Поиск по сайту

07 Ноября 2019

Авангард: дорога за горизонт

Какие идеи можно почерпнуть из авангарда


Мне нравится!

Екатеринбургский музей изобразительных искусств запустил новый цикл лекций «Авангард: дорога за горизонт», который будет идти весь сезон 2019/2020. Он посвящен русскому художественному авангарду 1910-1920-х годов – живописному наследию, утопическим проектам и радикальным практикам эпохи, опирающимся на слом мировоззрения человека, на время быстрых изменений и как результат– качественно другой образ жизни человека.

Цикл лекций от ЕМИИ – это новая точка сборки, новые подходы к авангарду, который рассматривается как ресурс – ресурс идей для художника, искусствоведа, музейного работника, архитектора, дизайнера, рекламщика и верстальщика, даже инженера-конструктора, а также всего остального человечества. Так как авангард был свернут извне – государственной системой, то многие его идеи до конца не развились и так и остались в зачаточном состоянии. Мы сейчас находимся на похожем историческом витке и можем вдохновляться там – в историческом авангарде.

Первую лекцию прочитала Ирина Кудрявцева, заведующая отделом современного искусства Екатеринбургского музея ИЗО, прозвучала тема «Происхождение русского авангарда».

Что мы понимаем под авангардом, какова его хронология – с этого начал лектор. Сам термин противоречивый – перед искусствоведением еще стоит задача привести понимание русского авангарда к единому знаменателю, но чаще всего авангардом называют то, что было создано в хронологическом отрезке 1910-х – 1930-х годов. Начало – это естественным путем складывающееся изменение во взгляде и отражении действительности художником. Конец – спущенный сверху перелом, огосударствление художественной жизни в стране, запрет любых творческих товариществ и создание единого Союза художников (1932 год).

Попытка успеть за временем

Еще один основной вопрос, который часто поднимается для понимания авангарда – чтотакое эксперименты русского искусства в 1900-е – 1910-е годы: процесс, параллельный европейскому искусству, модернизму, или продолжение европейского модернизма на русской почве? Ответа нет, но ясно, что все это обусловлено социальными, политическими, экономическими, научными, культурными изменениями и внутри самой страны, и вообще в рамках всего человечества.

Промышленный рывок, ускорение темпа жизни, переход от традиционной культуры к индустриальной рождает новое ощущение физиологических возможностей человека. Человек, а тем более художник того времени, вдруг по-другому начинает ощущать скорости, его взгляд и возможности расширяются. К примеру, изобретается рентгенография, и вдруг оказывается, что можно смотреть вглубь вещей. Расширяются границы географии, и вдруг оказывается, что и тело, представление о котором было конечным, тоже еще не до конца изучено, и его границы тоже зыбкие. Вслед за всем этим и идет новое искусство – авангард. В этом есть переклички с днем сегодняшним – мы тоже не успеваем за временем, только менее легки на подъем, чем человек 100 лет назад.

Релятивизм жизни

В начале XX века происходят и философские изменения, которые строятся на релятивизме, теории относительности в физике, принятии одновременно нескольких точек зрения – в искусстве это выражается в возможности одновременно существовать разным, исключающим друг друга трактовкам на одно произведение. Становится вдруг нормальным то, что произведение можно не понять.

Предмет (объект) теперь меняется в зависимости от точек зрения на него. Не изменяясь в своих физических качествах, он меняется во взгляде субъекта. И сколько субъектов, сколько точек зрения (местоположений) у одного субъекта, столько и наборов качеств у предмета. Такая особенность напрямую отразится в авангарде, который начнет отказываться от изобразительности и реалистичности.

Манифесты авангарда

Как и стремительный XX век, авангард рвет с традицией. Он опирается на принцип самообновления: каждый последующий шаг отрекается от предыдущего. Это эпоха всеобщего анализа. Отрекаясь от прошлого, художник тоже стремится в будущее. К сожалению, при этом он забывает о настоящем.

Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат (Третьяковская галерея)

В качестве примера самообновления лектор приводит несколько пар работ художников, сделанных в одно время. К примеру, картины Ларионова 1911 года. Чуть ранее написана картина «Отдыхающий солдат» (в эстетике городского наивного искусства), позже – «Лучистые линии» (отказ художника от всего найденного прежде, от стабильности и успешности).

Михаил Ларионов. Лучистые линии (Башкирский государственный художественный музей)

И между ними нет и года. Художники начинают изображать не предмет, а ауротическое свечение от него. Происходит скачок от предметного изображения до отказа от него – отказа от предметности и сюжетности. Практика Ларионова поражает разнообразием подходов и стремительностью развития.

Новый язык

Художники придумывают новый язык, чтобы успеть адекватно отразить быстро меняющееся время – предыдущий язык за ним не успевает. Реализм отвергается, приходит символизм – знаковая система, которая используется для поиска другой традиции. Под другой традицией мы подразумеваем множество вариантов: народную культуру, маргинальную культуру, наивное творчество.

Наталья Гончарова. Каменная дева

Лектор предлагает референсы – отсылки творчества авангардных художников к другой культуре, не академической. Это могут быть детские рисунки, вдохновлявшие Ларионова; примитивные языческие скульптуры скифских баб, которые использовала Наталья Гончарова; Ван Гог и японизм.

Фигурка скифской бабы

«Обращение вариативно, нет регламента и закрепленного сценария взаимодействия с традицией, – убеждает нас лектор примерами. – Есть свобода и хулиганство, в некоторой степени. Источником вдохновения может стать все – от иконы до лубка и вывески с ярмарочного развала». Это ли не девиз современных художников, ищущих вдохновение во всем?

Синтез различных видов искусства

Материалы различные, графика и живопись выходят за рамки холста и даже за пределы галереи (музея, студии художника). К примеру, Татлин и его контррельефы 1914 года (восстановлены, хранятся в Русском музее). Это трехмерные скульптуры, которые взаимодействуют с пространством. Что было революционно для того времени, для нас – привычная инсталляция. Но Татлин первым преодолевает пространство холста, выходит в жизнь.

Художник-демиург

Художники того времени отказывались от повествовательности, от отношения к образу как копии реальности, действительности. Они доказывают, что зрение может нас обманывать, мы можем видеть не все или не то, что есть на самом деле. Главное для художника – воссоздание новой реальности, не изображение, а преобразование реальности.

Надежда Удальцова. Кухня (Екатеринбургский музей ИЗО)

Это новое зрение. К примеру, кубистические опыты – программный этап для художников авангарда. Пример – Надежда Удальцова «Кухня» (1915 год). Это аналитический кубизм, но важно для художника не то, что он изобразил, а факт преображения. Художница разбирает каждый предмет и, по сути, делает геометрические раскладки: мы как бы смотрим на каждый объект на картине с нескольких точек зрения. Из чего состоит этот мир? Как его можно разобрать на элементы? Хотя бы так, как художница – аналитически. За каждым изображением начинает стоять целая философия, как у Малевича за «Черным квадратом». Мы не всегда можем понять смысл картины, у экспликации появляется важная роль. (Давайте ответим себе честно, а многие ли сегодня современные работы, к примеру, на Уральской индустриальной биеннале мы понимаем без экспликации?)

Павел Филонов. Цветы мирового расцвета (Русский музей)

Коллажи, бесконечные повторы появятся чуть позже. А пока Павел Филонов рисует в 1915 году «Цветы мирового расцвета»: он идет от одного элемента – глаза, который он, как кристаллическую форму, использует для новой искусственно выращенной формы. Живопись он называет «деланием картин».

Проектность и футуризм

Выходя за пределы холста, художники создают проекты. Они идут семимильными шагами, а помогает им то, что у них нет прошлого как груза: они завтра отвергнут не только то, что было до них, но и то, что они сами делали вчера. Авангард направлен в будущее.

Татлин – целая кладезь нереализованных проектов, идей, опережающих свое время с инженерной и художественной точки зрения, с точки зрения сознания аудитории.

Башни Третьего Интернационала – реальный архитектурный проект, пылящийся на архивных полках, частично реализован (они явно вдохновлялись им) современными азиатскими архитекторами. Из нереализованных до сих пор – персональный летательный аппарат, который помогает человеку расширить границы своего тела за счет крыльев. Из тех его проектов, что нашли воплощение в жизни, – экологическая бумажная одежда.

Эти художники настроены на усовершенствование мира: новой стране нужны новые формы, новый стиль жизни. Эль Лисицкий и его конструктивистские проекты – это как раз новая реальность для нового советского человека. В основе – политическое стремление создать нового человека, новую модель мира. На первый план выходят прикладные формы искусства – архитектура, дизайн, которые могут наладить новые связи и новый коммунальный быт.

 Горизонтальные небоскребы Лисицкого, рисунок к проекту.


Варианты современного воплощения горизонтальных небоскребов Лисицкого

Горизонтальные небоскребы Лисицкого, к примеру, тоже опережают время, хотя и символизируют новый строй той эпохи, в которой он жил. Не были реализованы от его имени, но воплощены современными азиатскими архитекторами.

Еще один пример – интерьер рабочего клуба Родченко. Он автор не просто образа, а реальных функциональных вещей: стульев, столов, этажерок. Вслед за ним дизайнеры интерьера берутся за разработку новой мебели, соответствующей пространству, которое они задумали, то есть они уже не только составляют образ из готовых вещей, но и придумывают их. Вслед за этим вдруг оказывается, что через личное пространство человека можно программировать его жизнь. К примеру, поставив шахматный столик или кресло у книжных стеллажей, можно получить человека, который часто будет играть в шахматы или волей-неволей начнет читать.

Важность роли зрителя

Художник – демиург, но оценить его может только зритель. Именно он будет взаимодействовать с результатом труда художника. Программное заявление Эль Лисицкого – «Рабочий кабинет».

Это новое выставочное пространство для экспозиции современного искусства – авангардного беспредметного искусства. Пространство зонировано, определяется логика движения взгляда зрителя, и как авангард непредсказуем, так и тут нет горизонтальной развески картин. Взгляд подвижен, он прыгает вверх и вниз, и это программирует восприятие новой живописи по-новому – не статично, а в динамике. Кроме того, на стенах есть рейки и они окрашены в разные цвета с разных сторон, проходя это пространство или находясь в разных точках, мы видим разную фактуру стены, разный цветовой фон, и это тоже динамика и неоднозначность пространства, что было революционно для того времени – времени разрушения устоявшихся тысячелетних связей. Так появляется новый физиологический опыт восприятия действительности.

Политизированность русского авангарда

Авангард воспринимался как политический проект: он совпал с революцией по времени и в нем много политической риторики. Но он больше этого. Он реформировал эстетику, социальный мир человека. Авангард разметил пространство для новых типов социальных связей. Чего только стоят проекты фабрик-кухонь, нового типа домов, превратившихся в итоге в коммуналке, в которых предполагалась свободная от быта жизнь. К сожалению, социальные связи остались (к примеру, тип соседа по коммуналке), а мечты о приспособленной для этого среде так и остались мечтами – за редким исключением (которым как раз и может похвастаться наш город – городок чекистов, комплекс домов на пр. Ленина, 54, дома на Уралмаше). Авангард погиб в итоге из-за своей близости к политической системе, хотя поначалу обслуживал ее.

На следующих лекциях сотрудники музея будут рассказывать, как авангард повлиял на наивное искусство, а оно – на авангард; как появилась коллекция авангарда в Музее ИЗО; какие есть художественные направления; какие языки открыл авангард; как авангард повлиял на производство; что было бы, если бы не было авангарда.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов