Именно на основе лика Форнарины написал Рафаэль «Сикстинскую мадонну».

Третья и последняя лекция цикла «Художник и отношения» состоится в «Доме Маклецкого» через неделю и будет посвящена дружбе.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов