Поиск по сайту

16 Октября 2019

О чем может рассказать одна картина

В Музее ИЗО представили выставку произведения Маринуса ван Роймерсвале из Эрмитажа


Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

Дни Эрмитажа в Екатеринбурге традиционно начались с выставки одной картины. В этот раз екатеринбуржцам привезли показать работу Маринуса ван Роймерсвале «Сборщики податей» (первая половина XVI века). Представил нам шедевр Николай Зыков, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Казалось бы, картина всего одна, но как много можно узнать нового, понять и почувствовать, разглядывая плотно! Начнем в хронологическом порядке.

1. При поступлении в Эрмитаж картина считалась произведением Квентина Массейса, затем его мастерской, и только в XX веке ее автором признали Маринуса ван Роймерсвале (ок. 1490 – ок. 1567). Сведения о картинах (так называемый провенанс) очень часто раньше терялись (мы уже однажды рассказывали, почему так происходило). Сюжет – сборщики податей – был распространен одно время среди нидерландских живописцев. Считается, что первым к теме изображения сборщиков податей обратился Ян ван Эйк, а затем Квентин Массейс. Однако произведение Яна ван Эйка не сохранилось. «Сборщики податей, или Мытари» Роймерсвале восходят к картине Массейса, которому ошибочно приписывали полотно (установление настоящего имени художника похоже на детективное расследование).

2. О художнике Маринусе ван Роймерсвале известно до обидного мало. Он упоминается в «Книге о художниках» Карела ванн Мандлера: «Время его рождения и смерти мне неизвестно, но я знаю, что он жил во времена Франса Флориса». Конечно, приятно, когда твоим именем именуют времена, но кто такой Франс Флорис (голландский живописец и гравер XVI века) сегодня тоже мало известно широкой публике. Между тем, Роймерсвале родился в городке Реймерсвале, который к середине XVII века был поглощен морем. В официальных документах найдены следы того, что Маринус был осужден за участие в иконоборческих беспорядках – ох уже эти официальные документы! Но некоторые исследователи спорят с этим, доказывая, что то был другой человек. Скорее всего, наш Роймерсвале получил образование в области права и работал юристом, а в середине жизни начал писать картины. Помните, что у любителей всегда есть шанс остаться в истории, пусть не биографическими сведениями, так хоть своими произведениями!

3. Картины, относимые к наследию Маринуса ван Роймерсвале, являются произведениями, выполненными на высочайшем уровне – и по тонкости изображения, и по смыслу, и по композиции. Так говорят эксперты. Мы подтверждаем – действительно красиво и ладненько!

4. Сюжет о сборщиках налогов стал популярным в Нидерландах в XVI веке – тогда с населения кто только и за что только не собирал налоги. Императорская казна, региональные власти – графства и герцогства, муниципалитет, профессиональные гильдии (без участия в них человек не имел права заниматься любой деятельностью, кажется, что даже у попрошаек была гильдия!)... Николай Леонидович Зыков рассказал нам, что на одной из авторских копий этой картины разобрали надпись в тетрадке у сборщика подати – «муниципальный налог». Таким образом, перед нами городские налоговики. Познакомиться с распространенными вариантами сюжета можно в экспликации на выставке. В ней отражено, насколько это была животрепещущая тема! И чем дальше, тем герои сюжета становились в изображении художников страшнее и смешнее. Из чего мы делаем вывод, что налоги поднимались.

5. В картине очень много зашифрованной информации двух уровней. Первая символическая – к примеру, открытая дверь, свеча. Вторая расскажет нам о культуре повседневности людей того времени: об очках, монетах, письменных принадлежностях, смешных, как нам кажется, головных уборах. Кстати, вся эта информация есть на информационной электронной стойке рядом с полотном, поэтому мы секретами делиться не будем.

6. Эту картину приобрела в свою коллекцию Екатерина II, купив ее и еще несколько полотен у наследников первого премьер-министра Англии сэра Роберта Уолпола в конце XVIII века. Остается открытым вопрос, что хотел себе доказать премьер-министр такой развитой и передовой страны, как Англия в XVII веке, покупая в коллекцию одно из первых сатирических произведений на социально-политическую тему? А Екатерина II? Кстати, «Сборщики податей» – одна из самых старых (не по возрасту картины, а по нахождению в коллекции) картин в коллекции Эрмитажа. Принадлежность к коллекции Уолпола была вновь установлена относительно недавно – в конце XX века. Шедевр даже поучаствовал в выставке, посвященной этой коллекции, в Великобритании.

7. В XIX веке в Эрмитаже существовала практика переводить картины с дерева на холст. Дело в том, что помещение отапливалось печкой – температурный режим соблюсти было сложно. Дерево то рассыхалось, то увлажнялось, краска сыпалась. Тогда решили использовать специально изобретенную в то время во Франции передовую технологию: на изображение с лица наклеивали ткань, дерево с изнанки сбивали до грунта стамесками, а потом картину наклеивали на холст, а ткань с лица убирали. Конечно, сейчас мы думаем, что это немного варварски, но что делать! Перевод этой картины с деревянной основы на холст был выполнен в 1841 году Ф. Рыбиным. Кстати, процедура была дорогой, и сами мастера были очень в ней заинтересованы, всячески ее лоббируя. Сейчас музеям проще создавать особые климатические условия, и надобность в такой жестокой для картины процедуре отпала.

8. Во время Великой Отечественной войны картина хранилась в Свердловске в здании на Вайнера, 11. Во время транспортировки в ящик с картиной попала вода, а заметили это только после распаковки ее в Ленинграде. Длительное пребывание в непросушенном виде плохо сказалось на состоянии красочного слоя и лака. Произошло разложение в лаковом слое и связующего вещества в красочном слое. Полностью восстановить разложение не удалось, несмотря на реставрацию 1940-х годов. До последнего времени оставались видны следы протечки – белые следы по краске и разводы по изнанке.

9. Картина всегда (за исключением участия в выставках за пределами России и реставрационных работах) находилась в постоянной экспозиции Эрмитажа.

10. Николай Леонидович Зыков рассказал, как мучается хранитель, когда ему предлагают реставрацию картины: «Хранителю сложно давать согласие на реставрацию: всегда есть ощущение, что будут серьезные внедрения скальпелем, реагентами. Конечно, я доверяю реставратору, есть фотофиксация, видеонаблюдение. Но каждый раз я боюсь, что вдруг что-то пойдет не так – ведь картина себя не регенерирует». При этом он поделился, что работать с художником-реставратором Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Валерием Юрьевичем Боровкиным, который как раз и восстановил картину, – одно удовольствие.

11. Сколько существует картина – она живет: в ней происходят химические изменения. К примеру, лак начинает вступать в реакцию с пигментами и меняет восприятие цвета со временем. Реставраторы обычно оставляют на картине маленький кусочек, чтобы показать, какой она была до восстановления. На «Сборщиках податей» такой кусочек – вокруг инвентарного номера. Кстати, чей это номер – коллекции Уолпола или Екатерины II – пока загадка.

12. В тетради сборщика надписи сделаны на средневековой скорописи. Эрмитаж сейчас ищет специалиста по расшифровке такой скорописи, чтобы прочитать и понять текст. Картина еще не раскрыла всех своих загадок!

13. У любой картины есть контекст экспозиции. В Екатеринбургском музее изобразительных искусств полотно из Эрмитажа висит в окружении других приблизительно того же времени (кстати, некоторые из них – дар Эрмитажа екатеринбургскому музею). В таком контексте мы видим, как сюжет, еще пока не портрет и еще пока не изображение людей труда, которые станут героями в эпоху Просвещения, выбивается. Это уже не античные мифы, библейские сюжеты, иконы, натюрморты. На картине появился простой человек, да еще в сатирическом изображении, а это значит, что автор начал давать оценку своим героям.

Таких пунктов, что еще можно узнать, стоя у одной картины, можно написать еще много – попробуйте. У вас есть возможность сделать это самостоятельно до 12 января 2020 года в одном из залов Музея ИЗО.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов