Поиск по сайту

09 Октября 2019

Искусство открытых пространств

О второй лекции в рамках проекта «Градус толерантности» в ЕАСИ


Автор: Алена Попова Автор: Алена Попова
Мне нравится!

Вчера, 8 октября, в Екатеринбургской академии современного искусства состоялась вторая лекция в рамках проекта «Градус толерантности», посвященного анализу реакции общества на современное искусство в публичных местах. Ее прочитала доцент кафедры актуальных культурных практик ЕАСИ Анастасия Егорова.

На предыдущей встрече разговор шел об арт-объекте Покраса Лампаса – супрематическом кресте на площади Первой Пятилетки и ситуации вокруг него с точки зрения истории искусства, культурологии, семиотики. В этот раз слушатели изучили тему «Паблик-арт – искусство открытых пространств» на примере творчества американских и европейских художников. Анастасия Егорова рассказала о том, что такое паблик-арт и ленд-арт, каковы предпосылки возникновения этих креативных направлений и формы их влияния на развитие общества, в чем их идея и зачем вовлекать во взаимодействие с арт-объектом стороннего зрителя.

Паблик-арт – искусство улицы  

Паблик-арт – это искусство, существующее в публичных городских пространствах. Оно ориентировано на неподготовленную аудиторию и предполагает творческую коммуникацию со зрителем. Любой прохожий может стать частью инсталляции, выстроить свою логику взаимодействия с арт-объектом. В качестве одного из примеров Анастасия Егорова привела первый в мире паблик-арт-объект Аллана Капроу – «Двор».  В пространстве заднего двора галереи Марты Джексон в Нью-Йорке художник разместил несколько слоев автомобильных покрышек. Зрителям предлагалось взбираться на шины и перемещать их так, как им вздумается. Здесь легко читаются основные принципы паблик-арта: открытое пространство, совместная деятельность художника и зрителей, свободный вход.

Искусство – доступный товар

Иллюстрацией следующего тезиса стал проект Класа Олденбурга «Магазин». Скульптор высказался против тенденции резкого и неоправданного удорожания произведений его художников-современников в 1960-е годы. Олденбург превратил рядовой торговый бутик в своеобразную арт-студию, заменив в нем каждый продукт народного потребления аналогом, выполненным из папье-маше или другого нетрадиционного материала. При этом цены копий товаров не отличались от стоимости оригиналов. Таким образом Олденбург продемонстрировал еще одну важную константу паблик-арта – искусство рядом, искусство может быть товаром ежедневного использования.

Ленд-арт – искусство земли

Ленд-арт – это использование природных ресурсов для создания художественной композиции. Отличительные черты произведений в этом жанре: монументальность, недоступность и неразрывная связь с природой. «Чтобы увидеть такую работу целиком, над ней нужно воспарить, возвыситься», - сказала Анастасия Егорова.

Суть ленд-арта в согласии со стихией, в принятии факта, что арт-объект неизбежно исчезнет и нет возможности противостоять естественной силе окружающего мира. Яркий пример - «Спираль Джетти» Роберта Смитсона – огромная инсталляция, построенная из земли и камня на берегу Большого Соленого озера в США. Другой - «Поле молний» Уолтера де Мария: 400 действующих громоотводов в пустыне штата Нью-Мексико, обеспечивающие грандиозную пляску света и энергии каждые 2-3 дня. 

Свобода слова

Отличным дополнением к лекции стали рассуждения слушателей о внутренних смыслах арт-объектов. К примеру, работу «Протоптанная линия» Ричарда Лонга (автор протоптал полосу в пустыне) студенты интерпретировали по-разному: как метафору личного выбора художника, как игнорирование человеком окружающего мира и отсутствие осознанности движения, как иллюстрацию упорного монотонного труда для достижения масштабного результата. 

Изучение паблик- и ленд-арта не ограничилось этими примерами. Присутствующие также обсудили монументы из бывших зданий Элис Эйкок и их взаимосвязь с тонкой материей человеческой памяти, идею «упаковывания» объектов Христо Явашева и Жанны-Клод де Гийебон в контексте материальных благ и многое другое. 

Можно ли называть ленд-арт паблик-артом? Такой вопрос родился у слушателей лекции Анастасии Егоровой. Ответ на него предстоит найти на следующих встречах в рамках проекта «Градус толерантности». 

Фото Ивана Нечаева.
поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов