Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

05 Сентября 2019

Пластиковые монстры. Перестанем ли мы их бояться?

Разбираемся в том, как экологические проблемы влияют на моду и искусство


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Тема экологии сейчас популярна как никогда. Одни свели на нет использование пластика в своем доме, другие сортируют мусор и отдают на переработку. Но есть и те, кто с помощью творчества начал преобразовывать предметы, чей путь раньше лежал только на свалку, или создавать вещи, не наносящие вреда природе. О таких способах обращения с отходами мы поговорим в нашем тексте, а также постараемся понять, почему все чаще художники обращаются к проблемам загрязнения нашей планеты.

Проблема есть?

Фото Татьяны Доукши для Культуры Екатеринбурга

О том, что растущие свалки — результат бесконечного потребления, начали задумываться еще во времена Римской империи. И пусть тогда мусор был в большинстве своем органический, но копившийся на улицах и свалках, он гнил, провоцировал вспышки заболеваний и мучил жителей древних городов запахом. Прогресс в этой области был столь ничтожен, что слово «утилизация» появилось лишь в XIX веке, а законы, впервые обозначившие основные направления сокращения мусора, — в 1996 году. С органикой научились справляться, вывозя ее как можно дальше, за пределы городов, где она, хоть и медленно, но разлагается. Но с основным загрязнителем Земли — пластиковым мусором — такой фокус не пройдет. С каждым днем его становится все больше, в то время как разлагается пластиковое изделие от 100 до 500 лет (в зависимости от его типа).

Пластик — угроза для окружающей среды. Интернет наводнен картинками, изображающими мучительную смерть или неполноценную жизнь животных, ставших жертвами пластиковых ловушек или поедающих пластиковый мусор. Вместе с водой и пищей микропластик попадает и в организм человека. А при его изготовлении заводы выделяют до 400 миллионов тонн углекислого газа в год. «Большинство видов пластика не разлагается микробами ни в каком виде, и поэтому весь тот мусор, который мы создали, будет сопровождать нас сотни, если не тысячи лет», — восклицают ученые в попытке достучаться до человечества.

Школьные ранцы, пеналы и аксессуары из переработанных пластиковых бутылок. Фото: Московский музей дизайна

Сейчас у нас покрытая пластиковым мусором планета. Огромные пятна с ним курсируют даже в океанах, их называют мусорными континентами. Есть лишь один выход из ситуации – повторное использование пластика. Это позволит не только сократить его количество на свалках, но и уменьшить энергетические затраты на изготовление этого материала с нуля. Из переработанного пластика можно создавать практически все: от бытовых предметов до произведений искусства, — и это понимает все большее количество людей.

«Сам по себе пластик — материал универсальный, экологичный и дешевый, — говорит куратор масштабной выставки, посвященной переработке пластика Fantastic Plastic, директор Московского музея дизайна Александра Санькова. — Экологичный потому, что изделия из него можно много раз перерабатывать, а изготовление их не так энергозатратно, как, например, металлических, керамических или стеклянных. Я считаю, что для дизайнеров XXI века переработанный пластик станет основным материалом, ведь с 1960-х, — в это время пластик стал массово использоваться, — его накопилось на планете слишком много».

Все вдруг задумались об экологии, это правда?

Кадр из оперы-перформанса о глобальном потеплении «Солнце и море». Фото: свободные источники.

Тема 22-й Миланской триеннале — «Поломанная природа: дизайн размышляет о выживании человечества», 16-й Стамбульской биеннале — «Седьмой континент: антропология децентрализованного мира», на 58-й Венецианской биеннале современного искусства под названием «Чтобы вам жить в интересные времена» художники представили несколько работ, посвященных теме экологии. В частности, оперу-перформанс о глобальном потеплении «Солнце и море». Для нее в музейный павильон завезли 35 тонн песка, по которому бродили, играли с собаками и детьми, загорали и читали книжки более 20 оперных певцов в купальниках. Три масштабных события в мире искусства, и все они посвящены теме экологии, что красноречиво говорит нам о сочувствии людей искусства проблемам, связанным с переизбытком мусора на планете.

Не меньше подобных примеров в мире дизайна одежды. Так, идея моды без вреда для природы стала главной темой международной выставки Fashion Tech. Она прошла 4 января в Берлине. На событии демонстрировали вещи, для создания которых использовали только легко восполняемые материалы: сумки из яблок, платья из грибов, апельсиновой кожуры и пальмовых листьев — и, конечно, одежду из переработанного мусора.

В России одним из проектов, связующим экологию и искусство, стала выставка Московского музея дизайна Fantastic Plastic, которую поддержала крупнейшая нефтехимическая компания в России «СИБУР Холдинг». Fantastic Plastic наглядно показывает, что переработка пластика может нести не только пользу, но и красоту. Экспозиция посетила несколько российских городов, среди которых есть и близкая к Екатеринбургу Пермь. В большом международном проекте принимают участие дизайнеры из Голландии, США, Бразилии и России. Экспонаты подобраны необычные: школьные ранцы и игрушки, стильная одежда, уличная и детская мебель, стройматериалы и оконные переплеты, — все создано из переработанного пластикового мусора, который мог оказаться на свалке. Есть даже ювелирные украшения Екатерины Лукьяновой, сделанные из бутылок. Они созданы так тонко, что кажется, будто перед тобой совсем не пластик, а стекло в изысканной обработке.

Работа Екатерины Лукьяновой для выставки Fantastic Plastic. Фото: Московский музей дизайна

Другой пример — работы Галины Лариной, создающей коллекции вещей из сплавленных между собой использованных полиэтиленовых пакетов и строительных пленок. Делает их Галина с помощью машины собственного производства. Ее бренд называется Plasticdoom или "Пластиковая бесконечность". Галина Ларина училась на факультете графического дизайна в Британской высшей школе дизайна и, работая над дипломным проектом, изучала, как меняется сознание людей, задумавшихся на тему раздельного сбора и переработки пластикового мусора. 

По мнению художницы, создание красивых вещей из мусора действительно актуально в российских реалиях. «Размышление на тему загрязнения окружающей среды на языке визуального искусства – то, чем мы занимаемся. Не всегда можно догадаться, что этот до боли известный пакет – из соседнего магазина. Когда созданная вещь привлекает внимание, она заставляет подойти поближе, рассмотреть. Лишь потом человек понимает, что перед ним настоящий водонепроницаемый дождевик из мусора, — говорит Галина. —  Когда дизайн, искусство и экологичность балансируют, и на их пересечении рождаются  одновременно эстетические и функциональные вещи, — это всегда привлекательно. Такие проекты запоминаются, это настоящее мастерство. Поэтому продуманный, устойчивый, бережный, циркулярный дизайн и переработка сейчас востребованы в России. Сегодня можно говорить о внимательном подходе ко всем стадиям создания продукта – от идеи, производства и переработки до утилизации».

Дождевик бренда Plasticdoom. Фото: свободные источники.

Другой крупный российский пример — выставка «Грядущий мир: Экология как новая политика. 2030–2100» Музея современного искусства «Гараж». Около 50 художников со всего мира заняли все основное здание институции. «Грядущий мир» стал одной из самых масштабных экспозиций музея за последние годы, цель которой — создание безграничной арт-инсталляции, чьей центральной идеей стала экология и ее проблемы.

Кураторы «Грядущего мира» Снежана Кръстева и Екатерина Лазарева утверждают, что в теме экологии их привлекает и одновременно страшит стремительность, с которой меняется мир. А именно вымирание целых видов животных и растений, возможные изменения в человеческой природе. Об этом же говорит работа Патришии Пиччинини «Выводок», представленная на выставке «Грядущий мир». В ней трое малышей неопределенного пола с покрытой шерстью спиной мирно спят, обнявшись друг с другом. Так художница размышляет над тем, как может выглядеть адаптировавшийся к новым климатическим и экологическим проблемам человек.

Работа Патришии Пиччинини «Выводок», представленная на выставке «Грядущий мир». Фото: свободные источники.

Глобальной инсталляцией «Грядущего мира» стали и рассыпанные перед входом в «Гараж» цветы тропической табебуйи золотистой – дерева, характерного для стран Карибского бассейна. Покрытый цветами московский асфальт выглядит необычно и заставляет задуматься о том, как скоро придет в Москву вызванная глобальным потеплением тропическая жара. Создал инсталляцию Дуэт Allora & Calzadilla из пластика и переработанных отходов одного из китайских заводов.

Как искусство может справиться с пластиковым загрязнением?

Искусство не способно перерабатывать весь мусор в утилитарные вещи в огромных масштабах, но оно обладает способностью проникать в сердца и надолго оставаться в сознании человека ярко пережитым впечатлением. Наши эксперты отмечают, что лучше, если такое впечатление будет не шокировать зрителя, а давать ему путь к развитию стремления помогать природе. «Шоковый контент пугает. Человек может закрыться от слишком негативной информации и, думая, что все совсем плохо, опустить руки. Художественная составляющая важна, потому что она позволяет очень легко и быстро обратить внимание человека на какую-либо проблему. В идеале она должна еще и давать какое-то направление движения к решению проблемы», — отметил на одной из своих лекций Николай Коробов, основатель проекта Biozavr и человек, который активно общается с горожанами и пишет для них статьи о том, как можно помогать природе без кардинальной пересборки собственной жизни. Цель «Биозавра» — помощь горожанам в сдаче разнообразного сырья на переработку. Проект работает по типу экотакси и забирает у неравнодушных граждан собранный ими пластик, макулатуру, стекло и другие фракции для того, чтобы каждая из них гарантированно не оказалась на свалке.

Цветы тропической табебуйи золотистой перед входом в Музей современного искусства «Гараж». Фото: Музей современного искусства «Гараж».

Люди, заботящиеся об экологии, как правило, стремятся рассказать о проблемах планеты и своему окружению. Если они создают красивые и стильные вещи или произведения искусства, то привлекают внимание большого количество людей. А в случаях, когда в крупных музеях открываются выставки, рассказывающие об экологии, тема эта приобретает и более широкий отклик. С нами согласилась директор Московского музея дизайна Александра Санькова. «Влияние искусства на людей очень сложно измерить статистически. Но выставки вызывают резонанс в СМИ и социальных сетях, который возникает после открытия. Это способствует распространению информации об острых и актуальных темах. Важно, что она доходит до большого количества людей. В случае с экологией необходимо делать хотя бы что-то. Я — сторонник теории малых дел и считаю, что, если кто-то хочет изменений, нужно начать с себя и делать то, что можешь. Если каждый из нас будет разделять мусор, сдавать пластик, макулатуру, пользоваться текстильными сумками, а не пластиковыми пакетами, то начнутся подвижки в лучшую сторону», — сказала она.

Одним из крупных идеологов в этом смысле является все тот же Музей современного искусства «Гараж», который давно перешел на программу ответственного потребления. «Года два назад мы с сотрудниками организовали проектный офис и стали думать, что мы можем поменять внутри музея, — рассказал директор «Гаража» Антон Белов в интервью журналу Vogue Россия. — Не призвать посетителей меняться, а вдохновить на изменения, прежде всего, самих себя». Так в музейном кафе начали продавать контейнеры для еды навынос и одноразовые стаканы из кукурузного крахмала и сахарного тростника, стали собирать макулатуру, пластик и алюминий, установили солнечные батареи. А для того, чтобы уменьшить углеродный след (совокупность выброса парниковых газов от деятельности отдельного человека или организации, например, ваш углеродный след включает все ваши перелеты и поездки на машине или общественном транспорте) от выставки «Грядущий мир», кураторы предложили не перевозить отдельные работы и создали их реплики на месте.

Экологичный подход к искусству включает и стремление дизайнеров и художников создавать такие вещи, которые возможно будет переработать и в будущем. Главное, чтобы виды пластика в изделии не смешивались. Такой подход использует команда 99recycle. Ребята перерабатывают пластик на собственноручно изготовленных станках и создают сумки, значки, бижутерию и даже декоративные предметы интерьера. Сейчас в моде, или на хайпе (пике популярности), поясные сумки. 99recycle работают с этой темой, создавая стильные и яркие «бананки». Для их изготовления берут пластиковую пленку, к которой добавляют пару слоев цветных пакетов и сплавляют все термопрессом (такую же технику использует Галина Ларина). Ходить с такой сумкой можно довольно долго, а когда она придет в негодность — вернуть ее назад изготовителям. Так она получит вторую жизнь и превратится, например, в сережки.

Значки из переработанного пластика от 99recycle. Фото со страницы сообщества Вконтакте.

Используют ребята и «крышечки доброты». #Крышечки ДоброТЫ — экологический и благотворительный проект, стартовавший в 2017 году. Дети и взрослые собирают крышки от пластиковых бутылок и сдают их на переработку. Если такой материал рассортировать еще и по цветам, то стоимость сырья увеличивается. Вырученные деньги добровольцы отправляют на помощь детям с особенностями развития. В 99recycle «Крышечки доброты» обычно отправляются в шредер, который перемалывает их в крошку. После мелкие частицы помещают в своеобразную «мясорубку». Она нагревает материал так, что на выходе получается однородная масса, с которой можно работать, как с пластилином. Если нагреть его сильнее, то пластик можно будет заливать в формы или наносить шпателем на холст.

Распространение знаний — тоже помощь!

Лидерами в переработке пластика были и остаются голландцы. Они не только развивают технологии по переработке мусора в Голландии, но и делятся опытом с другими странами. Например, проект 99recycle возник благодаря международному движению Precious Plastic. Его основал голландец Дэйв Хаккенс, который адаптировал большие промышленные перерабатывающие машины под маленькие мастерские и выложил чертежи в открытый доступ. «Некоторые установки были собраны по его чертежам. Однако мы вполне самостоятельный проект, который постоянно совершенствует технологические процессы и старается стать больше, чем маленькая мастерская по переработке. В некотором смысле мы уже ею стали», — комментируют в 99recycle.

Команда решила пойти по стопам голландцев. Они водят экскурсии по производству, участвуют во всевозможных благотворительных акциях и проводят мастер-классы. В названии 99recycle отражено стремление перерабатывать 99% мусора, производимого горожанами. Сейчас проект далек от этой цифры, однако важнее для него не только заниматься переработкой, создавая красивые вещи, но и говорить об осознанном потреблении с людьми. Например, они стремятся сотрудничать с компаниями, которые никогда не задумывались о раздельном сборе, чтобы выкупать у них сырье.

Экскурсия по мастерской 99recycle. Фото со страницы сообщества Вконтакте.

«Если понимать творчество в самом широком смысле, то на примере наших изделий мы хотим показать ценность вторичного сырья и привлечь людей к идеям переработки, — отмечают в команде. — Во многом наш проект — реакция на важный и нужный тренд на ответственное и осознанное отношение к пластику. Мы стараемся поддерживать эти настроения. Своей деятельностью мы хотим сказать людям, что каждая выброшенная в урну бутылка (условно бутылка, в основном, мы работаем с крышечками) — это впустую потраченный ресурс, а каждая сданная на переработку – может в итоге стать стильным и полезным изделием».

Выставка Fantastic Plastic тоже включила в свою программу публикацию важных текстов об экологии. Например, в скором времени командой организаторов будет переведено на русский язык руководство по переработке пластика, которую выпустило Министерство экологии Нидерландов. Документ выложат в PDF формате в общий доступ. Его можно будет бесплатно скачать. В рамках выставки готовят книгу об экологическом дизайне. Обложки книги создаст из переработанного пластика выпускница Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова Буля Тодаева. Станок, на котором художница сделает обложки, она разработала сама. Книги безвозмездно подарят в библиотеки вузов, музеев и городские библиотеки по всей России. «Все это мы делаем в рамках выставки Fantastic Plastic. Нам важно передавать свои знания, чтобы как можно больше людей задумались об экологической ситуации и о том, что может сделать каждый отдельный человек для ее улучшения», — подчеркивает Александра Санькова.

Почему люди решают связать творчество с экологией?

Во многом именно благодаря тому, что активисты распространяют практические и теоретические знания, все больше людей понимают и принимают новую экофилософию. «Если в Европе и во всем мире уже давно построены заводы и все время ведутся научные и технологические исследования на тему переработки отходов, то у нас (в России – прим.ред.) только в этом году была создана федеральная программа по переработке мусора», — говорит Александра Санькова.

Бренд Isidalibra специализируется на создании декоративных блесток для тела, которые обычно создаются из алюминия и полиэтилентерефталата — неразлагаемого материала. Его создательница Марья Конакова считает, что пока в России экологическая культура развита недостаточно для того, чтобы отношение людей к проблемам микропластика резко изменилось. Но, вдохновившись европейскими законопроектами о запрете этого материала в косметике, она решила сделать еще один шаг к благоприятным изменениям в системе и разработать специальную линейку блесток.

Экологичный глиттер Isidalibra. Фото со страницы сообщества Вконтакте.

Многие скажут, что большинство людей прекрасно обходится и без этого элемента в макияже, но для креативных индустрий, работники которых любят выделяться, фотосессий и модной молодежи наличие этого дара цивилизации стало одним из обязательных продуктов в косметичке или на одежде. В Екатеринбурге блестки тоже пользуются популярностью — стоит зайти в «Дом Маклецкого», и первое, что увидишь на прилавке — блестящие баночки с надписью Isidalibra. В них — разноцветные голографические кружочки, или глиттер, которые предназначены для того, чтобы украшать ими лицо, руки, ключицы или другие части тела. И так как отказаться от него насовсем не получается, то можно сделать его безопасным для природы. Бренд Isidalibra создал первую в России экологическую линейку глиттера Isidalibra *eco. Он в четыре раза тоньше, чем обычный, и создается из регенерированной растительной целлюлозы, получаемой из эвкалиптовых деревьев.

Основателя бренда Plasticdoom Галину Ларину впечатлили документальные фильмы о состоянии природы на данный момент и иностранная литература на эту тему. Ей хотелось изучить, как меняется отношение людей к теме раздельного сбора отходов и их переработки. На создание масштабной коллекции дождевиков и сумок из полиэтиленовых пакетов ее вдохновили беседы с однокурсниками в Британской высшей школе дизайна. «У меня был неограниченный доступ к разнообразным по цветам и графике пакетам, такая бесконечная палитра материала. Книжка за книжкой, статья за статьей, тест за тестом, и стало очевидно, что при правильном подходе любой мусор может быть отличным материалом для работы. Результатом годового исследования стала коллекция утилитарных вещей, раскрывающая потенциал и странную красоту самого популярного загрязнителя планеты — полиэтиленового пакета», — отмечает Галина.

Экологическое искусство продиктовано временем?

Случается и так, что художники неосознанно создают работы, вызывающие у наблюдателей ассоциации с темой экологии. Так, например, было с серией работ «Метрополис» Владимира Селезнева. Названный в честь немецкой антиутопии Фрига Ланга проект отсылает к социальным проблемам общества – разделению на богатых и бедных. В нем построенные из использованного пластика города выглядели кучей мусора днем и флуоресцирующей роскошью ночью. По словам художника, при создании «Метрополиса» он не думал о том, чтобы включить экологический подтекст в свою работу. «Не скажу, что целенаправленно стал использовать мусор для того, чтобы заставить людей задуматься об экологии. Когда я начал делать «Метрополис» в 2009 году, еще не было разговоров про раздельный сбор. Проблема так остро не стояла. Но у этих инсталляций есть несколько смысловых слоев, в том числе и экологический», — рассказал нам Владимир.

«Метрополис» Владимира Селезнева. Фото: свободные источники.

Во время работы над инсталляцией тоже возник неожиданный эффект, связанный с осознанностью потребления. «Метрополис» был создан в нескольких городах: в Екатеринбурге, Перми, Казани, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Москве, Сеуле, — и везде художнику был нужен материал для работы. За ним Владимир Селезнев обращался к местным жителям, которым нужно было собрать свой пластиковый мусор и принести в мастерскую. «Многие потом говорили, что они начали понимать, какое большое количество мусора каждый человек оставляет после себя», — отмечает художник.

Похожая ситуация произошла с «Пластиковой» серией работ художника Данилы Шмелёва, создателя работы «Малахит» на Фестивале уличного искусства «Стенограффия». Автор начал рисовать разорванный пластик потому, что его привлекала фактура этого материала. Зрители сами связали этот образ с темой освобождения общества от пластикового рабства.

«Малахит» Данила Шмелёва. Фото: свободные источники.

Сам художник отмечает, что проблема загрязнения Земли пластиком его действительно волнует, и в будущем он точно будет продолжать работать над ее осмыслением. «Когда рисуешь на стенах, то неизбежно используешь в качестве расходного материала пластик. Точно так же тату-мастера не могут от него отказаться. Я ищу возможность избавится от этого материала при работе, но каких-то замен ему пока не нашел. Художники в Европе тоже вынуждены использовать пластик в качестве расходного материала», — утверждает он.

Круговорот «зеленых» смыслов вокруг изначально не связанных с этой темой работ доказывает, что общество взволновано тем, что происходит с природой, а СМИ его в этом активно поддерживают, — каждая публикация, связанная с работой Данилы Шмелёва для «Стенограффии», указывает на ее экологический подтекст.

В последнее время к разговору о загрязнении Земли подключилась и поп-культура (даже Pornhub снял фильм на одном из самых загрязненных пляжей мира, чтобы привлечь внимание к проблеме распространения пластика на планете).

Отметим, что Екатеринбург стал одним из тех городов, где с экологической позицией горожан соглашаются и в Администрации города.  В этом году на праздновании Дня города, например, претерпел изменения «Праздник цветов». Раньше он длился всего несколько часов, и после все растения выбрасывались. На этот раз сквер у Октябрьской площади украшали живые растения в горшках. После Дня города их развезли по паркам и скверам города. А в созданном под крылом Управления культуры Администрации города Центре городских практик «Доме Маклецкого» не только продают экологичный глиттер и косметику, но и обсуждают судьбу родного города, в том числе, в парадигме экологичной жизни.

Девушка в блестках Isidalibra на открытии третьего этажа «Дома Маклецкого». Фото Татьяны Доукши для Культуры Екатеринбурга.

Разговаривая с экспертами и проведя уйму времени, зарывшись в большое количество статей на тему экологии и мусорной реформы, мы вдруг поняли, что все не так уж и плохо. Человечество постепенно начинает осознавать, кто мы и к чему идем, так что сейчас у нас есть шанс свернуть с дороги бесконечного производства одноразовых вещей на путь осознанного потребления и переработки. К выходу из сложной экологической ситуации подталкивают нас такие же, как и мы, люди: соседи, друзья, директора музеев и магазинов, работники фабрик и заводов, дизайнеры и художники, серфингисты, изобретающие приспособления для отлова мусора, и милые бабушки, шьющие своими руками продуктовые сумки и тканевые бахилы, — все те, кто не стремится напугать нас растущими горами мусора и погибшими животными, но хочет показать на своем примере, что жить экологично — просто.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов