Поиск по сайту

20 Августа 2019

Юкка Ванттинен: «Достоевский дал мне мощный заряд вдохновения»

Интервью с художником – участником V Международного фестиваля меццо-тинто


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Герой нашего интервью – Юкка Ванттинен – художник необычайно серьезный: за все время разговора невозмутимый скандинав не позволил себе даже намека на улыбку. Однако оказалось, что за суровой внешностью прячется удивительный рассказчик. Мы поговорили с Юккой о том, почему главным источником вдохновения для него стал Достоевский, какими были его первые работы и как фестиваль меццо-тинто в Екатеринбурге сумел завоевать его доверие.

— Юкка, расскажите, с чего началось ваше знакомство с техникой меццо-тинто? Какими были ваши первые работы?

— Я начал работать в этой технике, когда был молодым – в 20 лет. Я совсем один переехал из маленькой деревеньки в незнакомый город под названием Мальмё, в котором живу и сейчас. Это было смелое приключение в никуда: я был беден, без какой-либо финансовой поддержки, и все, что я мог себе позволить, – снять крохотную квартирку на чердаке. Я был никем, и чтобы хоть немного заработать, ходил в порт и занимался разгрузкой рыбачьих шхун. Зарабатывал около 200 крон в день – примерно 20-30 евро.

Разумеется, у меня не было денег, чтобы покупать книги – хватало только на еду и плату за жилье. Мне приходилось ходить в библиотеку, где я и начал читать серьезные книги. Первой из них, на которую упал мой взгляд, было «Преступление и наказание» Достоевского. Я пришел домой, в холодную квартиру, не снимая пальто, сел в кресло и начал читать роман. Чем больше я погружался в гущу событий, описанных в книге, тем больше понимал: это я – Раскольников, это обо мне написана эта книга! И только под утро я обнаружил, что уже рассвет, а я сижу, укутавшись в пальто в холодной комнате, и не могу перестать читать…

Я поступил в художественную школу, потому что там были все необходимые технические средства, которыми я мог воспользоваться. И я начал рисовать иллюстрации к этому роману, начиная с интерьера комнаты героя. Это помогло мне полностью погрузиться в обстоятельства и очень меня вдохновило. Мне казалось, что я рисую самого себя, а промозглая, холодная, неприветливая атмосфера Мальмё очень напоминала мне атмосферу Санкт-Петербурга. И хотя события романа происходили 120 лет назад, трагические события моей жизни приблизили меня к этой эпохе. Казалось, что я живу не в Мальмё, а в Санкт-Петербурге. Возвращаясь в свою квартирку, поднимаясь на чердак, я снимал ботинки и поднимался босиком, чтобы хозяйка не услышала моих шагов, ведь я опять не заплатил месячную аренду…

Я перечитываю эту книгу каждые пять лет на протяжении всей жизни и каждый раз нахожу в ней какие-то вдохновляющие моменты.

— Но почему ваш выбор пал именно на технику меццо-тинто?

— Потому что она больше всего соответствовала угрюмой, мрачной атмосфере романа, черно-белые тона погружали в бездну отчаяния. Меццо-тинто – единственная техника, которая подходила трагической, печальной истории Раскольникова. Но в итоге именно эта темная и мрачная история дала мне мощный заряд вдохновения.

Я прочитал и другие романы Достоевского, но именно «Преступление и наказание» сыграло определяющую роль. Роман стал отправляющей точкой и в технике работы, и в жизни. Я думаю, он вдохновил не только меня, но и многих других творческих людей.

— Что еще служит вам источником вдохновения, помимо литературы? Может быть, природа? На ваших работах можно увидеть силуэты деревьев, листья, водоемы…

— Да, конечно: поскольку я вырос в деревне, то по существу так и остался деревенским парнишкой – даже когда переехал в город.

— Вы говорили о том, что важная составляющая ваших работ – темнота: это пространство вы оставляете зрителям, которые могут наполнить его в своем воображении. Случалось ли вам услышать, что думают зрители о ваших работах?

— Я никогда не думаю о том, какое впечатление мои работы производят на зрителей. Я напряженно работаю над пластинами, создаю оттиски, весь погружаюсь в процесс и думаю только о том, каким будет мой следующий шаг, каким будет образное решение… И даже когда я смотрю на готовые оттиски, никогда не думаю, что обо мне подумают зрители. Меня это не волнует.

— Меццо-тинто – тяжелый, утомительный, скрупулезный труд, а тираж ограничен всего несколькими экземплярами. Тяжело ли расставаться с работами, которые сделаны таким тяжким трудом?

— С графикой в этом плане проще, чем, например, с картинами, написанными маслом: всегда можно сделать тираж из нескольких экземпляров, которые отдашь в музей, и при этом что-то остается у меня, поэтому расставание не настолько болезненно. В этом преимущество графики: можно тиражировать картины – пусть в ограниченном количестве, но все же определенном множестве экземпляров.

— Какие у вас впечатления о фестивале меццо-тинто в Екатеринбурге?

— Я впервые приехал на этот фестиваль, хотя он проходит уже в пятый раз. Я не особенно интересуюсь разными биеннале, триеннале, потому что обычно их жизнь не очень длинна – они заканчиваются, едва успев начаться. Но, наблюдая за фестивалем в Екатеринбурге, я увидел, что в него вкладываются серьезные ресурсы, участвуют достойные художники, организационный комитет делает огромную работу. Тогда я задумался и принял для себя решение приехать.

Здесь я встретился с коллегами, увидел множество работ, обменялся впечатлениями – все это очень вдохновляет для дальнейшего творчества. Очень важно подпитываться и соревноваться с яркими, талантливыми мастерами. В Швеции я единственный художник, который постоянно и профессионально занимается меццо-тинто. И для меня большая честь представлять свою страну здесь, в Екатеринбурге.

После интервью мы вместе с Юккой спустились в зал, где представлены его работы. Здесь можно увидеть его автопортрет, необычные эксперименты с отражениями и, конечно же, иллюстрации к роману «Преступление и наказание». «Это Раска (Так художник называет Раскольникова. – Прим. автора.), – говорит Юкка, указывая на одну из работ. – Мы с ним столько лет рядом, что я могу называть его своим другом».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов