Поиск по сайту

11 Сентября 2019

Смерть как приглашение к разговору

О 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Преодолеть границы бессмертия можно будет с 12 сентября по 1 декабря на Уральском оптико-механическом заводе и в кинотеатре «Колизей». «Бессмертие» — именно такую тему исследует куратор основного проекта 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства Шаоюй Вэн. Гостям события предлагают поразмышлять о взаимоотношении человека и технологий, а также культе смерти в разных культурах. Мы побывали на всех площадках международного события и своими впечатлениями делимся с вами.

Самая крупная международная региональная выставка в сфере современного искусства вышла на новый жизненный виток, и это подтверждает то, что на 5-й биеннале многое происходит впервые. Впервые событие зашло в стены работающего завода, впервые около трети участников основного проекта — россияне, и впервые география программы арт-резиденций расширилась за пределы Свердловской области.

В этом году Уральская биеннале обзавелась и двумя огромными бирюзовыми баннерами, на которых неоновым огнем сверкает окруженный гигантской спиралью лучистый символ то ли солнца, то ли звезды. Баннеры висят на административном корпусе завода и непосредственно при входе в здание, где развернулась экспозиция. По расположенным под символом указателям-стрелкам любители современного искусства могут сориентироваться в пространстве и понять куда идти.

Основной проект

Большую роль в любой выставке играет пространство, в котором она проходит. Слово «индустриальная» в названии биеннале прямо говорит нам о том, что для нее важна связь такого помещения с промышленностью. И эту потребность оптико-механический завод удовлетворяет полностью, бонусом предоставляя зрителю возможность побывать на территории настоящего действующего предприятия, вход без паспорта на которое не возможен. Преодолев это небольшое препятствие посетителю предстоит замечательное путешествие мимо идеальных лужаек, прекрасных, горящих зеленым светом семафоров и колючей проволоки, будто намекающей на то, что вошедший здесь всего лишь гость. На заводе сейчас проходит этап модернизации, из-за этого на время и освободились площади двух этажей, где смогла разместиться биеннале.

Миновав заводской двор и холл необходимо подняться на четвертый этаж и встретиться с основным проектом Уральской биеннале. Его название Шаоюй Вэй определила как «Преодолеть границы бессмертия: к множествам будущего». Выйдя с узкой и низкой лестницы в длинный заводской коридор первым делом, следует посмотреть наверх. Там, под самым потолком, расположилась видеоработа Дианы Фонсека Киньонес «Влюбленные». Словно пара, прислоненные друг к другу спички медленно исчезают в пожирающем их пламени. Объект является безусловной метафорой любви, и он же отсылает нас к одной из первых технологий человечества — огню.

Гуляя по узким коридорам, зритель раз за разом открывает для себя новые работы и новые смыслы, порой на его пути встречается и потрясающая игра с пространством и переходами. Они то водят по кругу, то выводят на гигантские свободные площади, о которых никак не думаешь, что встретишь их среди маленьких комнат. В одной из таких локаций размещена работа Кристины Лукаш «По часовой стрелке». В просторной, выкрашенной в белый цвет, комнате тикают темные часовые механизмы. Всего их 360 и каждый торопится вперед ровно на четыре минуты быстрее, чем предыдущий. Все вместе эти интервалы составляют 24 часа. Так, в одной комнате можно воочию увидеть часы, минуты и секунды, из которых состоит день.

Коридорные переходы и сами превращаются в произведения искусства. В одном из них можно почувствовать себя невесомым и, как по Луне, гулять в подпрыгивающей под ногами силиконовой грязи. Другой полностью заполнен зеркалами и позволяет увидеть себя со всех сторон.

В рамках выставки Шаоюй Вэй создала маленькие главы. Они состоят из нескольких работ, чьи авторы размышляют на схожие темы. Одна из таких глав посвящена Чернобыльской катастрофе. В нее входят живописные полотна Марии Сафроновой из серии «Кабинеты». На них нарисованы покинутые помещения: школьные классы, бассейн… «Чем больше на них смотришь, тем большей жизнью они наполняются», — рассказывает Шаоюй. В эту главу входит и фильм Брюсса Коннера «Перекрестки» с рассекреченными кадрами съемки чернобыльского взрыва. Запись сопровождается специально записанной музыкой, которая столь же прекрасна, сколь ужасен иллюстрирующий ее видеоряд. В «Перекрестках» сходятся страшное и прекрасное, вечное и сиюминутное.

Музеям и их пониманию бессмертия, в котором живое для того, чтобы попасть в музей, должно умереть, посвящена еще одна глава биеннале и работа Владислава Ефимова «Без крови». Художник фотографировал чучела животных с помощью инфракрасного излучения. Тем самым он акцентировал внимание на образах, в которых нет жизни. Карлос Аморалес заполонил целую комнату черными бумажными бабочками. Эта работа очень красива, но, когда находишься среди «Черного облака», не отпускает чувство, будто помещение наполнено мертвыми существами — коллекцей наколотых на булавку бабочек.

Бессмертие в творчестве — еще одна тема, на которую размышляет Шаоюй Вэй. Работы, которые до сих пор не окончены или которые продолжают жить несмотря на смерть их творца, наполняют самое большое пространство четвертого этажа. Здесь особенно выделяются живописное ковровое полотно из ярких цветов, которое Джилл Магид создала в честь архитектора Луиса Баррагана и картонные, идентичные фабричным вентиляционным трубам, скульптуры Шарлотты Позненске. «Картонные трубы» впервые были созданы в 1967 году, но даже после смерти художницы ее последователи продолжают работу и собирают их вариации на различных выставках.

Большой массив объектов посвящен взаимодействию человека и технологии. В комнатах оптико-механического завода вы можете встретить разобранного биочеловека, результаты работы нейросетей, которые пытались реставрировать греческие скульптуры, или ироничный видеоарт Арама Бартола под названием «Эстетика пользователя youtube». Он расположен в старом, обложенном плиткой заводском туалете. Несмотря на то, что многие художники говорят о технологиях именно в таком, насмешливом ключе, работы основного проекта вовсе не заставляют человека устыдиться своей зависимости от технологий. «Выставка не призывает людей забросить технологии и вернуться в пещеры, — утверждает Шаоюй Вэй. — Здесь мы пытаемся говорить о том, как можно быть более этичными в их использовании».

Находясь в коридорах этажа, заполненного проектами о смерти и бессмертии на разные лады переосмысленными 76 художниками и художественными коллективами, хочется испугаться. Испугаться, что все пространство вокруг говорит — «Человечество смертно!». Но сделать это по-настоящему никак не получается. 5-я биеннале, хоть и поднимает тему для многих страшную, но она не стремится к подчинению зрителя своей художественной воле и позволяет избегать мыслей о фатализме.

Арт-резиденции и исследовательский проект

С четвертого этажа следует спуститься на второй. Там вас встретит гигантский стеллаж. Его наполняют свидетельства предыдущих биеннале – фрагменты работ, карточки со словами и видеозаписи. Нужно лишь открыть один из ящиков и заглянуть в него. Здесь же расположена небольшая библиотека книг о современном искусстве, в которой можно найти и монографию «Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России». Ее издала Екатеринбургская академия современного искусства. Научным редактором монографии выступила проректор по научной работе ЕАСИ Лариса Петрова, а ответственным редактором — комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова.

Рядом с архивами расположились специально приглашенные проекты. Один из них создан лауреатом нобелевской премии по физике Константином Новоселовым и рассказывает о различиях и сходствах человеческого и искусственного интеллекта.

Также на этаже расположены 10 работ, ставших результатом взаимодействия современных художников и промышленных предприятий региона. Куратором итоговой выставки «Объекты в зеркале ближе, чем кажется» стала Кристина Горланова. В этот раз, работая в арт-резиденциях, художники постарались отказаться от романтизации промышленных процессов и взглянуть на наше индустриальное прошлое в социологическом ключе. Так Сессилия Йонссон в своей работе говорит об экономически невыгодной, но технически возможной очистке загрязненной промышленностью воды, а Аника Шварцлозе сравнивает части брошенных гигантских машин с умершими животными. И Сессилия, и Аника говорят о наследстве, которое оставляют нам фабрики и заводы.

Часть второго этажа занимает исследовательский проект. Каждый год его посвящают истории места, в котором проходит Уральская биеннале. И, если в прошлые годы, эта часть изобиловала текстами и цифрами, то сейчас ее заполнили минимумом слов и максимумом художественных образов. Гигантская скульптура дельфина, белая, неестественно длинная роба и масштабное художественное полотно рассказывают о коллективной памяти людей, когда-либо работающих на территории Уральского оптико-механического завода.

Кинотеатр «Колизей»

В отличие от здания, в котором расположился основной проект биеннале, «Колизей» к промышленности никогда отношения не имел. Поэтому его кураторы за основу взяли совсем другую индустрию — индустрию смыслов. Ее основой является интеллектуальная мысль, которая проявляется в искусстве. Именно поэтому первый этаж здания украшен бюстами великих мыслителей человечества. Сократ, Аристотель и, неожиданно, Гомер Симпсон стоят на белоснежных столах среди цветов. По периметру первого этажа — баннеры с летописью знаковых для истории биеннале событий. По периметру второго этажа — шкала времени, которая рассказывает о становлении идеи русского космизма.

Мечтания мыслителей о преодолении природных несовершенств нашли отражение в работах, выставленных на втором этаже «Колизея». Блуждая по разноцветным комнатам, вглядываясь в полупрозрачные желтые кубы или лицо глиняного индейца, невозможно не ощутить странный прилив чувств от этих дерзких, отчасти странных работ. А может быть, это предчувствие тех событий, что будут происходить в здании.

На время биеннале «Колизей» станет вместилищем публичной программы, разработанной Дмитрием Безугловым и Дарьей Маликовой. Кинозал станет на время конференц-залом, где пройдет главное событие — Симпозиум 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. В его рамках планируются пленарные сессии, лекции, дискуссии, семинары, форум «Культура и индустриальность», а также научно театральная лаборатория «1 000 лет вместе» и Death café, где люди рассказывают о своем отношении к смерти. Все они будут посвящены центральным темам биеннале — индустриальности, технологии и бессмертию.

О других событиях в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства вы можете узнавать в нашей афише.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов