Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

21 Октября 2019

В Первоуральск за паблик-артом

О второй встрече в рамках проекта «Паблик-арт как ресурс для развития территории»


Текст: Алёна Попова Текст: Алёна Попова
Мне нравится!

Месяц назад в Инновационном культурном центре (ИКЦ) в Первоуральске состоялось открытие образовательной программы «Паблик-арт как ресурс для развития территории». Этот проект – совместная идея Екатеринбургской академии современного искусства, Фестиваля светового искусства «Не темно» и ИКЦ. Каждая встреча предполагает знакомство с художниками и их творчеством, а также воркшоп. 16 октября героями дня стали участники арт-группы «Куда бегут собаки» Наталья Грехова, Ольга Иноземцева, Алексей Корзухин.

Художники работают в тандеме с 2000 года. Все это время они непрестанно создают кинетические скульптуры, объекты, инсталляции, видео, акции, активно участвуют в выставках современного искусства в России и за рубежом. Их проекты балансируют на грани искусства и науки, сочетают в себе глубинный философский подтекст и технический прорыв.

На своей лекции в формате artist talk художники в подробностях рассказали о своей творческой карьере, презентовали выполненные арт-проекты и поделились смыслами, которыми наделяют свои работы. Как обычной мыши не оказаться в плену упущенных возможностей? Съедобен ли борщ из ингредиентов реального времени? Быстро ли испаряется Конституция Российской Федерации? Делимся с вами самыми яркими наблюдениями встречи.

«Антивиртуальный шлем», 2008

Презентация лекционных слайдов началась с фотографий людей в странных устройствах на головах. Это антивиртуальные шлемы – оптические устройства для изменения стандартных настроек мозга. Нет, эта конструкция не откроет новые чертоги разума, но зато в прямом смысле заставит взглянуть на мир иначе. За счет зеркал, сферических линз и шор изменяется угол зрения – и вот правый глаз смотрит по-прежнему вперед, а левый уже назад. Всего художники изобрели шесть таких шлемов, и каждый из них открывает новые грани реальности. Благодаря несложному в применении механизму трансформируется понимание пространства, смещается смысловой фокус, мозг настраивается на другую модель восприятия. Разве может быть еще более крутой способ оценить многомерность мира?

«Бабушка – Мандельброт», 2011

Для реализации следующего проекта необходим перформер, и чем старше он будет, тем лучше. Как объяснили художники, возраст дает необходимое медитативное состояние для вылета в космос… Но давайте обо всем по порядку. Множество Мандельброта – фрактальная структура из подобных друг другу чисел, математическая граница перед началом пустоты. Существует специальная формула, по которой легко (ну или не очень легко) узнать, повезет ли условному числу остаться в множестве или оно обречено оказаться за той чертой, где начинается бесконечность. «Куда бегут собаки» просчитали эту формулу на сотни значений вперед и перевели ее в формат вязальной схемы. Свяжите-ка нам, бабушка, границу между пустотой бесконечности и наполненностью множества. И бабушки вяжут, вяжут с большим энтузиазмом, а пустота – это то, что находится за границами связанного полотна. Так как формулу Мандельброта можно просчитывать до скончания веков, художники решили, что и сам проект не может быть завершен как минимум в период их жизни. Поэтому для продолжения перформанса все еще находятся новые и новые бабушки, готовые оставаться за чертой бесконечности. Получается, и все мы тоже находимся в космосе, в неосязаемой пустоте?

«Поля 2.1», 2012

Роботизированная установка и магнитная жидкость –  этого будет достаточно для создания иллюзии всевидящего ока. Непретенциозный цилиндрический стол и стоящая на нем чашка с черной субстанцией не вызывают подозрений, если наблюдать издалека. Но стоит только приблизиться к арт-объекту, как на поверхности жидкости появляется глаз. Магнитные поля реагируют на каждое перемещение зрителя, вязкий наноматериал наполняется выпуклостями – глаз моргает, шевелится и не отводит взгляд от наблюдающего. За глазом в свою очередь следят две камеры, изображение проецируется на большие экраны вокруг. И тут встает вечный вопрос: кто за кем наблюдает? Человек как венец природы познает и изучает этот мир или существует другая среда, которая познает и изучает человека?

«1,4… 19», 2014

В проекте с интригующим названием начинается все довольно стандартно: есть лабиринт и есть мышь, которая в нем существует. Но тривиальность обрывается, как только подопытному существу приходится сделать свой первый выбор. Каждый раз, когда реальная мышь направляется в один из четырех коридоров лабиринта, в оставшиеся три устремляются виртуальные мыши – ее нереализованные возможности. Фантомы размножаются в параллельной реальности и тем самым ограничивают жизненное пространство подопытной мыши – ведь как только появляется риск пересечения настоящего и виртуального мира, дверки на поворотах блокируются. Таким образом, упущенные возможности могут заточить живое существо в четырех стенах.

Эксперимент не причиняет мыши никакого травмирующего опыта: она сыта, заинтересована и в любой момент может лечь спать на теплом полу – процессоре компьютера. Однако зритель рискует погрузиться в экзистенциальные размышления на многие часы и дни вперед – подобие мышиного лабиринта человеческой жизни пугает. Совершая десятки выборов каждый день, мы точно также иногда оказываемся в плену своих упущенных шансов и нереализованных возможностей.

«Испарение Конституции Российской Федерации», 2017

Следующий эксперимент вызовет интерес даже у тех, кто не обладает юридической подкованностью и далек от политики. Художники перевели главный закон России в азбуку Морзе и «зачитали» его языком пара. Буквы и слова Конституции, они же капли воды, ритмично падали на раскаленные утюги и тут же со страшным шипением превращались во влажный нагретый воздух. Если вы никогда не читали Конституцию РФ и не собирались этого делать, «Собаки» знают, как не напрягаться и получить всю необходимую информацию воздушно-капельным путем. Для этого понадобится всего лишь около 100 литров воды и примерно две недели свободного времени. Ну а если серьезно, то метафора инсталляции – в обесценивании слова и текста. Важный, весомый смысл наглядно превращается в пар и исчезает – еще одна страшная черта современности.

«Индекс трансцендентности», 2017

В очередной раз сложное слово в названии и не менее сложный идейный подтекст самого проекта. Давайте разбираться. Трансцендентность – философский термин, им характеризуется все, что находится за пределами человеческого опыта, познания и чувств. Образно говоря, это предустановленные по умолчанию в нашем разуме объекты, априорные слова. Например, пространство и время, добро и красота. Арт-группа «Куда бегут собаки» решили посредством индекса трансцендентности проанализировать тексты двух периодов: 1900-1917 и 2000-2017, и на основе этого анализа… сварить борщ. Художники субъективно присвоили каждому ингредиенту известного супа аналоги ингредиентов словесности: мясо – философия; картофель – проза; капуста – слова власти; морковь – поэзия; свекла – новости; приправы – частная переписка, мемуары, социальные сети; соль – реклама, объявления, научные публикации. С такими соотношениями сложно не согласиться, правда? Анализом текстов, расчетом продуктов и, собственно, самим приготовлением блюда занимался компьютер. Итогом эксперимента были два борща – один из ингредиентов начала 20-го века, другой – наполненный словами современности. Попробовать трансцендентность времени на вкус мог любой желающий.

А что потом?

После лекции от арт-группы «Куда бегут собаки» студенты отправились обсуждать свои собственные творческие идеи с директором фестиваля «Не темно» Софьей Сол. Как мы помним, итогом обучающего проекта «Паблик-арт как ресурс для развития территории» станет создание и презентация арт-объектов от слушателей курса в марте 2020 года. Спойлерить будущую выставку мы не будем, зато с удовольствием расскажем, как именно студенты хотят прокачать свои знания и навыки в рамках обучения.

Во-первых, многие из них планируют повысить насмотренность и расширить кругозор: изучение опыта коллег развивает чувство вкуса, помогает обрести собственный стиль и понять, к чему стремиться. Во-вторых, для студентов оказалось важным узнать, как именно создаются арт-объекты, с какими проблемами можно столкнуться и как их избежать; близкое общение с художником поможет заранее подготовиться ко всем сложностям, скрывающимся за поэтичным образом творческого процесса. Ну и в-третьих студенты готовы вновь и вновь совершать длинный путь из Екатеринбурга в Первоуральск в погоне за вдохновением.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры