Поиск по сайту

20 Ноября 2019

Прививка «Русскими сезонами»

Об открытии Международного фестиваля «Русские сезоны в Париже. 110 лет»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

Вчера в Уральском центре развития дизайна состоялось яркое открытие международного фестиваля, посвященного юбилею начала масштабной акции по пропаганде русской культуры в Европе и мире. 110 лет назад с подачи великого русского импресарио Сергея Дягилева мир узнал о русской музыке, русском изобразительном искусстве, русском балете. Спустя более века акция Дягилева продолжает вдохновлять творцов, и доказательство тому – выставка художественных работ и арт-объектов «По следам Серебряного века…», которая и стала отправной точкой всего фестиваля.

Выставка открывается небольшим историческим экскурсом: фотографии, плакаты, шаржи, эскизы выхватывают из течения времени самые яркие, необычные, запоминающиеся черты «Русских сезонов». Изящные и содержательные экспликации окунают посетителя в стихию дягилевской акции – бурлящую, творческую, захватывающую самых талантливых, самых мощных (и модных!) художников, композиторов, артистов того времени. Зарядившись этой энергией, посетитель отправляется дальше – в экспозиции, созданные сегодняшними молодыми людьми под впечатлением от «Русских сезонов».

Гуляя по залам, в которых выставлены работы студентов УрГАХУ и учеников Лицея имени Дягилева, невольно отмечаешь, насколько сильно отразились «Русские сезоны» в полотнах, скульптурах, мультипликационных роликах, фотографиях. Это не работы «для галочки», но творения, пытающиеся осмыслить глобальное культурное явление, передать его величие, оригинальность, свободу творческого духа. Погружение в историю «Русских сезонов» – эдакая прививка, которую должен сделать каждый начинающий художник. Прививка от ощущения творческого бессилия, от недостатка вдохновения, от обволакивающей серости будней.

«Представленные здесь работы говорят о высоком уровне и большом интересе к имени Сергея Дягилева. В Екатеринбурге, где есть прекрасная образовательная база для появления новых деятелей культуры, и должны проходить такие фестивали, как «Русские сезоны в Париже». Для Управления культуры большая честь и удовольствие быть партнером этого прекрасного события», – отметила первый заместитель начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Елена Трофимова.

Работы (46 живописных и графических, 11 керамических) самых юных участников выставки – в экспозиции Лицея имени Дягилева. Здесь много портретов самого импресарио, что неудивительно: как рассказал заместитель директора лицея по блоку искусств, кавалер Ордена Дягилева за пользу русской культуре Сергей Кухаренко, ученики с первого класса на уроках истории искусства узнают, кто такой Дягилев и чем он знаменит. «Более того, первое, что вы увидите, если зайдете в лицей – наш парадный стенд с гербом, словами гимна и портретом Сергея Павловича кисти Лева Бакста. Он называется «Портрет с няней», но, как правило, когда дети его копируют или интерпретируют, няню как-то забывают»,– рассказывает Сергей Кухаренко.

Портреты Дягилева утопают в море работ, повествующих о балете: ученики изобразительного отделения учатся бок о бок с воспитанниками отделения хореографического и любят рисовать танец. Для одних он предстает недостижимой мечтой, в которой легкая, как воздух, балерина блистает на сцене; для других балет – ежедневная и нелегкая работа в классе (и в таких работах очарования не меньше: дети прекрасно чувствуют и уже знают по себе, что в творчестве самое вдохновляющее – не результат, а процесс); для третьих же пуанты и пачки – лишь красивые элементы в картине, рассказывающей о детской беспечности. Вот две маленькие балерины, не переживая, помнутся ли нарядные пачки, о чем-то шепчутся и болтают в воздухе ножками в пуантах – на невероятно теплой картине запечатлен момент доверительной дружбы. Нам легко представить, как закончится перерыв: малышки, встав у станка, вытянутся в струнку, ноги и руки примут четкие позиции… Но таких картин много, а эта, будто бы слегка незавершенная, с небрежными линиями и мазками краски, – одна. И в ней виден талант настоящего художника, пусть пока совсем юного.

Рядом с экспозицией дягилевского лицея – творения студентов девяти направлений УрГАХУ. Чего здесь только нет: масштабные тканевые полотна, объемные бумажные фигуры, афиши фестиваля «Русские сезоны в Париже. 110 лет», эскизы костюмов, зарисовки сцен из спектаклей, фотографии моделей в нарядах в стиле модерн, даже мультипликационные зарисовки. Пространство настолько плотно заполнено образами, каждый из которых борется за внимание зрителя, стремится стать центральным, что кажется, будто в пропитанном творчеством воздухе вот-вот материализуется сам Дягилев. Оглядится вокруг, улыбнется в усы и, постукивая по полу тростью, отправится наслаждаться плодами своих трудов…

Выставка «По следам Серебряного века» – не единственное событие фестиваля «Русские сезоны в Париже. 110 лет». 2 декабря в театре «Урал Опера Балет» пройдет гала-концерт: зрители увидят перформанс «Ускользающая красота» от преподавателей и студентов УрГАХУ, а также сольные выступления учащихся хореографического отделения лицея им. С.П. Дягилева, артистов «Урал Балета» и Пермского театра оперы и балета – выпускников лицея им. С.П. Дягилева. Концерт пройдет в Екатеринбургском театре оперы и балета 2 декабря в 18:30.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры